Книжного воздуха праздничный дух —
жизнестихия моя.
Стихослагатель и книгопастух —
Это с мальчишества я.
Юрий Панкратов
Поэт Юрий Панкратов заявил о себе еще в пятидесятых годах. Его дебют был поистине ошеломляющим. Его стихотворение "Страна Керосиния" (сатира на соцсистему, еще тогда!) стремительно обошло огромную читательскую массу вплоть до лагерей. Людям хотелось свежего слова, и они его услышали. Правда, за свою лихую сатиру поэт сильно получил по шапке от властей предержащих, но, однако, устоял. Порвал со своим окружением (Евтушенко Ахмадулина) и стал держаться особняком, отдавшись целиком
поэзии.
В стихах Юрия Панкратова чувствуется культура. Цветок и Вселенная — таков диапазон его поэтического видения. Его маленькое стихотворение "Пастух" выдерживает сравнение с античной классикой. Слово он чувствует на вкус, на звук, на запах, он как бы осязает слово.
Мир поэта многоцветен, напоен ароматом поля и леса. Подобную радость бытия ощущали древние греки. Поэма "Зеркала" написана с виртуозным мастерством. Это сатира с прорывами в онтологические глубины бытия. По прочтении этой поэмы остается ощущение некой тайны жизни ли, слова ли, к которым прикоснулся.
Юрий КУЗНЕЦОВ
Предисловие к сборнику стихов Юрия Панкратова "Стихотворения", 1995 г.)
* * *
Внезапно ль, по-другому как-нибудь,
но сокровенно, словно мановенье,
наступит он, придет когда-нибудь
тот грозный миг, то трудное мгновенье.
Из бездны бездн забрезжит Млечный путь,
круг Зодиака обозначив строго.
И примешь ты страданья крестный путь,
и с тем шагнешь за горизонт порога.
Но тщетно там, в реальности иной,
стенать, что прожил жизнь свою убого,
когда, забыв в пространстве шар Земной,
твой дух узреет вечный космос Бога...
* * *
В чем высота моего одиночества...
Не по причине ль одной —
с иночеством, что, позабыв имя-отчество,
светит для жизни иной?
Но ведь не странно казалось на свете
жить средь людской маеты,
если была у меня на планете
невозвратимая ты...
Полночь о прошлом роняет пророчества.
Ветер уносит их прочь...
А надо мной во всю мощь одиночества
реет вселенская ночь —
учит меня — по-над бережком млечности
звезд травостой приминать
и, осознав одиночество вечности,
там — о Земле вспоминать...
ЧЕСТНЫЙ ХЛЕБ
Оглядывая жизнь как поле,
от синих далей дней до сих,
я вспоминаю поневоле
себя, сложившим первый стих.
Предощущая то, что ново,
и славя века целину,
я звал строительное слово,
в страну влюбленный и весну.
Во имя карусели будущего,
дней предцелинных фармазон,
я мнил строкой раздвинуть будничного
теснящий сердце горизонт.
Но — трах! — на стих мой отозвался
один эксперт — такого рода
статьей: мол, автор оторвался
от родины и от народа.
Тогда мне было лет семнадцать.
Юней, чем травка с огорода,
я и не мыслил отрываться
ни от земли, ни от народа.
Был мой зоил из той породы
людской, чье дело быть в дельцах,
что долго строили погоду
в литературных облацах.
Одни из них шутя прожили,
дерзая классиков хвалить,
другие истине служили,
терзаясь жаждою — хулить.
Привыкши бить локтем, коленкой,
а надо — кулаком под дых,
такие строили карьерки
на "завихреньях" молодых.
Они вокруг взирали строго:
а вдруг да случай улыбнется,
и литмалец, хотя б немного,
хоть чуточку, но ошибется.
А ошибется — ушибется!
Уж тут о жалости забудь.
Поможем! Всмятку расшибется!
О, если б только кто-нибудь...
Лицо духовного уродца
теряло разом сизый цвет,
и он походкой краснофлотца
шагал к начальству в кабинет.
И там рыдал, что обнаружил
когда, где, кто и что нарушил,
де, это форменный разврат
и к формализма дням возврат.
И неуч находил возможность
других с амвона поучать,
ну и, конечно, если можно,
под это дело "получать".
