Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 № 20, октябрь, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА


     Главным литературным событием октября является, несомненно, двухсотлетний юбилей со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова — одного их самых великих и загадочных гениев русской поэзии, выразителя тайны русской души. Это событие — значительный повод не только обратиться к творческому наследию нашего национального классика, но и попутно обратить всеобщее внимание на многие острейшие проблемы — на нынешнее состояние русского языка, на преподавание русской литературы в современной школе, на отношение к нашим национальным духовным ценностям и традициям и вообще на положение культуры в современном российском обществе. Весь лермонтовский юбилейный год был наполнен мероприятиями, как государственными, так и общественными; сам непосредственно юбилей также отмечен с соответствующими масштабу события почестями, в чём и не было никаких сомнений. Но не менее важно то, чтобы духовное содержание этого общенационального праздника способствовало просвещению народа, прояснению его национального самосознания; чтобы духовные ценности нашего народа, деформированные в результате либерально-демократической экспансии последних трёх десятилетий (начиная с "перестройки"), приблизились к своей органичной полноценности. Лермонтов был не только великим лириком, он был подлинным патриотом России, желавшим ей славы и величия. Его нынешний двухсотлетний юбилей является мощнейшим фактором укрепления духовного единства русского народа и всей нашей российской нации. Сегодня в школах, библиотеках, домах культуры, музеях и т.д. звучат стихи Михаила Юрьевича Лермонтова. Прочитанные впервые или заново, они несут в себе свет подлинного гуманизма и любви к Отечеству и зажигают этот свет в душах молодых поколений россиян; дают возможность соприкоснуться с красотой классического русского литературного языка, для чего в обычной, "повседневной" жизни зачастую нет ни достаточных условий, ни душевных сил…
     Украина… Осознание того, что на самом деле случилось, приходило постепенно и мучительно. То, что в самом начале многими воспринималось как недоразумение и "дурь" украинской политически активной среды, со временем стало обнаруживать свою многоплановость. После "майдана" было одесское кровавое злодеяние, так и не получившее на сегодняшний день внятного расследования и внятной же оценки со стороны украинских "властей". Присутствие в украинской властной верхушке прямых ставленников США сегодня не отрицается, кажется, даже самими ставленниками. Карательная "антитеррористическая операция" стала подтверждением того, что на Украине не просто массовое помрачение умов, а нечто иное, более зловещее… Слово "фашизм" в связи с деяниями "Правого сектора" и "Национальной гвардии" звучит в СМИ уже давно, и для этого есть более чем достаточные основания. Но то, что произошло недавно, заставило занервничать даже "толерантные" европейские круги. На территории Новороссии, в местах прежней дислокации украинских вооружённых сил (как они сами себя называют — в данном случае не имеет значения) одно за другим стали находить массовые захоронения людей (по признакам — мирного населения) со следами жестоких пыток. Нет необходимости в комментариях, всё это подробно освещали СМИ… Кто совершил это? "Украинский народ?" Фашизм, как известно, не имеет национальности. Просто нелюди. Но где же сам украинский народ?..
     Сегодня много говорится о том, что братство русского и украинского народов безвозвратно разрушено. Многие доходят до утверждения, что его никогда и не было. Вопрос, на самом деле, простой. Те, кто жили при Советской власти, помнят о том, какие у нас были отношения. Можно назвать это как угодно: единство, братство… Практически мы не различали друг друга, и относились друг к другу с искренней симпатией. Об этом нас сейчас пытаются заставить забыть. Для этого с мусорной свалки истории извлекаются зловещие тени Бандеры и Шухевича, для этого палачи и выродки получают оружие и форму с "красивыми" нашивками. С ними украинский народ, если он ещё остался как народ, должен разобраться сам…