Иван Голубничий _ ГЕРОЙ, КОТОРОГО ЖДАЛИ
Московский литератор
 № 15, август, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Иван Голубничий
ГЕРОЙ, КОТОРОГО ЖДАЛИ
Сергей МИЛЬШИН. "Атаман". Роман. — Белгород: "КОНСТАНТА", 2012.

     
     В современной литературной критике часто слышатся сетования (совершенно, впрочем, правомерные) на то, что нынешняя литература, давно уже свободная от оков цензуры и идеологического надзора, за все постсоветские четверть века так и не дала нашему обществу образа Героя — настоящего, с большой буквы, который выражал бы значительные и актуальные бытийные смыслы и в то же время задавал какие-то жизненные ориентиры народу, иными словами — учил бы, как надо жить. В то же время, стало общим местом утверждение, что современная литература — это либо лёгкий гламурный нарратив, окрашенный в романтический, порнографический, юмористический или криминальный тона, либо псевдоинтеллектуальная, зачастую "чернушная"  проза, что называется, "не для всех", от которой окормляется либеральная интеллигенция и взыскующая доступных и таинственных "смыслов" молодёжь; что суть нынешней жизни, будучи неприглядной и жестокой, не интересна массовому читателю. Истины ради, стоит заметить, что это утверждение имеет отношение лишь к той части современной литературы, которая находится на поверхности книжного шоу-бизнеса. (Много написано о том, как "назначают" сегодня "лауреатами" престижных премий и "лидерами" современной литературы). Но речь здесь о другом. Существует большой пласт литературы, не "раскрученной" в СМИ и не лежащей на главных прилавках престижных магазинов; литературы, мотивированной именно стремлением к осмыслению современной жизни и активному её преобразованию. Литература эта по стилистике и содержанию традиционная, реалистическая, объектом её внимания являются живые люди и правда их жизни, правда порой, действительно, жестокая и неприглядная, но подлинная и взыскующая внимания. Именно к этой категории литературы относится роман "Атаман" современного русского писателя Сергея Мильшина.
     Сюжет романа довольно прост: в кубанской станице Курская казаки выбирают себе нового атамана, им становится авторитетный станичник,  начальник автоколонны бурового предприятия Никита Егорович Жук. Казаки устали от беспредела — разгула наркомании, пьянства, хулиганства, воровства и прочего подобного, и с выбором нового Атамана (в тексте именно так, с прописной) они связывают надежды на то, что своими собственными силами им удастся переломить ситуацию и навести порядок на родной земле. На протяжении всего повествования писатель, подробно, с любовью и знанием дела описывает казачий быт, историю казачества, его нравы и традиции. В подробностях жизни станицы читатель узнаёт черты, присущие всей постсоветской российской жизни. Коррупция, проституция, торговля наркотиками, нравственная деградация молодёжи — все эти социальные язвы, неведомые нашему народу при советской власти, пышным цветом расцвели в России времён "демократии"… Для того, чтобы навести порядок, казаки должны были осознать себя как действительную силу, имеющую моральное право на самые жёсткие действия, направленные на защиту своей станицы. Атаману Жуку это удаётся, несмотря на все трудности, с которыми он и его товарищи сталкиваются по ходу действия. На протяжении романа читатель встречается с многими ситуациями, в которых казаки, будучи вынужденными действовать оперативно и жёстко, не всегда укладывались в рамки закона. Но чувство долга и моральной правоты, а также оскудевшая вера в официальный закон, заставляли их не останавливаться на пути к конечной цели — сделать жизнь лучше, чище и достойнее…
     Параллельно с "современной" линией романа развивается "историческая" линия, имеющая глубокий художественный и нравственный смысл. Главным героем в ней является Пётр Жук, предок нашего Атамана. Эта линия повествует читателю о становлении казачества, о его истоках и условиях, в которых проходило его формирование. Столкновения с горцами, жизнь в постоянной опасности, и в то же время — сильные патриархальные традиции, помогающие русским казакам выжить и быть мощной силой, заставляющей считаться с собой. С большой художественной силой и стилистической простотой описаны схватки казаков с горцами; непростая и неоднозначная система взаимоотношений казаков с черкесами, не сводящаяся к безусловной вражде, описана аскетично и неброско, но художественно убедительно. Жизнь казачьей станицы прежних времён предстаёт перед воображением читателя во всей своей своеобразной красоте, порой жестокой, но неотразимой…
     Особенностью романа "Атаман", делающей его очень актуальным явлением современной литературы, является то, что он выражает подлинную систему нравственных ценностей, столь необходимую нынешнему читателю. За прошедшие постсоветские годы россияне так устали от пресловутой "амбивалентности" героев произведений искусства. Нас так долго убеждали в том, что "добро и зло — понятия относительные", что "в жизни всё не так однозначно", что очень многие наши соотечественники в это поверили. В результате — порой мы снисходительны к негодяям и преступникам, но подчас жестоки к самым близким людям. Сегодняшней России, безмерно уставшей от "общечеловеческих ценностей", необходима именно однозначность в представлении о нравственных ценностях. Русский писатель Сергей Мильшин даёт своему читателю образ Героя — подлинного Героя нашего времени, способного взять на себя ответственность за всё, происходящее вокруг, и взвалить на себя бремя преобразования окружающего мира — в соответствии с заветами предков и национальной традицией. В этом несомненное значение его романа "Атаман".
