Александр Алиев __ «ЛЮБИМЕЦ МУЗ И ВДОХНОВЕНЬЯ»
Московский литератор
 № 21, октябрь, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Александр Алиев
«ЛЮБИМЕЦ МУЗ И ВДОХНОВЕНЬЯ»

     Множество замечательных личностей — поэтов, писателей, учёных, артистов — дали России Приволжские земли. Из Астрахани родом Василий Тредиаковский, из Саратова — Николай Чернышевский и Константин Федин, из Симбирска — Николай Карамзин и Иван Гончаров, из Казани — Гавриил Державин и Николай Лобачевский, из Ярославля — Леонид Собинов. Перечень можно продолжать и далее. С Казанью также связано явление на свет 1 февраля 1873 года великого певца Фёдора Ивановича Шаляпина, и с момента того протекло ровно 140 лет.
      
     Сын простых крестьян, не получивший никакого образования и начинавший петь в церковном хоре, стал звездой мирового уровня, его голосу стоя аплодировали даже коронованные особы. Да и как было не любить такого человека — саженый рост, кудри, выразительные глаза… Кстати, многие специально приходили проверять, правда ли, что от шаляпинского голоса дрожат оконные стёкла. И это оказывалось сущей правдой.
     Разумеется, основная творческая деятельность артиста протекала в Петербурге и Москве, на сценах Императорских Мариинского и Большого театров, Русской частной оперы С.И. Мамонтова, оперных антрепризах Зимина и Аксарина. В обеих наших столицах Фёдор Иванович часто и подолгу жил, и сейчас здесь открыты его мемориальные музеи. Наиболее известен московский Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина на Новинском бульваре.   
     Этот особняк артист купил в мае 1910 года, причём место для жилья выбиралось отнюдь не случайно. Оно имело богатую историю и было овеяно целым рядом легенд и преданий, о коих Шаляпин не мог не знать. Позади бульвара расстилался живописный и богатый Воскресенский "государев сад", ставший впоследствии патриаршим. А за садом открывалась потрясающая по своей красоте панорама Пресненских прудов. Почти до самого конца XIX столетия сохранялись здесь деревянная мельница, поставленная владельцем села Кудрино, героем Куликовской битвы серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым у перегороженной возле самого устья плотиной речки Пресни, и руины бывшего деревянного дворца грузинского царя Вахтанга VI и его сыновей Бакара и Георгия. Можно представить себе, какое впечатление производила загадочная романтика сих построек на горожан, гуляющих в хорошую погоду по парку возле прудов… Кстати, память о дворце жива в названиях улиц Большой и Малой Грузинских, которые пролегают в пространстве современной Пресни.
     Вероятно, Фёдор Иванович знал также, что соседним ампирным особняком (на углу Большого Девятинского переулка) владела некогда семья прославленного драматурга и дипломата Александра Грибоедова.
      
     Дом, вернее, целый усадебный комплекс с великолепным садом, что Шаляпин приобрёл у семьи купцов Баженовых, был возведён в последнее десятилетие XVIII века и чудом уцелел в огне Великого московского пожара 1812 года. К моменту перехода в руки певца здание нуждалось в серьёзном ремонте. Эту задачу взвалила на свои плечи супруга Фёдора Ивановича, Иола Игнатьевна.
     Молодые люди познакомились в 1896 году в Нижнем Новгороде во время летнего гастрольного сезона труппы Саввы Мамонтова. Рыжеволосая итальянская бестия прима-балерина Иола Торнаги вошла в сердце Шаляпина с первой минуты. Выйдя из состояния шока, он начал неумело ухаживать за красавицей. Зрелище довольно уморительное: она не знает русского языка, он не владеет итальянским. Объяснения только при помощи мимики и жестов. Иола даже сначала не понимала, чего этот высоченный Il basso от неё хочет.
     Лишь на генеральной репетиции оперы "Евгений Онегин" пришло разъяснение. Итальянке вдруг показалось, что со сцены прозвучала её фамилия. Она, было, решила, что это какое-то созвучное русское слово. Однако в зале раздались хлопки, и все, как по команде, повернулись в сторону Иолы, сидевшей в ложе рядом с Мамонтовым. Савва Иванович усмехнулся: "Поздравляю вас, Иолочка! Феденька только что признался вам в любви".   
     Донельзя очарованный Шаляпин, исполняя в картине петербургского бала знаменитую арию князя Гремина, позволил себе озорную отсебятину:
      
     Онегин, я клянусь на шпаге,
     Безумно я люблю Торнаги…
      
     (Кстати, сочинитель оперы, Пётр Ильич Чайковский, в 1870-х годах тоже обитал на Новинском бульваре — через дорогу от того особняка, где позднее поселился Шаляпин.)  
      
