М.А. Бурыкин _ РОДИНЕ ПОКЛОНИСЬ!
Московский литератор
 № 16, август, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь 



М.А. Бурыкин
Председатель Региональной общественной организации писателей — участников Великой Отечественной войны, Председатель Комитета войны и труда Брянского землячества в Москве

РОДИНЕ ПОКЛОНИСЬ!

                
     Родился я в селе Хинель  Севского района Брянской области, и крестили меня в церкви святого Василия Кесарийского, которая действует с 1638 года. По ревизским сказкам, в эти годы в селе проживал 220 душ мужского пола, а в 1650 году — уже 413.
     В порубежных краях стоит село наше.… Вокруг расположились такие города, как Севск, Рыльск, Трубчевск, Карачев, каждый из которых внёс свой вклад в дело укрепления России, оставил свой неповторимый исторический след. На протяжении столетий предки мои порой ценой жизней своих преграждали путь на Москву и хазарам, и половцам, и татарам, и польско-литовской бандитской шляхте…  Особый народ обитает здесь, гордый, вольнолюбивый, не знавший, в сущности, мерзостей крепостничества.  Предки мои принадлежали к сословию Дворцовых крестьян, основным занятием которых было продовольственное снабжение Царского Двора и строгая охрана как рубежей государства, так и важнейших торговых путей, пролегающих по нашим землям и владениям.… Спокон веку из моих земляков формировались наиболее боеспособные воинские полки русской армии — Севские, Киевские, Нежинские, участвовавшие практически во всех крупнейших сражениях и войнах.
     В 1878 году в Хинеле при  храме была  построена церковно-приходская школа. В ней учились оба моих деда, по материнской линии Осип Матвеевич Шаронин и по линии отца, Михаил Петрович Бурыкин.  Уже в советское время школа была реорганизована в Хинельскую среднюю школу, возведено новое здание. В этой школе я окончил 7 классов, здесь же учились мои сёстры и брат. У  Михаила Петровича был четверо сыновей, Аким, Степан, Григорий и Артём, и дочь Стеша. Весь наш род Бурыкиных всегда самым активным образом участвовал в судьбе страны. Именно поэтому мои родственники  воевали и на фронтах Первой Мировой и  в сражениях Великой Отечественной войны…
     Так, мой дядя, Степан Михайлович, в 1914 — 1915 годах был боцманом на крейсере "Диана" Балтийского флота. За героизм, природную сметливость, хорошую память был направлен в Гатчинскую школу высшего пилотажа, по окончании которой успешно воевал на фронтах Первой Мировой.… Позже принял активное участие в Гражданской войне в составе авиации Красной Армии.
     Брат отца,  Григорий Михайлович, был активным бойцом Красной Армии. В ходе одной из боевых операций он пропал без вести.…  Другой брат отца,  Аким Михайлович,  был бойцом одного из отрядов Южной группы брянских партизан.
     Мне, самому  меньшему из рода Бурыкиных,  с ноября 1941 года по март 1943 года довелось стать участником партизанского подразделения, дислоцировавшегося в хинельских лесах, работать на хинельском партизанском аэродроме, быть в числе разведчиков и участников партизанских рейдов по разгрому немецко-фашистских гарнизонов, таких как Хомутовский, Рыльский, Ямпольский, Фотивижский, села Марчиховской Буды, станицы Хутор Михайловский и других пунктов дислокации немецких и румынских войск.
     В январе 1942 года, выполняя разведку по  заданию командира объединённого штаба партизанских отрядов, дислоцировавшихся в хинельских   лесах   Михаила   Ивановича   Наумова,  я  попал  в  смертельный "переплёт"… Собрав информацию  о дислокации вражеского подразделения, расположившегося в одном из сёл на окраине Борковского леса, я уже удалялся ползком в сторону родных мест, когда меня заметил  румынский военный комендантский патруль. И как они меня приметили?! Уже начало смеркаться, день был довольно холодный, метельный, видимость ограниченная.… Да и никакого патруля здесь, по нашим прикидкам, не должно было быть….  Меня схватили и доставили в штаб. Допрашивал меня, мешая румынские, немецкие  русские слова, статный румынский офицер, лет  сорока пяти. Он, видимо, в чём-то меня заподозрил и  пытался выведать истинные цели моего нахождения в расположении боевой части, я же твердил заранее "утверждённую" легенду о том, что я всего лишь искал своего друга, который ушёл в лес на заготовку дров и, наверное, заблудился.
