Елена Царева __ НА ПОРОГЕ БЕССМЕРТИЯ
Московский литератор
 № 5, март, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Елена Царева
ПРОЗА ПРО ЖИЗНЬ
Марк КАЗАРНОВСКИЙ. "Избранные рассказы". — СПб: "Алетейя", 2012.


     Когда я взяла в руки книжку Казарновского, то для начала приуныла. Такая тоскливая обложка! Потом прочитала биографию автора, поняла, что он далеко не молод, и оптимизма мне это тоже не прибавило. Вот, думаю, скучища-то! Воспоминания, назидания, опыт и советы по жизни! Чаще всего так обычно и случается…
     Но ничего подобного! Первое впечатление оказалось не просто обманчивым, а обманчивым с точностью до наоборот!
     С первого же рассказа я поняла, что искренне скучаю по такой прозе, которую пишет Марк Казарновский. Его проза простая — ничего изысканно-увлекательного. И, скорее всего, его истории происходили на самом деле, он ничего не придумал. За исключением, конечно, монологов братьев наших меньших, но об этом — разговор особый. Даже через неправдоподобные сюжеты он показывает житейские ситуации, столь близкие нам, ведь мы жили и живем в одно время. В основном же автор говорит о том, что пережил сам. И как говорит! Мне, например, временами казалось, что это не автор, а поднимаюсь по каменной, винтовой, довольно крутой лестнице в старом доме — под крышу. И сижу в тесной комнатке тети Тани — героини одноименно рассказа — и слушаю ее монолог.
     "И в Париже мне было грустно: нет, это не Москва. Все узкое, серое, и Сена-речка серая, и церкви сухие все, вытянутые, будто грозят кому".
     Да, Казарновский говорит обо всем совсем просто. Но звучит это убедительно, по-доброму. Спокойно и честно. Это проза о жизни. Ну и что, спросит искушенный читатель? Но это увлекательная проза. Увлекательная проза о жизни — именно так. Потому что очень редко сегодня удается прочитать прозу о простых вещах, от которой невозможно оторваться.
     К слову сказать, чаще всего книжку можно отложить в сторону, потом вернуться к прочтению. Или не вернуться — это уж как получится. От многих книг я могу "оторваться" в любой момент, и даже ищу повод это сделать.  Обычно все объясняется  незамысловато — скучно. Это если не вдаваться в детали. А в случае с прозой Казарновского ни о какой скуке речь идти не может.
     Здесь в одиннадцати рассказах — одиннадцать совершенно разных историй. Прочитав очередной рассказ, я непременно перевожу дух и не могу сразу "взяться" за следующий. Невозможно сразу переключиться на судьбы других героев. Потому что внимательно следишь за перипетиями их жизни, переживаешь и грустишь при расставании.  
     И еще — детали. Их много, ими буквально пересыпана проза Казарновского. Причем не важно, говорит автор от первого лица или… от имени собаки или крысы.
     Рассказы, в которых фигурируют собаки, кот, крыса или бык и вовсе притчи. Да. Именно притчи. И тут есть о чем поразмыслить, и коротко об этом сказать невозможно.
     И еще, как мне кажется, очень важно, что, читая Казарновского, начинаешь ощущать сочувствие. И это больше, чем просто чувство. По-моему, это случается тогда, когда литература становится частью тебя, и тебе хочется прорваться внутрь прозы и помочь героям. А ведь так и есть, я чувствую непосредственный контакт с героями рассказов, с теми, кто живет в прозе Казарновского. Я слышу и вижу их.
     И еще — доверие. Марк Казарновский доверяет читателю. И мне в том числе. Доверяет, что я понимаю, о чем идет речь. И, кстати, не жалуется на жизнь. Хотя оптимизма в его рассказах на первый взгляд немного. Только, пожалуй, в рассказе о старой собаке, которую заботливые хозяева не бросили соседям, а забрали к себе на новое местожительство во Францию, все в общем-то лучезарно. Для собаки хозяин рядом — жизнь удалась, и уже не важно, что на Большой Никитской в Москве ему жилось веселее и уютнее.
     Судьбы героев, как и безумный ХХ век, поражают непредсказуемостью.
     Но автор возвращается в знакомый с детства двор на Старой Басманной, слышит голоса друзей и кажется "что в тишине тонко и нежно поет сверчок".
     И сразу возникают перед глазами картины прошлого — но уже не из книги, а из моей жизни. Удивительно, ведь между нами нет ничего общего! Но почему-то проза Казарновского наводит на размышления о самых простых человеческих чувствах. О добре. О мире. О счастье. О взаимопонимании. Да много о чем, не хочется говорить прописные истины. Без сомнения, у Казарновского точно есть свой  читатель, который не останется равнодушным. И также как я будет скучать по такой редкой сегодня и такой увлекательной прозе про жизнь.