Евгений Рык __ НЕОБЫЧНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ УРОКИ
Московский литератор
 № 19, октябрь, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Евгений Рык
НЕОБЫЧНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ УРОКИ


     "В Центре Владимира Высоцкого на Таганке есть самый уютный в столице театрально-концертный зал. Самый настоящий театрик (даже с балконом для зрителей!). В этом теплом московском особнячке чуть ли не ежедневно проходят театральные и эстрадные премьеры, московская и приезжая публика знакомится здесь с молодыми коллективами или с новинками мэтров, по каким-то причинам не имеющие своих "именных" сцен. Комиссия по драматургии МГО СП России была приглашена на премьерный показ театра "Турандот" спектакля екатеринбургского автора В.Зуева "Икотка".
     "Сначала о пьесе. По определению писателя это комедия. По формату — одноактный спектакль на мужской актерский дуэт. По духу — анекдот. По факту — довольно трагический. Впрочем, режиссер спектакля, выпускница режиссерского факультета Щукинского театрального училища, член Москов-ской городской организации СП России Ирина Глебова именно этого и добивалась от драматургического материала (и добилась, замечу). Да, в общем-то, трагического в пьесе куда больше, нежели комического. Пересказывать сюжет не буду, это некорректно перед грядущим зрителем, но порассуждать на тему виденного хочется. "Икотка" — это, собственно, что?!
     "Пять лет изучая в институте физиологию человека (а также патофизиологию органов дыхания), я легко себе представляю медицинский аспект этого неприятного для любого гадкое поведения собственного организма. Бр-р-р!
     "Драматург из быв. Свердловска всё-таки не Чехов, не Булгаков и не даже Горин (то есть, не врач по образованию, работает он дизайнером, судя по Википедии). И его интересует не медицинский аспект этого физиологического процесса, а некая волшебная его часть. Нет, не "волшебная", тут я не прав, "народное" его трактование. И опять не прав! Не народное, а именно языческое, дохристианское.
     "Мы никогда в детстве не задумывались, что в СССР вообще есть мистика. Что вокруг нашей страны враги — знали все, что пионеры — герои, тоже. Ни в одном школьном учебнике не говорилось о том, что было в нашем государстве до принятия христианской религии, как и о религии любой вообще. Это было… где-то там… далеко… Даже у самого знаменитого вопросника нашего детства — "Алёши Почемучкина" — не возникал почему-то вопрос: "А кто такая Баба Яга? Леший? Водяной?". В детских фильмах они всё-таки появлялись, но, упаси Господи, без объяснений их происхождения. Только прописка! Темный чащобный лес, страшная трясина, малярийное болото... Потом в какой-то момент к этим персонажам нечистой в общем-то силы стали обращаться чаще. Появился Домовёнок Кузя, Шишок (Ролан Быков), добрая Яга в исполнении Татьяны Пельтцер… Но и в этих художественных и мультипликационных лентах не торопились сообщать о том, что герои те — языческие.
     "Конечно, образованная часть публики совала нос в иные учебники, читала на иностранных языках, слушала мудрых старцев и, наконец, уяснила. В древнем веровании, пришедшем из глубины веков, а в Древнем Риме и совершенно официально было полным-полно богов, титанов и покровителей ремесел и искусств. Добрых поменьше, а злых в сто раз больше. Тут же замечу, что и традиций от язычества осталось так много, они так сильны, что легко дошли и до наших дней.
     "В Древнем Киеве (тогда не столицы УССР, а прямо-таки древних полян) Икота считалась не какой-то там заумью "миоклонического сокращения диафрагмы", а прямым и понятным нам желанием Нечистой силы (что живет, понятно, в каждом индивидууме) поделиться своим мнением на общие темы.
     "Теперь, надеюсь, авторский смысл пьесы понятен. Вам, но не всем зрителям спектакля, так как не все они оканчивали философские, филологические и исторические факультеты университетов. Не все скупили знаменитый двухтомник "Мифы народов мира". Но постепенно, силами комического дарования режиссера и актеров Владимира Жукова (Сергей) и Владимира Чуприкова (Федор) ситуация проясняется. В отличие от американского нашумевшего фильма "Экзорцист", автор, режиссер и исполнители (и подавно — герои) с вселившимися с ними потусторонними силами не борются, а стараются как-то сосуществовать.
     "Не всегда зрителю понятна символика оформления сцены. Но есть очень интересные постановочные находки. Есть у спектакля и композитор (Евгения Жажело), но собственно музыки или пусть даже интершумов в действии почти нет, хотя в некоторых пронзительных моментах их критически не хватает.
     "Переходя к графе "Итого", хочется самого себя ударить по рукам: спектакль экспериментальный, хоть, по сути, и целостный. Все на месте: интродукция, кульминация, развязка, аплодисменты благодарной публике и цветы симпатичному режиссеру. Но главное признание все-таки Его Величе-ству театру, поход сюда — всегда маленькое приятное событие в жизни любо-го зрителя. Спасибо многим добрым, умным и талантливым людям: Театральный институт имени Бориса Щукина, Московский театральный центр "ВИШНЕВЫЙ САД" под руководством Александра Вилькина, Международный театральный фестиваль современной драматургии "Коляда-плейс" и, даже самый неожиданный в этой компании, Московский Государственный Машиностроительный Университет) за заботу о зрителе, за внимание и поддержку современного искусства.