     Через два года, летом 1898-го, в скромной Казанской церкви подмосковного села Гагино состоялось венчание. Свидетелем со стороны жениха был Савва Мамонтов, свидетелем невесты — художник Константин Коровин. Среди почётных гостей — композитор Сергей Рахманинов. Иола Игнатьевна Торнаги-Шаляпина — как стали её называть в России — после рождения первенца Игоря оставила карьеру балерины и полностью посвятила себя их с Фёдором Ивановичем счастливой семье, в коей всего появилось на свет шестеро детей, три сына и три дочери. Письма певца к жене неизменно начинались самыми нежными словами: "Радость моя, красавица, дорогая Иолинушка!.."  
     Итак, в мае 1910 года великий артист обретает новое жилище. В восьми комнатах двухэтажного центрального корпуса всё было обставлено на европейский лад, и сразу же появился телефон (неслыханная по тем временам редкость). Здесь собиралась вся культурная Россия — Максим Горький и Леонид Андреев, Александр Головин и Мамонт Дальский, Иван Бунин и Иван Москвин… В Большом театральном зале проходили репетиции, в частности, с неизменным шаляпинским аккомпаниатором Фёдором Кенеманом. Рядышком в бильярдной обсуждались вопросы художественные и личные. Фёдор Иванович вообще чрезвычайно любил гостей.
     Особенно весело бывало у Шаляпиных в дни Рождественских праздников. У Ирины Шаляпиной сохранились воспоминания, как перед Новым годом в доме готовили благотворительную постановку детской оперы "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" композитора Миттельштетта. Маленькие актёры радостно примеряли самодельные красочные костюмы скоморохов, Месяца, Солнца, злой Царицы, доброй Царевны и печального королевича Елисея. "Отец не уставал давать дельные советы по вокалу и гриму, а мама была и главный режиссёр, и балетмейстер, и педагог по сценическому движению, и костюмер, и концертмейстер… Все возбуждены и счастливы — ещё бы, в эти новогодние праздники они все были вместе…"   
      
     Необходимо подчеркнуть — со славой Шаляпина в России не мог тогда сравниться, пожалуй, не один артист. Известный музыкальный критик Юрий Беляев писал, что "в Первопрестольной три чуда: Царь-пушка, Царь-колокол и Царь-бас — Фёдор Шаляпин". Певца постоянно донимали всякого рода поклонники. Известен, например, такой случай.
     Студент Илья Штейн буквально боготворил Шаляпина, не пропускал ни одного его концерта, по нескольку раз пересмотрел все спектакли с его участием и бережно хранил все приобретённые билеты. Как-то на Сухаревском рынке, на развале у букиниста, Илья заприметил маленький альбом любительских фотографий. Многие снимки запечатлели Шаляпина совсем ещё молодого. Юноша не мог пройти мимо такого раритета и, не раздумывая, купил его на последние деньги.
     С началом Германской войны Штейна мобилизовали в армию и в качестве вольноопределяющегося I разряда зачислили в маршевую роту. Ожидая со дня на день отправки на фронт, Илья увидел однажды взволновавшую его до глубины души афишу: Шаляпин давал в Большом театре концерт, весь сбор с которого поступал в фонд "Лазарета имени Шаляпина".
     Молодой человек метался по всему городу в поисках билета, но нигде не сумел достать его. Тогда в отчаянии надумал лично отправиться к Фёдору Ивановичу и попросить о помощи — ведь может так случиться, что он никогда более не услышит своего кумира.
     Слуга долго не хотел впускать Штейна, ссылаясь на то, что "Фёдор Иванович перед выступлением завсегда молчат и не велят беспокоить". Илья продолжал настаивать, говоря, что непременно желает вручить Шаляпину одну вещь.
     Тут по счастью в прихожую вышел сам певец. Он выслушал горячую тираду своего поклонника, взглянул на пачку разноцветных билетов.
     — Всё это хорошо, но на завтрашний концерт и у меня билетов нет...
     Сделав вид, будто не расслышал его слов, Штейн продолжал:
     — Вот что я принёс вам в подарок!
     Шаляпин взял альбом, перелистал его и восхищённо воскликнул:
     — Да ведь это наш казанский семейный альбом!.. Ну и находка!.. Как он попал к вам?
     — Купил у букиниста на Сухаревке.
     Фёдор Иванович, не выпуская из рук альбома, вытащил бумажник, порылся в нём и медленно протянул Штейну билет.
     Вечером следующего дня Илья впервые сидел в пятом ряду партера.
     К слову: вышеупомянутый лазарет Ф.И. Шаляпин организовал на свои средства в октябре 1914 года в одном из двух флигелей московской усадьбы, и Иола Игнатьевна Шаляпина вместе с дочками Ириной и Лидией ухаживали за ранеными солдатами. Ещё один "шаляпинский" лазарет создан был в Петрограде, на набережной Екатерининского канала, там артист часто пел пациентам народные песни.   
      
