Вл. Гусев __ О РАЗУМЕ
Московский литератор
 № 22, ноябрь, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Вл. Гусев
О РАЗУМЕ

    
     Не грех отвлечься от текущих дел и слегка заняться философией.
     В такие сложные времена, как наше, вновь и вновь возникает ощущение бессилия разума и чувство, что миром правят некие жестокие тайные силы. Разливанным морем шумят гадания, предсказания, «предупреждения», цветут всякие секты и «общества», в воздухе носится дух эсхатологии, то есть, попросту, конца света. Сам конец предсказывался неоднократно (и, заметим в скобках, пока так и не состоялся). Популярны слова судьба, рок, непопулярно, повторяю, слово разум. В театрах, на телевидении, в спектаклях и сериалах, преобладают чистые истерики взамен разработки характеров и т.п. Считается, что чем громче орут и плачут, а то и визжат, тем художественнее. То есть, опять-таки, чем явственней подземные и неразумные силы, тем ближе к истине.
     В связи с этим напомним некоторые философские термины и в частности трактовки слова и понятия разум.
     В платоновской, близкой к некоторым из индийских, традиций разум понимается шире, чем ныне. Разум целостен, он включает в себя и то, что теперь называют интуицией, и рассудочную сторону. Истина и мораль постигаются именно целостным порывом разума. (В греческой традиции это нус). Платон даже, сказали бы мы, хватает через край, требуя, например, изгнать поэтов из идеального государства, ибо они недооценивают разумное начало в жизни.
     Далее «прыгаем» через века и обращаемся, разумеется, к Иммануилу Канту.
     Конечно, мы пробросили массу звеньев, имеющих отношение к нашей теме: неоплатоников (Плотин) и других. Но здесь не трактат.
     Кант впервые чётко разграничил сферы духа. Теоретический разум (рассудок) и практический разум (в христианской традиции Бог, в философских традициях возможны иные термины). Конечно, Кант ещё много о чём говорил, но нас интересует вот эта сторона дела. Она-то оказала наибольшее влияние на движение европейских, а затем и не только европейских, мысли и настроений.
     Почти все сочинения Канта начинаются со слова «Критика». Критика не как жанр, а в прямом смысле.
     Что же критикует Кант?
     Кант впервые жёстко говорит, что не всё в мире поддаётся «теоретическому разуму», рассудку. Наше слово рассудок по значению ещё уже кантовского, но даже более широкое значение слова недостаточно для постижения истины мира и его противоречий (антиномий). Истину и противоречия постигает «практический разум».
     Заметим, однако, слово разум.
     Тут, как ни поверни, Кант сходится с Платоном.
     Кант, он же ввёл в оборот популярное в дальнейшем слово интуиция.
     Но у Канта это – не просто интуиция, а «интеллектуальная интуиция». А?
     В дальнейшем все понятия и далее дробились, и быстро дошло до того, что разум вообще был выведен за скобки (Бергсон, Шестов и многие, многие).
     Справедливо ли это?
     А религия, скажут?
     Да, почти все религии не признают главенства рассудка в мире.
     И всё же знаменитый афоризм «Захочет наказать – отнимет разум» имеет религиозное происхождение.
     А искусство?
     Посмотрим опять у Канта; его теория искусства, по мнению многих, ближе других к истине.
     Кант выделяет такие грани сути искусства: воображение, вкус, оживляющий принцип и рассудок.
     Рассудок (да, именно он) участвует.
     Глуп тот, кто сведёт искусство к рассудку или забудет об «оживляющем принципе» (ошибка последующих формалистов и других).
     Но и глуп тот, кто не примет разумное начало во внимание.
     Да простятся мне упрощения, спрямления вопросов и «вольности», неизбежные в такой статье. (Впрочем, конкретные ссылки могут быть приведены).
     Но важна тенденция.
     Я надеюсь, все уже понимают, куда я веду.
     Жизнь не сводится ни к разуму в современном его понимании, ни, тем более, к рассудку во всех его пониманиях.
     Но и без них нельзя.
     Мы уже видим, к чему мир пришёл без них.
     «Захочет наказать – отнимет разум».
      
     11 ноября 2014.