Юрий Богданов __ «ЛЮБОВЬ ВЗЛЕТАЕТ В НЕБЕСА!..»
Московский литератор
 № 11, июнь, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Юрий Богданов
«ЛЮБОВЬ ВЗЛЕТАЕТ В НЕБЕСА!..»
Татьяна ЛЕТНЕВА. "Метаморфозы нежности". Любовная лирика. — М.: "Academia", 2014.


     Новая книга любовной лирики Татьяны Летневой "Метаморфозы нежности" уже обратила внимание постоянного читателя поэтессы на то, что она не изменяет себе ни в тематической направленности, ни в стилистике, которая, надо сказать, всегда отличалась авторским своеобразием.
     С первой и до последней строки её поэзии возникает ощущение эмоционально-образного потока чувств, иногда "сметающего" на своём пути привычные "классические каноны" стихосложения. Но это происходит не от незнания или неумения совладать с "материалом", а с желанием захлестнуть читателя своими неудержимыми, почти юношескими, любовными переживаниями. И, на мой взгляд, Татьяне Летневой это удаётся.
     С какой бы стороны мы ни посмотрели на "Метаморфозы нежности", мы видим, что поэтесса находит в каждом стихотворении всё новые и новые образы, захватывающие воображение даже того читателя, который хорошо знаком с творчеством поэтессы.
     Уже с первых строк книги она удивляет нас образом "углов" в стихотворении "Моя острокрылая бьётся Любовь":
      
     Ты весь состоишь из углов:
     Из углов колен, локтей, пальцев и слов,
     Из углов вздохов, сомнений и снов,
     И в углах этих сложных решений и мыслей
     Моя острокрылая бьётся Любовь.
     Углы пирамид, стилей и зданий,
     Углы судеб, жизней, деяний,
     Углы изысканий и знаний,
     Углы вечных человечьих исканий…
     А душа, как в пустыне, ищет оазис…
      
     Этот образ — развёрнутая экспозиция чувств, дающая камертон всей тематике книги. А она единственная и единая — Любовь. Каждая строка данного, как мне кажется, программного стихотворения создаёт свой мир поэтессы с философскими размышлениями о жизни любящего человека. Неожиданна и концовка стихотворения: "Между нами теперь не углы, а стена. Между нами стена непонимания и боли. Стена плача без слёз. Стена чужой воли". Ни назидательности, ни конкретики в словах, а только чувства. Они окутывают сознание, уводят в неизведанную страну и предлагают читателю стать сотворцом всего происходящего.
     Вот казалось бы известное выражение: "От любви до ненависти один шаг…". В стихотворении с одноименным названием Татьяна Летнева, естественно, переосмысливает его поэтически, делая это высказывание рефреном. Перед нами разворачивается широкая картина человеческого бытия: "Но из чаши раздора не напиться никак…". И далее: "Лишь на весах истины — выбор души, пронеси через себя ветра мира… Ими дыши!". И вот так заканчивается это стихотворение:
      
     Магический скипетр,
     посох судьбы — знак,
     Уведёт ли от заблуждений
     амбиции страх?
     "От любви до ненависти —
                 один шаг…",
     В нас самих кроется
     непредвиденный враг!".
      
     Можно было не рассматривать так подробно приведённые выше стихотворения, но они дают возможность читателю "заглянуть" в нестандартный поэтический мир автора.
     В книге довольно много стихотворений с цитатами знакомых и любимых поэтов. Назову лишь некоторых, с посвящениями: М. Лермонтову, М. Цветаевой, Н. Некрасову. И это тоже — любовь. Поэтесса пытается ощутить и осмыслить творчество гениев, найти точки соприкосновения своего творчества с тем, что оставили они нам в своих произведениях.
     Не менее интересны Татьяне Летневой и поэты-современники, живущие рядом. К примеру, стихотворение "Страстью Вологодской лиры", посвящённое талантливой поэтессе Полине Рожновой:
      
     С глазами цвета бирюзы,
     Открытыми познаньем миру,
     О, женщина загадочной судьбы
     И страстью Вологодской лиры.
      
