Ольга Русецкая _ ОТ ШУТЕЙНОЙ ИНТРИГИ ДО СТРАСТНОГО РОМАНА или СМОТРИМ ОСТРОВСКОГО
Московский литератор
 № 23, декабрь, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Ольга Русецкая
ОТ ШУТЕЙНОЙ ИНТРИГИ ДО СТРАСТНОГО РОМАНА или СМОТРИМ ОСТРОВСКОГО

               
     Давно ли вы, уважаемые читатели, имели удовольствие наслаждаться Островским — да-да, я имею в виду нашего великого драматурга Александра Николаевича? Думаю, что нет. В классической постановке увидеть его блистательные пьесы сегодня непросто — ставят его, конечно, время от времени, но по-новому, без должного усердия и понимания его непревзойденного драматургического материала. Вот, например, буквально несколько дней назад в театре имени Пушкина состоялась премьера «Доходного места» (режиссер Роман Самгин). Сложно это, однако, назвать полноценной интерпретацией пьесы Островского. Фарс, пародия, хотя и не лишенная некоторых интересных моментов: отчасти любопытна сценография, отдельные музыкальные фрагменты… Но в целом после спектакля испытываешь тягостное ощущение большой потери: нет, не Островский это, а всего лишь насмешка над ним.
     Совсем другое дело — «Дикарка» во МХАТе имени Горького. Высокий профессиональный уровень всегда отличал постановки Татьяны Дорониной. Но в этом случае он оказался сверх всяческих похвал. Прежде всего — это потрясающие своей красотой декорации: яркие, объемные, завораживающие своей реалистичностью. Ну и не удивительно: у народного художника РФ В.Г. Серебровского отменное художественное чутье. Вот уж где можно говорить о настоящей классической театральной живописи, которую сегодня, к великому сожалению, увидеть можно довольно редко. Невольно вспоминаешь Васнецова, Билибина, Коровина… которые создавали для сцены настоящие шедевры!
     Отменные костюмы (засл. художник РФ Е.Ф. Качелаева) — роскошные, изысканные, многоговорящие — один гардероб Ашметьева чего стоит! Хореография впечатляет не менее — П.С. Казьмирук постарался на славу.
     Игра же актеров превыше всяческих похвал!  Блистательный Титаренко в роли Ашметьева, появляющийся в самый первый момент в спортивном трико и в боксерских перчатках — просто восхитителен! Его костюмы и манеры парижанина (он почти постоянно проживает за границей) лучшего тона! «Я — скучающий россиянин…» томно говорит он, а сам — прыг-прыг, прыг-прыг…
     Совершенно обворожительна и Варя, в которую очень удачно перевоплощается Елена Коробейникова: образ получился страстным, азартным, удивительно реалистичным — ее энергия так и бьет через край, так и выплескивается на зрителя, заставляя сидящих в зале переживать самые чудные мгновения своей молодости. Она — сама экспрессия! Яркий румянец, алые губы, коса до пояса — этакий молодой бесенок! «Ой, Маруся, отдадут меня за него!» — интонирует она свое недовольство намерением отца выдать ее замуж за «птицу» («У, птица противная!» — твердит). А как хорош Дахненко в роли Вершинского («Жизнь — коротка, планы — велики») — чопорный, высокомерный, претенциозный — недаром Варя называет его «птицей»! Я бы даже сказала так: журавель, настоящий журавель — на двух тоненьких ножках-палочках, в узком сюртучке на аглицкий манер, в очках и в кепи-жокейке. Не менее впечатляющи и другие герои. Например, Зубарев, которого превосходно играет народный артист В.Л. Ровинский.
     А какова музыкальная канва спектакля (музыкальное оформление В.С. Соколова)! Русские песни и романсы (по-моему, в исполнении Евгении Смольяниновой) удивительным образом обрамляет этот драматический шедевр. Да и сама Варя играет на гитаре и поет. И как поет!
     И все это вместе взятое создает поистине русский театральный шедевр, который еще долго будоражит сознание своей исключительной гармонией, своей особой русскостью, нежностью и любовью. А сюжет в общем-то нехитрый: суть истории заключается в том, как шутейная интрига оборачивается страстным романом скучающего барина с очаровательной «барышней-дикаркой».
     И хочется вновь и вновь повторять: что может быть лучше хорошей русской пьесы на высокопрофессиональной русской сцене? И снова и снова отвечаешь: ничего!