Юрий Богданов __ «И ДУША ВСТРЕПЕНЁТСЯ ОТ РАДОСТИ…»
Московский литератор
 № 10, май, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Юрий Богданов
«И ДУША ВСТРЕПЕНЁТСЯ ОТ РАДОСТИ…»
Виктор ШЕСТОВ. "Разбуди меня, утро весеннее". Стихи. — Рязань: "Литера М", 2014.

 

     В круговороте нашей быстротекущей жизни мы часто смотрим, словно из окна стремительно летящего вагона, на мелькающие картины природы, на деревни, в которых живут наши современники, со своим счастьем, бедами и надеждами. Нам часто некогда приостановиться, спокойно и внимательно всмотреться в эту простую и естественную жизнь людей, живущих рядом.
     Электронный прогресс, можно сказать, вломился в современную жизнь, нарушив веками складывающийся устой крестьянской цивилизации, глубокое понимание человеком, живущим на Земле, своего предназначения в мире. Электронные игры, в которые поголовно играет молодое поколение, выхолащивают любознательность к естественному восприятию жизни, отбивают интерес к живой человеческой душе, унося человека в виртуальный мир, где нет  ответственности  ни перед самим собой, ни перед обществом. А  ведь в жизни есть столько интересного и прекрасного!..  
     В связи с этим, надо сказать несколько слов о самом авторе. Виктор Шестов не  "новоиспечённый" новичок в нашей текущей литературе. Он постоянно публикуется в периодической печати, не без успеха участвует в различных литературных конкурсах, является автором двух поэтических сборников "Узоры жизни" и "Солнце будит тишину". Приведу в пример лишь один абзац из предисловия к книге самого автора, где он говорит  об истоках своего творчества, рожденного тихой деревенской жизнью: "…Уютное место для гнездовья соловьёв и других певчих птиц. Плеск ручья, запах цветущей черёмухи, пение влюблённых соловьёв и других их сородичей создают такую благодатную для творчества атмосферу, что сразу после схода снега, совсем забываешь о сне, а только удивляешься этим, чарующим и будоражащим душу, мигом природы…".   
     Уже одни только названия книг Виктора Шестова настраивают на здоровую поэтическую волну, предвосхищают встречу с интересным человеком.  
     Но речь у нас пойдёт о только что вышедшей новой книге поэта "Разбуди меня утро весеннее". И начнём мы разговор о ней с программного стихотворения:
      
     Вам пора, мои стихи, просыпаться,
     Петухами на заре раскричаться.
     Воспарить и огласить чистым звоном
     Все дубравы и луга подмосковны.
      
     Разлететься по ручьям, по низинам,
     Да прибиться к песнярам, тем былинным,
     Что блуждают по земле, как иконы.
     Им не страшен звон цепей, ни оковы.
      
     И струна моей сроки пусть не рвётся,
     Вещим голосом в ночи отзовётся.
     Воспевает милый край, соловьиный,
     Эти дивные места, как с картины.
      
     У Виктора  Шестова молодое, задорное  восприятие жизни, хотя он далеко не юноша. Поэту всё интересно: он внимательно всматривается даже в обыденные, казалось бы, непримечательные детали, и всегда находит в них что-то новое. Развивая тему "проснувшихся" стихов, в стихотворении "Песни мои", автор говорит:
      
     Песни мои, лучезарные, с проседью,
     Рвутся в полёт от меня
     Над золотистой поляной, над просекой,
     Нежность в себе сохраня.
      
     На первый взгляд, кажется, что Виктор Шестов иногда развивает свои сюжеты за счёт необязательных  длиннот. Но народная разговорность, можно сказать, "спасает". Эта открытость, непосредственность повествования, окрашенная в лукавую игру, затягивает читателя. И уже не замечаешь кажущихся длиннот, а ожидаешь новой строфы с особым интересом.
     Вот как начинается стихотворение с прозаическим названием "Вокзальным перронам": "Ценю откровенность вокзальных перронов, Здесь плещется море эмоций и чувств. Под мягкую плавность зелёных вагонов, Уносят экспрессы тревогу и грусть". В далёких воспоминаниях всплывает на перроне перед взглядом ребёнка уже другая картина:
      
     Отцов каменеющих сжатые губы,
     Поникшие плечи седых матерей,
     Оркестров военных гремящие трубы
     И слёзы в глазах сиротевших детей.
      
