Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 № 21, октябрь, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА


     Недавний трагический инцидент в Бирюлёво снова вынес на повестку дня национальный вопрос — вопрос, от которого официальные инстанции привыкли отгораживаться комфортными идеологическими штампами и жизнеутверждающими патриотическими слоганами. Некий нелегальный мигрант убил гражданина России, русского. Бездействие (или недостаточно внятное действие) властей повлекло за собой то, что СМИ деликатно назвали "массовыми беспорядками" (по другим оценкам, произошедшее имело признаки стихийного народного бунта). Некоторые СМИ сообщили, что "сложившейся ситуацией воспользовались националисты". Обывателю, таким образом, заботливо разъяснили: некие "плохие" националисты воспользовались "сложившейся" ситуацией, и, следовательно, только поэтому произошли массовые столкновения граждан с полицией ("беспорядки"). Эта версия удобна, прежде всего, тем, кто по должности обязан поддерживать общественный порядок в стране: она позволяет переложить ответственность на "деструктивные силы". А откуда взялась эта ситуация? Выходит, что ниоткуда. Она просто "сложилась" (как, заметим, и многое другое в современной России — коррупция, казнокрадство, безответственность на всех уровнях и т.д.). Вопросы, почему у нас в стране стали возможными и приобрели массовый характер такие явления, как нелегальная миграция и неизбежно связанная с ней уличная преступность, и, особенно, как со всем этим бороться, теряются в дебрях высокоинтеллектуальных рассуждений чиновников разных уровней. Теряются, и концов не найдёшь. Потому, что, если начать искать ответ всерьёз, почти неизбежно вторжение на "минное поле" либерального демагогического дискурса: "толерантности", "прав человека", "вызовов времени" (с которыми сегодня так модно носиться), и неосмотрительно высказанное соображение может быть истолковано как "разжигание" чего-нибудь. Поэтому для ответственных инстанций выгоднее отделаться привычными идеологическими штампами, а оно там само как-нибудь утрясётся, утрясалось же раньше как-то... Но совершенно ясно, что спрятаться от национального вопроса не удастся, особенно в нынешних условиях его объективного обострения. Более того, его невозможно решить раз и навсегда, он требует постоянного внимания и ежедневной рутинной работы государства и общества.
     В некоторых кругах современной управленческой элиты давно и прочно утвердился обычай во всех текущих проблемах обвинять Советскую власть. То обстоятельство, что последней не существует более двух десятков лет, не мешает списывать на неё собственную неспособность решать проблемы, стоящие перед государством сегодня. Национальный вопрос не является исключением. На протяжении всего существования СССР (не считая выморочной "перестройки", положившей начало развалу страны) государством последовательно и неуклонно проводилась политика укрепления братства народов. Все попытки поколебать это братство пресекались немедленно, порой жёстко, но делалось это в интересах абсолютного многонационального большинства. Спрашивать о национальности в советское время было не то, чтобы не принято, а просто как бы ни к чему, равно как не было никакой необходимости скрывать свою национальность. Все народы жили единой семьёй, ассимилировались по своему желанию и склонности или не делали этого, оставаясь в любом случае полноправными и уважаемыми гражданами Советского государства. Понятие "миграция" было знакомо только специалистам в соответствующей области и не имело нынешнего негативного оттенка. Но вот наступила "демократия", СССР оказался разрушен — и демон розни, межнациональной и межрелигиозной, овладел сердцами многих людей, заполнив вакуум, образовавшийся после дискредитации коммунистической идеологии. Излишне напоминать, что ничего нового и случайного в этом нет. Использование межнациональной розни для отвлечения народных масс от борьбы за свои социальные права является неотъемлемой практикой капиталистического строя. Поэтому при оценках подобных негативных явлений современности всегда необходимо задавать древнеримский вопрос: "Кому выгодно?"…