Он рать "своих" сзывал походом.
Он дело ведал. Ни черта!
Пусть видят все, что он с народом
и тем безродным не чета.
Что над водой валун комолый,
он над моею нависал
строкой, везде ища крамолы,
о чем бы я ни написал.
Есть у меня стихи про звезды, —
о муза, образ нашепчи! —
стремящиеся ввысь, как искры
костра, потухшего в ночи.
И вот уж он хватает воздух
рукой (гореть ему в аду!):
— Ага! Какие это "звезды"
имел такой-сякой в виду?
Так год за годом верный критик
(куда тебе твой Марциал!)
угрозами помпезных критик
меня вниманьем порицал.
И, наконец, сейчас в печати,
привыкший сладко есть и пить,
всю жизнь сумевший беспечально
на демагогии прожить,
упрек мне бросил он (О небо,
то ли реву, то ль хохочу!):
"— Не нужен пафос ваш! Я хлеба,
взрыдал он, — честного хочу!
Мне хлеба честного подайте!"
Ну что ж, возьмем и подадим,
а не пошлем куда подальше.
Затем, что лишь такой едим.
За все, что было в эти годы, —
да разве ж ты один такой! —
тебя я приглашаю в гости
вот этой грустною строкой.
Садись к столу, радетель черствый.
Словами не кипи взахлеб.
Взгляни — торжественно и чисто
на нем сияет честный хлеб.
Поэзии упрямый воин,
я от твоих забот лишь креп.
Не церемонься. Будь спокоен —
ты "заработал" этот хлеб.
МЕЧТА
Вот бы мне средь базарного люда,
коли стать не случилось поэтом,
золотого водить верблюда,
пусть шептались бы: он с приветом!
Разноцветной глазури блюда
оттеняет бухарский шелк.
Виноградны глаза верблюда,
чей окрас золотисто-желт.
Изразцы голубого полива
завещал правоверным Аллах.
Как небесны тона переливов
на плывущих в лазурь куполах.
Я ценю красоту верблюжью,
форс посадки и шаг парадный,
а наружность его неуклюжей
не считаю, но чудно ладной.
Долгодумия необходимость
я, за ним наблюдая, пойму.
Созерцательность, невозмутимость
так созвучны уму моему.
Здесь, в краю, где владычит валюта,
по торговым пожарам базара
я б водил золотого верблюда.
А Луна бы за нами бежала...
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО
Раздумья о прошлом итожа,
в раздоре с тщетой мировой,
я верю: останется все же
последнее слово за мной.
В оценках благого и злого,
что круг размеряют земной,
я знаю — то зоркое слово
упрямо пребудет со мной.
В обрядах духовного храма,
чей купол просвечен зарей,
в отсеве словесного хлама
стоять тому слову за мной.
И в споре с тобою, о старость,
пугающей той неземной,
желал бы я ведать: осталось
последнее слово за мной.
Так пусть это грозное слово
в тот вечер, завешенный мглой
открыто, рассветно и ново
звезде улыбнется со мной.
ПАНОПТИКУМ
Когда в простор, где спят колокола.
Душа уйдет порой мгновенных гроз,
и мгла с венком зодиакальных звезд
найдет мой дом завесить зеркала —
тогда, как знать, сойдет ко мне успех,
смеясь, очнется на устах у всех
всё то, чем жил в ряду свершенных дел
и что, увы, закончить не успел.
Она — грозя значками и очками, с присказкой:
— Не пора ль на грудь принять? —
нагрянет, жадно зыркая зрачками,
поэтогрызцев радостная рать.
Зацвиркают журнальные цикады:
— Эге, да тут для нас — ха-ха! — цитаты.
Они в текстовках будут как цукаты,
чью сладость окунули в сок цикуты.
Раскроют враз свои инициалы
в отчетах о скупых моих доходах
писательской кумирни ошивалы,
копавшиеся в бытовых отходах.
Прощайте, козырные человеки,
российского глагола маргиналы
и прочая лирическая смазь,
большие, так сказать, оригиналы...
Когда пора придет смежить им веки —
прими их с честью, дел подземных Князь!
* * *
Это нужно — к вечному стремиться.
Принимая, сотворять дары.
Жить с отверстым сердцем не страшиться,
открывая звездные миры.
