Вл. Гусев __ ЛИТИНСТИТУТ КАК ДОМ
Московский литератор
 № 24, декабрь, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Вл. Гусев
ЛИТИНСТИТУТ КАК ДОМ
Речь на юбилейной конференции

     В прошедших здесь докладах много интересной информации. Есть факты, которых даже я не знал, хотя с 68-го года в институте.
     Но, мне кажется, меньше шла речь о той атмосфере, ауре, о том воздухе, в котором жил институт все эти годы.
     Название моей темы не требует особых комментариев. Дом с большой буквы. Что тут неясного?
     Но всё же два слова об этом. Здесь Дом — это, конечно, не узы физического родства, а узы духовные, узы товарищества, человеческих отношений, симпатий и антипатий. Но дом. Это настолько ощутимо, что наши дамы всю жизнь называют студентов: "дети". Дети — это символ дома.
     Не понижает ли это уровень учёбы? Не понижает, а повышает. Этот стиль отношений даёт свободу, живость общения, которые бывают в доме.
     Эти же отношения раскрывают с другой стороны людей, которых мы привыкли видеть совсем с других сторон.
     Я скажу несколько слов о наших товарищах, ушедших в мир иной. Никакой дом не мыслим без традиций, без памяти о прошлом. Я скажу лишь о тех, кого знал лично. О других скажут и уже сказали другие.
     Вот перед нами Ю.П.Кузнецов. Поэт Юрий Кузнецов, без отчества. Мне кажется, последний за эти годы поэт общенационального звучания.
     Как о человеке о нём знали, что бывал резок, категоричен, "порой груб". Ну, мне он не грубил, а что касается всего остального, то в Литинституте он держался без всяких признаков "звёздности", именно по-домашнему. В его семинаре его обожали. Манера у него была как бы сонная, он часто казался угрюмым.
     Но вот как-то мы проводили совместный семинар, по его инициативе. — "Но у вас там говоруны?" — спрашивает он. — "Да есть", — отвечаю.
     Обсуждают кузнецовского студента. Первым выступает мой студент Кручик, парень умный, но и верно слишком говорливый. Далее Кузнецов поднимает своего. — "Графомания", — говорит тот. — "Верно, — отвечает Кузнецов, — теперь ты, такой-то". — "Графомания". И так несколько раз. Наконец Кузнецов обращается к своей аудитории, именно как к детям, которые что-то ещё не понимают, но которых он любит:
     — Здесь что? Квадрат. А нужно?
     — А нужно круг, — с восторгом чуть не хором отвечают "дети".
     — Правильно.
     Если со стороны, то может показаться, что это сумасшедший дом, где все по-домашнему всё понимают от учителя, но чужому ничего не ясно. Дело в том, что Кузнецов успел объяснить своему семинару одну из эзотерических теорий творчества, где понятия "круг" и "квадрат" существенны, как и во многих таких теориях.
     Все всё поняли, долгих слов не надо… свои люди. Дом.
     Кузнецов, задумавшись, сидит в коридоре на скамейке. Подходит человек:
     — Ю.П., дайте мне рекомендацию в Союз писателей.
     — А как ваша фамилия?
     Что-то вроде Вертибутылкин.
     — Поэтов с такими фамилиями не бывает. Идите домой.
     Тот, не обидевшись, отходит.
     Свои люди.
     А Владимир Цыбин?
     Внешне был похож на борца тяжёлого веса.
     Но образованнейший человек, библиотека — из лучших в Москве. Говорить умел сильно и метко. У меня до сих пор хранится его речь, произнесённая по поводу моей дипломницы…
     При этом. Сидим, атмосфера домашняя. Цыбин тоже задумался.
     — Володя, а вы чего молчите?
     — А… да Я думаю, мы слишком много принимаем в Союз писателей поэтов.
     — А надо кого?
     — А надо больше поэтесс…
     И он делает руками круг возле груди…
     Михаил Павлович Ерёмин! Именно он привил Литинституту неизбывную и неизменную любовь к Пушкину.      Приёмы его иногда были рискованны. Мол, свои люди, поймут. И они понимали…
     Ерёмин входит в полную аудиторию, подходит к окну, смотрит в окно. Все замирают… Поворачивается, руку с вытянутым пальцем — в аудиторию:
     — А Пушкин-то, он был бабник!
     Аудитория вздыхает…
     Далее следует блестящая и серьёзная лекция, как все и ожидали…
     Кафедра русской литературы. За столом — заведующий С.И.Машинский. Боком к столу приставлен стул, на котором сидит М.П.Ерёмин.