     Офицер удалился, и мне показалось, что я довольно ловко смог "обвести румына вокруг пальца"….  Но через двадцать, примерно, минут вошли двое румынских солдат, грубо выволокли меня на улицу  и прикладами погнали  на окраину села…. Намерения их были совершенно недвусмысленны. В такие минуты в голову лезет всяческая чушь.  Я ничего не вспоминал, ни о чём не сожалел…  Мне только стало досадно, что я не увижу того, что будет после Победы…
     Вдруг на самой окраине села из последней хаты  выскочила неизвестная мне старушка, бросилась мне в ноги и, обхватив их, стала громко причитать и всхлипывать…  Солдаты пришли в замешательство и, остановившись, стали соображать, как им поступить.… На шум и крики из хаты вышел тучный немец в офицерском кителе, слегка накинутом на  плечи, и жестом приказал всем нам пройти в дом. Солдаты остались в сенях, а мы с незнакомой мне бабкой прошли внутрь и стали подле печки….  Немецкий офицер был уже далеко в летах, тучный, одутловатый, с очень неприятным выражением лица.… Знаете, встречаются порой такие лица, один вид которых не предвещает ничего хорошего со стороны их  обладателей…. На удивление быстро появился полковой переводчик, и  немец устроил краткий и грубый допрос…бабке… Старуха божилась, что я её внук "со стороны …средней её, Маруськи", проживающий в соседней деревне… "Больной и немножко пришибленный, сирота, безотцовщина,  и голь подзаборная"… Внешний мой вид, впрочем, вполне этой оценке соответствовал:  уходя в разведрейды, мы, пацаны, скидывали телогрейки и полушубки, намеренно обряжались в какие-то несусветные лохмотья… Болезненно, очень выразительно морщась, немец стал названивать по полевому телефону, закреплённому на стене.  Его краткая беседа с абонентом на другом конце провода протекала на повышенных тонах и закончилась тем, что он, швырнув трубку, громко выругался… Румынских солдат он отправил восвояси, а нам с бабкой через переводчика приказал  ждать, и выразительно показал пальцем на лежанку печи…
     На высокой печи было жарко, но вопреки этому я вошёл в странное состояние панического страха и сильнейшего озноба…  Никогда, ни прежде, ни в последующей моей жизни я не впадал в такое жуткое состояние:  меня трясло от пережитого ужаса и неопределённости и шаткости  моего нынешнего положения, я, к своему стыду, долго не мог упокоиться… Немец прошёл в дом и вскоре оттуда понеслись какие-то вкусные запах… На страх наложился голод и меня начало мутить… Не знаю, сколько прошло времени, наверное, часа два.  На дворе было уже совсем темно, а в душе — муторно…
     В какой-то момент занавеска слегка отодвинулась, и бабка молча поманила меня пальцем. Немец был занят ужином, его денщик там же, в дальней комнате, что-то писал… Я проворно и тихо соскользнул вниз и мы вышли в сени. Бабка разведав, что часовой у крыльца тоже отлучился, вывела меня во двор:  
     —  Течь, милой!  Скоренько!!!
     —   А как же  вы, бабушка?
     —   Да, что мне  деется?  Господь вспоможет….