Соревнуясь с лебединым кликом,
вещих звезд летящая среди,
мысль должна стремиться стать великой,
истинности космоса сродни.
Как открыты небо и планеты,
друг от друга солнца не тая,
жить с душой открытой для поэта
не заслуга — норма бытия.
Быть бесстрашным. Восставать за правду,
за мечту... К любимой приникать
беззаветно. Песни не за плату
стать творящим... Чаще вспоминать
о грядущем. О цветенье вишен,
о жужжащей кашке луговой...
О бессмертье... О прозренье высшем.
О полете в бездне мировой...
* * *
Старый журавль перед скорой зимою,
душу возьму на крыло.
Круг очерчу над урочной землею —
скоро ль снегов серебро?
Тень пронесу над задетым зарею
лугом, увядшим пестро.
Как засыпая, зеницы закрою,
вспомню былого добро.
Распространю благодать оперенья,
что поседело старо.
И на излете земного паренья,
знаком прощанья, звездой незабвенья
в ночь уроню перо...
* * *
Метанье бисера — писание стихов.
Мелькает снег, летя на крыльях свиста.
Так засыпал песок громаду сфинкса
на протяженье сорока веков.
Метанье бисера — писание стихов.
Не для того ль, чтоб, словно средь снегов,
меж лучезарных мыслящих слогов
погрязла туша мирового свинства?..
* * *
Я хочу, чтоб меж звёзд мирозданья,
что исполнено воли одной,
плодоносная мощь возмужанья
стала явью планеты родной.
Чтоб на высших путях созиданья
вышли к свету из нравственной тьмы
в осиянии звёзд мирозданья
неразумные отроки — мы…
* * *
Томясь по истине предвечной,
чему живой загадкой ты,
под сводом жизни быстротечной
пишу, чуждаясь суеты.
Возвышенный задачей дерзкой —
стиху начала старой меры
вернуть, — живу с печалью детской
пристать к причалу новой веры.
Илот вселенский вдохновенья,
лишь об одном тревожусь я:
стать чуть открытей откровенью
небытия и бытия.
То явно — на исходе века
мы древней маемся химерой:
бореньем суеверья с верой —
бессмертной тайной человека.
* * *
В чём суть популярного слова "известность"?
Вы скажете, что — в поощренье таланту.
Но черта ли в том восприявшему вескость,
Держащему груз небосвода Атланту?
Величье себя с суетою не делит.
Тщета — самовар в оловянной полуде.
Стяжатели славы, почёта и денег,
по-моему, просто неумные люди.
Не важно, какие: далёкие ль, местные ли,
в труде позабытые, в таинствах быта, —
мы все в этом мире должны быть известные
и дел доброта нипочём не забыта.
"Известность" сродни проявленью уродства,
ублюдства, арапства, о слёзная слава!
А что под полудой? Кривлянье, юродство,
скандального рабства кандальное право.
Известность — безумье особого рода,
подобное чем-то игре в сановитость.
Вы видели, как озирают урода?
Вот также глазами едят знаменитость.
Шагает, как будто измазан извёсткой.
Всяк встречный ему надзиратель: ни с места!
И шорох зловещий: такой-то… известный… —
аккомпанементнее аплодисментов.
Привычней быть частным лицом. И обычно
нести сквозь толпу своё смертное тело.
Экипирован не очень? Отлично!
Как говорится, личное дело.
Живёшь, своей страсти и мысли заложник.
Но славы коснётся тебя подаянье —
и ты поступаешь, успеха острожник,
в разряд общемассового достоянья.
…Мне истины хочется быть напоенным
Амритою, вместо вседневности тленной.
Ведь даже претензии Наполеона
смешны перед ликом бессмертной вселенной.
* * *
В стране, от старости седой,
где так легко с душой расстаться,
всего трудней самим собой,
не изменив звезде, остаться.
Вот путь: в забвении, в глуши,
в пустыне, в местности безвестной,
веленьям следуя души,
иметь опорой свод небесный.
То — счастье: средь цветов и трав
сиять внутри земного круга,
ни разу в жизни не предав
ни милой женщины, ни друга.
Самим собою быть. Дышать
рассвета ясностью нетленной.
И по любви дела решать —
свои, Отчизны и Вселенной.
|