     В романе практически нет отвлечённых рассуждений, авторских обобщений. Собственно, и сам автор не проявляет себя личностно. Но он незримо присутствует в романе, в личностях своих героев, но прежде всего в активной авторской позиции. В сегодняшней "модной" литературе сегодня процветает взгляд, в соответствии с которым отношение автора к описываемым событиям и людям не должно быть жёстко очерченным, поскольку "у каждого своя правда", поэтому, де, нужно быть "объективным". Автор, якобы, должен оставаться "над схваткой", предоставляя читателю возможность самому выбрать отношение к прочитанному. В результате размываются нравственные понятия, добро и зло делаются как бы равноправными. Сергей Мильшин, в лучших традициях русской литературы, чётко определяет, на чьей стороне автор: однозначно, на стороне казаков, как носителей добра, правды и справедливости. Этой "субъективности" очень не хватает современной русской литературе. Сергей Мильшин ярко и талантливо восполняет эту нехватку.  
     В то же время, роман "Атаман" обладает необходимым качеством, делающим его фактором литературы — он читабелен в самом лучшем смысле этого слова. Язык романа — простой, универсальный, и в то же время удивительно точный, характеристики объёмны, сюжет развивается динамично. Пересказывать содержание художественного произведения — дело неблагодарное, лучше предоставить возможность читателю самому окунуться в увлекательное повествование и вместе с его героями прожить все драматические события в казачьей станице. Читается роман, что называется, на одном дыхании, оставляя после себя чувство удовлетворённости тем, что добро неизбежно победит. Это — главное, именно этой веры не хватает сегодня раскрученным книжным новинкам, формирующим мировоззрение молодых поколений.
     Дополняют книгу два рассказа, каждый из которых заслуживает отдельного внимания. Рассказ "Герои" повествует о том, как советские солдаты-срочники попали в плен к афганским моджахедам. Реальность близкой смерти сбрасывает личины "ложной личности" и раскрывает сущность каждого участника драматических событий. Точность и экспрессивность изображения сообщает повествованию соответствующую материалу напряжённость. В конце ребятам удаётся, хотя и не в полном составе, бежать. "… Часа через три бешеной езды по горной дороге, чудом не слетев в обрыв, и не врезавшись в скалу на повороте, запылённые и измученные мы остановились у вынырнувшего из-за гора поста сорбосов. Глядя на бегущих к нам афганцев в зелёной форме, я тихо прошептал: "Боже, благодарю тебя за то, что ты есть!"…"
     Рассказ "Сашкины аисты" раскрывает тему стремления даже самой заблудшей человеческой души к тому, чтобы оставить добрый след в мире. Два забубенных деревенских жителя, пьяницы и бездельники, озаботившись тем, что в их деревне не гнездятся аисты, в неожиданном порыве сооружают гнездо для них. Птицы появляются в гнезде только через год, когда обоих друзей уже нет на свете. Незадолго до смерти один из них, Сашка, говорит сестре уже покойного друга Кольки: "…Помру я, наверное. Не дождусь аистов, видно. Так ты того. Это гнездо, когда они поселятся, пусть уж будет Колькино, ладно, а если уж вдруг второе они заведут, ты уж того, скажи всем, чтоб Сашкиным назвали. Всё какая-никакая память будет…". Ни один человек, даже и самый никчемный, не хочет уйти бесследно из этой жизни. Грустный и горький, но, тем не менее, исполненный высокого духовного смысла рассказ.
     Как уже говорилось выше, в прозе Сергея Мильшина практически нет отвлечённых рассуждений и лирических отступлений. Автор вполне вольготно чувствует себя в стихии прямого действия. Возможно, в своём творческом развитии он придёт и к масштабным обобщениям, и к необходимости философских отступлений. Но у него есть главные, необходимые  качества — несомненный писательский талант и вера в человека, в доброе и светлое начало в нём; в то, что только сами, своими силами мы сможем построить лучшую жизнь для себя и своего народа. Хочется пожелать Сергею Мильшину новых творческих достижений во благо России и русской литературы.