Анна Гранатова _ О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ
Московский литератор
 № 12, июнь, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Анна Гранатова
О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ
Презентация новой книги А.Н.Ужанкова


     В Центральном Доме Литераторов прошла презентация книги профессора А.Н.Ужанкова "Слово о Законе и Благодати и другие творения митрополита Илариона Киевского", (М.: "Академика", 2014). Книга представляет собой публикацию древнерусских оригиналов и параллельный подстрочный перевод на современный русский язык, сделанный А.Н. Ужанковым, переплет красиво оформлен. Текст "Слова" предваряют научные статьи исследователя: о времени написания "Слова", о жанре "Слова", о месте и времени первого прочтения "Слова", об авторской идее "Слова".
     Отличительной особенностью исследований проф. А.Н. Ужанкова, является наглядное практическое применение авторской теории "стадиального развития древнерусской литературы", в котором представлено развитие мировоззрения и литературных формаций от XI до первой трети XVIII века. По мнению проф. А.Н.Ужанкова, на этом историческом отрезке существует пять этапов эволюции мировоззрения древнерусских книжников. Напомним, что практически все древнерусские литературные труды, (летописи, агиография, житийная литература и др.) создавались в монастырях, монахами, поэтому важно проникнуть в мышление древнерусского автора, его понимание мироустройства. По мнению проф. А.Н.Ужанкова, именно меняющееся из века в век мировоззрение монаха и определило смену жанров и художественные образы, движение от летописей к русской бытовой повести, от агиографии к публицистике, от "Слова" к беллетристике и приключенческой повести. Качественный переход в сознании древнерусских книжников от созерцания мира к его пониманию и осмыслению, отразился в трансформации объема и структуры произведений, поэтических метафор и сакральных символов. Таким образом, анализировать "Слово о Законе и Благодати" следует с мировоззренческой позиции монаха XI века, когда жил Киевский митрополит Иларион.
     А.Н.Ужанков рассказал, как начинал работать над "Словом". "К изучению этого памятника древнерусской словесности, — вспоминает А.Н.Ужанков, — меня подтолкнул замечательный русский философ, профессор Арсений Владимирович Гулыга. В 1980-е годы, побывав в Германии у академика Л. Мюллера, он с удивлением обнаружил, что в Европе гораздо активнее интересуются древнерусской словесностью, чем мы сами, а его немецкий коллега издал с комментариями "Слово о Законе и Благодати"". Даже в академическом труде 1978 года, вышедшем под редакцией Д.Лихачева, и собравшем многие замечательные древнерусские тексты, "Слова о Законе и Благодати" не оказалось…
     Уже в первых строчках "Слова" митрополит Иларион заявляет, что ветхозаветный Закон отошел, а "Благодать же и Истина все Землю наполнили", и вера христианская "во все народы простерлась, и к нашему народу русскому дошла". А потому на мировой арене выступил уже новый народ — православный. Иларион возвеличивает русский народ: "Не в худой ведь, и неведомой земле владычествовали (русские князья), но в Русской, которая известна и слышима во всех четырех концах света!"
     В 1999 году на деньги самого исследователя небольшим тиражом была издана небольшая книга, попавшая, тем не менее, в крупнейшие библиотеки мира. Работа же над загадками "Слова" продолжалась, а перевод совершенствовался. И вот на днях вышло из типографии долгожданное издание, в котором объединены "Слово", "Молитва" и "Исповедание Веры" митрополита Илариона Киевского (в оригинале и переводах). Кроме того, в книгу включены научные статьи, исследующие проблематику, жанровую специфику и датировку "Слова", и развернутый комментарий к текстам. Таким образом, выход в свет этого издания становится целым событием в среде медиевистов, историков, филологов.
     В ходе презентации книги Председатель Правления Московской городской организации Союза писателей России Владимир Георгиевич Бояринов, отмечая большой подвижнический труд на литературной ниве, вручил Александру Ужанкову орден им. М.Ю.Лермонтова и диплом "За утверждение чести и достоинства в отечественной литературе".
     Именно "Слово" Илариона позволяет, по мнению А.Н.Ужанкова представить себе место славянской культуры в глобальном историческом процессе. Иларион пытается осмыслить место России в мировой истории, в контексте развертывания божественного промысла в пространстве и времени.
     "Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона", — самое раннее древнерусское произведение, известное нам, поражающее глубиной философской мысли. Иларион впервые пытается сформулировать национальную идею земной миссии русского народа.