     Я выскользнул в огород, и встал в раздумии…  Идти по деревне нельзя, и огородами тоже не уйдёшь — там открытое пространство, хорошо просматриваемое со всех постов, выставленных по окраинному периметру села. Погода тоже встала против меня: метель прекратилась и на небе завис яркий прожектор луны, в свете которого на сотни метров хорошо были видны даже небольшие бугорки… И я принял, как потом оказалось, единственно правильное решение… Посередь села начинался овраг, круто уходивший вниз под взгорок, на котором, собственно, и стояло селение. Я спустился вниз и пополз.  Один раз я уже "приполз"  прямиком в лапы врага, и на этот раз пришлось "выползать с походом"… Я позволил себе встать, только оказавшись в подлеске, росшем чуть ли не в километре от северной окраины села…
     Отец мой, Артём Михайлович, также был тяжело ранен при взятии Кёнигсберга. А до этого в составе Брянского фронта он освобождал Брянскую область, в составе 1-го  Белорусского фронта — Белоруссию.… В Рязани ему сделали несколько операций, и медикам удалось спасти ему правые ногу и руку.  А дома, в сопровождении медсестры он оказался только в июле 1946 года.  Все мы  очень его любили за его героизм и жалели за тяжёлые увечья, поэтому постарались окружить его постоянным вниманием, заботой и любовью….  Матушка моя, Анастасия Осиповна, взяла на себя всю тяжесть повседневных хозяйственных забот, помогла отцу найти своё место в непростой послевоенной  жизни. Спасало нас  и то, что наша семья была очень дружная, мы часто собирались вместе, ни один из праздников не обходился без застолья с родственниками и соседями. Внуки в летнее время часто собирались в Хинели к дедушке и бабушке. Мы все помним, что любовь к Родине формируется в семье.  И совершенно не случайно, что в нашем могучем роде Бурыкиных имя Артём дано четырём внукам и правнуку…
     Несмотря на большую загруженность работой, хинельцы всегда находили время, чтобы сделать заплыв в местном пруду, полюбоваться новым зданием хинельской начальной школы, зайти в церковь, чтобы вспомнить живых и мёртвых, заглянуть в прекрасный  наш сельский клуб, чтобы почитать газеты, поиграть в шахматы, взят ля чтения любимую книгу, обменяться мнениями о том, как идут дела на Лесокомбинате, Пенькозаводе, Спиртозаводе, о том, какой фильм надо посмотреть в обязательном порядке.
      Не избалованные особым вниманием, хинельцы и лекторов, присылаемых по линии Всероссийского общества "Знание"  слушали с большим вниманием.
     В селе действовал колхоз "Авангард", руководил которым на протяжении одиннадцати лет легендарный человек, Лаврон Фёдорович Ключников. Он председательствовал с первых лет организации коллективного предприятия в 1931 года по 1941 год.  Когда враг ступил на нашу родимую землю, он стал партизаном 1-го Севского отряда им. М.В.Фрунзе. После  изгнания немецко-фашистских захватчиков  с просторов нашей любимой Брянщины продолжил служение Родине в одном из соединений Красной Армии и героически погиб при взятии Берлина.
     Через наше село Хинель испокон веку проходила важнейшая стратегическая дорога Киев — Москва.  Это позволяло предкам моим, оказывая всевозможные услуги купцам и торговцам, жить вольно и богато. Уже в XVIII веке вызванные из Германии водные инженеры,  вместе с нашими мастерами — гидрологами, разработали и построили  в наших местах сложную систему шлюзов и водохранилищ, позволившую решить рад важнейших хозяйственных задач — и регулировать сток наших местных рек, эффективно борясь с наводнениями и засухой, и обеспечить стабильное питание заливных лугов — основного поставщика кормов для местного животноводства, и улучшить водно-поливной ресурс для взращивания поливных овощных культур, и улучшить гидрологический режим наших местных лесов, и как следствие, значительно поднять их продуктивность — увеличить количество дичи, качество и валовый сбор дикоросов, и возвести несколько десятков мельниц и в разы увеличить тоннаж вылова рыбы….  Попутно решалась и задача развития местной транспортной системы. Возводились отменной красоты деревянные мосты, активно шло дорожное строительство, активное формирование ведущих транспортных узлов.
     Отрадно, что и в наше время на моей родине живут и прекрасно работают мои земляки. Назову только маленькую толику этих замечательных тружеников. Это и В.Г. Першиков, и А.В. Евсиков, и И.С. Ребров.  А.П. Лобынцев  занимается ремонтом нашего Клуба. Н.И. Реброва всё делает для того, чтобы в Год культуры превратить нашу сельскую библиотеку в настоящий оазис знаний, развивать в подрастающем поколении любовь к книге. Эта благородная деятельность находит серьёзную поддержку как у местной администрации, так и со стороны земляков, проживающих в Севске и Москве.