     И заканчивается это проникновенное, с плачем в душе, стихотворение уже в наши дни образным обобщением.
      
     Куда-то всё мчатся вагоны, вагоны,
     Свидетели тяжких страданий и чувств,
     И матери машут платками с перронов,
     Седая моя, овдовевшая, Русь.
      
     Создаётся впечатление, что слово автора льётся непринуждённо, словно он легко ловит его в глубокой реке исторической поэзии народа. Отчасти это так, но скрупулёзная работа над этим словом постоянно заботит поэта. Оно живёт в его душе искони. И он не стремится нарочито показать читателю своё умение владеть глубинными истоками народной поэзии  или похваляться  оригинальностью, только лишь потому, что это слово живёт незаметно для читателя в его генах и,   естественно, в стихах. Творческому человеку очень сложно "приобщиться" к народной поэтической стихии, если она чужда его душе.
     Именно в первой части книги собраны стихи, которые, как мне видится, дают камертон,  всему творчеству Виктора Шестова.
     На стыке чистой деревенской жизни и чужого для автора города родилось и стихотворение "Не пускай меня в город, берёзка", начало которого хочется процетировать:
      
     Не пускай меня в город, берёзка
     И ольха не заре обними.
     По-крестьянски, одетый, не броско,
     Пропою я вам песни свои.
      
     У ручья постою над обрывом.
     Рядом иволга плачет, скорбя,
     Откровенно, с душевным надрывом.
     Отпевать не спеши ты меня…
      
     К этим стихам примыкают: "Краса природы", "Рассказ удальца", "Народился месяц", "Не видно синевы конца", "Зимние грёзы", "Первоапрельский дождь", "Прошла сонливость", "Майское Румянцево". "Деревня-сиротинка", "Уйду по первопутку".
     Но постепенно тональность книги меняется. В душе поэта возникают образы людей, не соответствующих их званию и человеческому достоинству — и тогда возмущение перестает в протест, как в стихотворении "моим друзьям в Москве":
      
     Мои друзья живут в Москве,
     "Доят", как могут, "оборонку",
     Нашли себя во всей красе,
     Но власть ругают втихомолку.
     …………………………………..
     Не смей тревожить их покой,
     Для них  Телец: кумир, икона.
     Не стой с протянутой рукой,
     Перешагнут тебя спокойно.
     …………………………………..
     И что ответите Ему,
     На тот вопрос, простой, как свечка?
     Вы души продали кому,
     Себя, сожравши, человечки?
      
     Продолжают серьёзную патриотико-сатирическую  тему стихотворения: "Творцам великого "Хапка", "Гляди в себя со стороны", "Проснись, мужик", "О цене на молоко", "А он всё лезет", "Всё суета" и другие.
     Даже в целом блоке стихов-поздравлений Виктор Шестов не "скатывается" в трафаретные фразы, а находит для каждого "тостуемого" характерные для него черты. Это, в свою очередь, говорит о поэтическом мастерстве автора. И даже эти, казалось бы, проходные, альбомные  "стишки",  находят своё место в творчестве Виктора Шестова.  
     И всё же, как мы уже отмечали, главное для поэта — любовь к своей малой родине, природе, человеку, живущему на дорогой его сердцу земле, которой он посвящает стихотворение "Моей Рузе":
      
     Пока Господь  ещё мной правит,
     В стихах-молитвах буду славить
     Твои привольные просторы:
     Поля, леса и косогоры,
     Что сердцем я объять сумел,
     К чему стремился и хотел.
     Чтоб этот край при мне расцвёл
     Глазами рек, ручьёв, озёр,
     Впитал всю синь родных небес,
     И с Божьей помощью воскрес!
      
     На этой высокой творческой ноте хотелось бы и закончить разговор о новой книге поэта Виктора Шестова  и пожелать ему в будущем не снижать поэтический накал страстей, продиктованный глубоким ощущением своей причастности ко всему, что происходит в нашей могучей и непобедимой стране — России.