     Машинский:
     — Мы, литературоведы и критики, должны осознать свою ответственность перед обществом и…
     Ерёмин:
     — О Господи.
     Машинский:
     — Михаил Павлович, ну что вы хотите этим сказать?
     Ерёмин:
     — О Господи.
     …Хоронили мы Михаила Павловича — несли гроб с горы. Гололёд, лестница скользкая… Боялись упасть вместе с гробом…
     Но не упали.
     Очень жаль Женю Лебедева, слишком рано ушедшего от нас. Человек нервный, добрый, обидчивый, тут же отходчивый от обиды. Любимец студентов как лектор.
     Лекционная манера Лебедева была именно как бы домашняя: интимная, тихая… Это нравилось.
     Та же манера свойственна и некоторым другим нашим преподавателям. (Не мне, так что я тут объективен).
     "Кроме того", автор великолепных книг о русских поэтах XVIII — XIX вв…
     Место не позволяет, но хотелось бы сказать о Ю.И.Минералове, крупном филологе и одновременно домашнем поэте Литинститута; о В.И.Славецком, который студентов называл "мальчик" и "девочка" (дом!), а они его тоже боготворили; о ректоре В.Ф.Пименове, который, не скрываясь, под дверью аудитории слушал лекцию, а потом говорил:
     — Ничего! Но орёшь! (Это мне). Чего ты орёшь? У нас небольшой институт, и аудитория небольшая, домашняя…
     Об А.Н.Власенко, который в обычные дни держался с ректором несколько подобострастно, но на общеинститутских пирах взвивался и главенствовал, делал замечания самому "отцу Пименову" и, кажется, первый окрестил его боцманом.
     А парторг Коля Буханцов, который на одной из посиделок, где присутствовала немецкая делегация, после угощения полез на стол танцевать — а за ним полезли аккуратные и дисциплинированные немцы: как же, куда парторг, туда и они…
     Студенты…
     Тоже рано умерший талантливый поэт Топоров, белокурый красавец в красной рубахе, пришёл на экзамен поддатый и заявил:
     — У меня душа горит, а вы мне тут про свои амби и доктили.
     — Прочтите свои стихи.
     Прочёл.
     — Вот видите? я свободно пишу.
     — Свободно, но четырёхстопными ямбами, которыми написаны четыре пятых русских стихов.
     — А зачем мне всё это знать?
     — Затем, что если вас спросят про ритмику вашего же стихотворения, вам надо будет говорить не семь-восемь путаных фраз, а два слова. Закон экономии энергии, как сказал бы Г.Спенсер.
     — Ох, не будем спорить.
     — Не будем. Идите, придите через три дня.
     Пришёл, и всё сдал как надо.
     Вообще наш студент, конечно, специфический. Он и благодарный, и тяжёлый. Если скучно, не будет слушать, а будет, положим, подбрасывать монетку, которая гулко падает на голый стол. Не любит также и пустой болтовни лектора. Редко считает себя виноватым. Академический студент если не знает, то опускает голову, а наш заявляет: "Да, я дурак, и горжусь этим…"
     Всё по-домашнему…
     Аудитория живая и острая, преподаватель всегда должен быть начеку.
     Спор, есть ли нынче фольклор. Многие склоняются к тому, что нету:
     — Частушки, что ли? ха-ха.
     Я: — Ну и частушки бывают разные. А анекдот?
     — Анекдот? ха-ха.
     — Конечно, анекдоты бывают пошлые, непристойные и пустые и т.д, а бывают… устная новелла.
     — Да ладно вам, В.И.
     — Хорошо. Читали рассказ А.П.Чехова "Хамелеон"?
     — Причём тут Чехов?
     — Ну, сколько там страниц?
     — Две-три.
     — Ладно. Старинная история. Рядовой спрашивает: — Товаришу старшина, крокодилы летають? — Да ты шо. Нет, не летають. — А товариш майор каже, шо летають. — Ну, летають, тильки низэнько-низэнько. — А товариш поковник каже, шо высоко. — Так и я ж кажу: низэнько, низэнько, а потом як взмые.
     Не "две-три страницы", а несколько строк. А весь "Хамелеон" тут, и всё даже шире. Хоть Чехов гений, а тут…
     — Н-да… н-да…
     Вспоминая Ерёмина, должно сказать словами его обожаемого автора:

     Куда бы нас ни бросила судьбина
     И счастие куда б ни повело,
     Всё те же мы: нам целый мир чужбина.
     Отечество нам…

     И от себя скажем:

     Литинститут.

     3 декабря 2013.