     Многое для развития моего родного региона делает местная администрация, Правительство Брянской области. Но не только заботы о развитии промышленности и сельского хозяйства занимают внимание руководства. На Брянщине и проблемам духовным уделяется не меньшее внимание. Здесь и всемерная забота о развитии культуры, поддержка театров, музеев, филармонии, народного образования, библиотек, клубов. Особое моё удовлетворение, что очень многое делается для увековечения подвига моих земляков, воинов Красной Армии и красных партизан  в Великой Отечественной войне, воспитания в подрастающем поколении чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
     Судьба была ко мне благосклонна. Я попал на работу в Строительное управление №75 "Главмосстроя" и, начав прорабом,  быстро дорос до должности главного инженера. Параллельно учился на вечернем отделении Московского инженерно-строительного института. Затем работал главным инженером Треста "Мосстрой-6", Руководителем Управления кооперативного  строительства Государственного Комитета Совета Министров ССР по материально-техническому снабжению в ранге министра СССР. Занимая ответственные посты, я ни на минуту не прекращал связи с родной Брянщиной, стараясь оказывать своим землякам разнообразную помощь. Неоднократно помогал местной администрации в снабжении  дефицитными и фондируемыми строительными материалами. Помогал в поставке труб для газификации сёл района и ремонта водопроводов  в сёлах Хинель и Хвощёвка, посёлке Рабочий, материалов для дорожного строительства. В частности, было обеспеченно снабжение металлическими конструкциями комплектной поставки для строительства в г. Севск автовокзала, других объектов  социальной сферы.
     После выхода на пенсию сосредоточил усилия на всемерном сохранении культурно-исторического наследия. Принимал совместно с директором музеев Брянской области В.М. Алексеевой непосредственное участие в коренной реконструкции Севского краеведческого музея. В центральную  севскую библиотеку мною были переданы несколько сотен книг — произведений наших писателей, членов Московской городской организации Союза писателей России. Подарена компьютерная техника для библиотеки, музея, администрации района, мебель для школ г. Севска и родного его села Хинель. С чувством удовлетворения сообщаю, что уже скоро завершится ремонт Хинельской библиотеки, и она пополнится новыми десятками талантливых книг, только что вышедших из-под пера членов нашей писательской организации.
     Я надеюсь, что в преддверии нашего общего всенародного Праздника 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, мы все, общим миром, завершим наши большие начинания: освятим новую Хинельскую  часовню, закончим ремонт Клуба, установим около стелы "Хинель — село партизанской славы" памятную доску с наименованиям всех партизанских отрядов, воевавших в хинельских лесах, и фамилиями командиров, их возглавлявших.  И я не сомневаюсь, что уже скоро мы откроем историко-патриотический экскурсионный маршрут Брянск — Партизанская поляна — Хацунь — Севск — Хинель.
     В начале апреля 2014 года я был участником делового маршрута в составе делегации Брянского землячества в г. Москве из двадцати членов во главе с Председателем В.М. Тимощенко. Мы посетили Брянский лицей №1 им. А.С. Пушкина, снова убедивши, что у нас подрастает умная, деловая и патриотичная молодёжь, которой удаётся совмещать  и  хорошую учёбу, и занятия спортом, и духовно развиваться. Уже много лет практически все выпускники этого известного учебного заведения Брянщины  успешно поступают в ведущие  ВУЗы России.
     Встретились мы и с руководителями и рабочими Брянского машиностроительного завода, Брянского силикатного завода в г. Жуковка.  Побывали мы и на предприятии крупнейшего в Центрально России  производителя товарной свинины и говядины ОАО  "Мираторг".  Мы посетили Свенский монастырь, ознакомились с ходом строительных работ по реставрации монастырских построек и возведению новых, подарили настоятелю картину, написанную Народными художниками России, академиками  Российской академии художеств братьями  С.П. и А.П. Ткачевыми, талантливо отражающую природную красоту Брянского края.  И везде нас радушно принимали, делились  с нами сокровенными мыслями, проблемами, ближайшими и  перспективными  планами.   
     Брянская область — единственная область России, расположенная на стыке трёх славянских государств. Стратегическое  геополитическое значение этого фактора трудно переоценить, особенно в свете тяжёлых событий, разворачивающихся в последние месяцы на братской Украине. И я искренне надеюсь, что Украина сумеет преодолеть тяжёлый кризис, поразивший это братское государство, и останется нашим добрым соседом и партнёром.
     Наша делегация встретилась в Доме культуры г. Брянска с руководителями областей Белоруссии, граничащих с Брянской областью, и это была тёплая, дружественная встреча.
     И как бы итожа наше насыщенное пребывание на родной брянской земле, нашу делегацию принял Губернатор Брянской области  Н.В. Денин и члены Правительства области. Знаменательно, что наше общение состоялось в канун двух чрезвычайно дорогих сердцам всех моих земляков дат, — накануне 70-летней годовщины образования Брянской области и в преддверии 70-я нашей Великой Победы!