     Практически сразу же после Октябрьской революции 1917 года шаляпинский особняк был национализирован. Здесь поселилась беднота, гениальный певец ночевал в крохотной комнатушке второго этажа, которую именовали "голубятней". С отъездом же Фёдора Ивановича в 1922-м за границу судьба дома и вовсе оказалась нерадостной: он ветшал и, наконец, пришёл в аварийное состояние.
      О возможности создания на Новинском музея Шаляпина впервые заговорили лишь весной 1960 года, когда в Советский Союз впервые приехал сын артиста, известный американский художник Борис Шаляпин. Он много ездил по старой Москве и новостройкам, встречался с людьми, увлечённо фотографировал и, надо полагать, со щемящим сердцем заглядывал через прутья металлической решётки во двор дома своего детства, наблюдая за жизнью его теперешних обитателей. В середине 1970-х годов идея стала более реальной — Борис Фёдорович с дочерью Ириной вновь посетили Москву, привезли в дар будущему музею много шаляпинских личных вещей, театральных костюмов, в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки демонстрировали любительский фильм о С.В. Рахманинове с участием Фёдора Шаляпина.
     Вслед за тем Б.Ф. Шаляпин добился от советского правительства разрешения перезахоронить прах своего отца на Новодевичьем кладбище. А в 1988 году состоялось, наконец, торжественное открытие мемориального Музея-усадьбы Ф.И. Шаляпина.
     С тех пор экспозиция неоднократно пополнялась реликвиями, переданными другими детьми артиста, а также частными коллекционерами — почитателями шаляпинского гения. Залы и Галерея особняка сочетают интерьеры, рассказывающие, как и о повседневном быте, образе жизни Фёдора Ивановича, так и о жизни публичной, сценической. В общем, усадебный комплекс на Новинском бульваре приобрёл вид, достойный его прежнего хозяина.
     Не так давно в скверике по соседству был открыт импозантный памятник великому артисту.
      
     В заключение скажем несколько слов о петербургском Музее-квартире Ф.И. Шаляпина на Пермской (ныне Графтио) улице, где в доме № 2 наш герой периодически проживал с 1914 по 1922 год.
     Своим возникновением данный музей обязан, собственно, Исаю Дворищину — тенору-хористу и режиссёру Мариинского театра, близкому шаляпинскому другу и личному секретарю. Этот худенький, невысокого роста человек никогда не блистал вокальными данными, зато отличался ярким актёрским мастерством, особенно, комедийным. Он был беззаветно предан Фёдору Ивановичу, и когда тот отправился за рубеж, переселился с семейством в его квартиру, оберегая вещи, мебель, полотна и скульптуру, книги, архив.
     Продолжая служить в Мариинке, Дворищин в 1941 году не уехал вместе с труппой в эвакуацию, а остался в осаждённом Ленинграде. Первая трагическая блокадная зима унесла его силы — в марте 1942 года Исай Григорьевич умер, однако сумел полностью сохранить всё, что было связано с петербургским периодом жизни и творчества Шаляпина.
     После войны квартира превратилась в обычную коммуналку, родственники Дворищина обитали в одной из комнат — туда и были перенесены несметные ценности. В конце концов, благодаря настойчивости ленинградской культурной общественности и, прежде всего, замечательного литературоведа Ираклия Андроникова, на основе этого собрания и была создана мемориальная экспозиция. Музей открылся в 1975 году — на тринадцать лет раньше своего московского "собрата".
     …Посетить оба эти музея стоит непременно, интересным будет каждый зал. Ведь искусство и сама личность Шаляпина стали одним из символов подлинной России, её непокорного, талантливого духа.