     Рек Сокола, лесов, лугов,
     Дитя холодного и северного рода,
     В тебе раскрылся человек,
     Душой приближенный к народу.
      
     Не каждому автору дано увидеть за бытовыми проблемами душу другого человека и высветить её солнечными лучами поэзии: "Не побоюсь признаться вслух: Что в женском, трепетном обличье — Крестьянский, самобытный дух Кружится Русью земляничной!".
     Характерная черта творчества Татьяны Летневой — безоглядная откровенность. Она не боится до конца открыть свою душу людям. И, как мне кажется, поэтессу не особенно волнует вопрос: поймёт ли читатель усложненность её образной системы.
     Каждый раздел книги интересен по-своему. Но все они создают картину её цельности. От стихотворения к стихотворению ведёт нас автор в свой загадочный и фантастический мир. Приведу в пример начало стихотворения "Забываю тебя, забываю…", открывающее раздел с поэтическим названием "Любви последней звездопад надежд":
      
     Забываю тебя, забываю…
     В череде иллюзорности снов.
     Не пускаю тоску, не пускаю,
     Только снова песней ветров
     Будоражит мне душу, ласкает.
     Неподвластна. И в стужу. Любовь.
     Незабытым волнением бродит,
     Проникает соблазном… В обман,
     Неостывшим похмельем заходит
     Неиспитый, любовный дурман…
      
     Пока мы вели разговор о стихах, так или иначе примыкающих к классической поэтической традиции. Но вот хотелось бы сказать особо и выделить в книге раздел "Поэза в прозе". В нём Татьяна Летнева "освобождается" от тех условностей стихосложения, которые мешают её свободе в творческом полёте. Проще сказать, это "буйствующая" поэзия в прозе.
     С первых строк этого раздела мы "въезжаем" вместе с автором в ещё неизвестную нам, загадочную страну, где ждёт нас что-то необычное:
     "Еду в душном салоне на дачу. Полусплю. Я сегодня в запое. Тихим сном. От себя, от тебя, от неверной любви. Отстраняюсь невольно. Волнуюсь? Бесспорно. Ты меня не зови, не пугай, не буди. Дай постигнуть нирвану. Сладость, кайф, теплоту, что течёт по всем венам, с тишиной и молчаньем сливаясь. Память прошлым болит. Так душа, уставшая жить рассужденьем, вновь в глубинах себя растекается осмыслением, знаньем. По кусочкам вплетая в сознанье решимость, шаг за шагом приближаясь к намеченной цели…". Это отрывок из первого стихотворения "Жгучей крапивой немой…"
     Уже здесь мы видим стилистическое своеобразие автора: свободу мысли, не скованную "заботой" выверять каждое слово, запятую, точку. Около двадцати стихотворений в прозе, завершающих книгу, дают широкий диапазон всему творчеству Татьяны Летневой. Они "завораживают", настраивают на спокойное восприятие действительности, окрашенной её поэтическими образами: "Я раскрашу в тумане покров из фантазий — в доме настил деревянный и тёплый, и не будет случайных, неясных оказий…".
      Все стихотворения в прозе разные по тематике, к примеру, экзотические: "Штрихами памяти племени Майя…", "Сахара ещё вернётся…" или "Сны тигровой окраски, или смоковница созрела", "Колючками забот латают дни", "Я вчера видела смерть". Но все они тесно связаны поэтической мыслью, оригинальным взглядом на мир Любви.
      Хотелось бы закончить разговор о книге Татьяны Летневой ещё одной цитатой из стихотворения в прозе "И все решения у Бога хороши…":
      "…Осень — это результат на прочность. И чтобы не случилось, не теряй надежды…
     Где осень, там и щедрость глубины. Ты вытри слёзы, что с Небес души дождём прольются.
     Неглубока поверхность ощущений, бездонна кладовая сердца… ты слышишь, оно бьётся! И все решения у Бога хороши…".
     На мой взгляд, книга "Матаморфозы нежности" получилась. И читатель в полной мере сможет увидеть и ощутить поэтический мир Татьяны Летневой.