Александр Алиев _ РУССКИЙ УГОЛОК ДАРМШТАДТА И ПРЕКРАСНАЯ УТА ИЗ НАУМБУРГА
Московский литератор
 № 23, декабрь, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Александр Алиев
РУССКИЙ УГОЛОК ДАРМШТАДТА И ПРЕКРАСНАЯ УТА ИЗ НАУМБУРГА

                              
     В небольшом южно-германском городе Дармштадте есть вокзал, которым почти не пользуются, если не считать аренды части помещений велосипедным магазином. Казалось бы, подобная расточительность не свойственна практичным немцам, однако она имеет историческое объяснение. Дело в том, что здание строили лишь с одной целью — доставлять в город вагоны земли из всех губерний Российской империи. Вагонов таких было более четырехсот. А еще сюда везли гранит с Урала, Кавказа и Сибири. Зачем? Разве в германских землях своего гранита не имелось? Да просто в Дармштадте строили русский православный храм…
     Впервые упомянутый в хрониках XI века, этот город был последовательно столицей ландграфства Гессен, ландграфства Гессен-Дармштадт, а с 1806 года (после роспуска Священной Римской империи) — Великого герцогства Гессен.
     В Дармштадте появились на свет в разное время литератор Георг Бюхнер, выдающиеся химики Юстус Либих и Фридрих Август Кекуле, Шарлотта Елизавета Фёт (Беккер), мать русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета. Несколько лет здесь прожил Иоганн Вольфганг фон Гёте. Наконец, двое из супруг наших императоров, принадлежавшие Гессенскому дому, родились в Дармштадте: Мария Александровна (супруга Александра II), и Александра Фёдоровна (супруга Николая II).
      
     Первого ноября 1864 года в семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории, родилась дочь — принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса. Домашние называли её Эллой. В июне 1884-го в Петербурге состоялось бракосочетание юной принцессы с Великим князем Сергеем Александровичем, братом императора Александра III. Церемония тогда прошла дважды: по православному и лютеранскому обрядам. Елизавета Фёдоровна в совершенстве овладела русским языком, говорила на нём почти без акцента. Ещё оставаясь протестанткой, Великая княгиня посещала православные богослужения. В 1888 году вместе с мужем совершила паломничество в Святую Землю, а ещё через три года она приняла Православие, написав при этом отцу: «Я всё время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином».
      
     Между тем младшая сестра Елизаветы принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская также принимает Православие с именем Александра Фёдоровна и становится в 1894 году новой российской императрицей. Глубоко религиозная монаршая чета выражает желание иметь возможность посещать православный храм и моменты пребывания в родном городе государыни.
     И вот 4 (16) октября 1897 года — это день памяти святого мученика Лонгина сотника — протопресвитер Иоанн Янышев в присутствии императорской и герцогской семей совершает на холме Матхильденхёэ закладку постоянной церкви. Решили, что она должна быть буквально из русского камня и стоять на русской земле —
     для того и везли в Дармштадт из России вагоны с землёй и гранитом. Император Николай II пожертвовал на строительство из своих личных средств более 300 тысяч рублей, поэтому церковь, естественно, стала царской собственностью. Автором проекта в раннем ярославском стиле был Леонтий Николаевич Бенуа, пожалованный за эту работу званием придворного архитектора. А эскизы всей богослужебной утвари утверждала сама Александра Фёдоровна.
     Освящение храма во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины, небесной покровительницы матери Николая II, императрицы Марии Фёдоровны, состоялось 26 сентября (8 октября) 1899 года, на это торжество в Дармштадт вновь прибыли государь с государыней. Однако отделка здания (мозаичное оформление) продолжалась вплоть до 1903 года.
     Сложенная из красного гранита церковь богато декорирована мрамором, плиткой, изразцами с русским двуглавым орлом.
     Внутри же почти нет росписей и икон. По стенам пущен орнамент из лилий — эти цветы были особенно любимы императрицей Александрой (ещё ей нравились гвоздики и розы). Вообще, в здешнем убранстве старались реализовать идею райского сада, поэтому в декоре так много цветов и виноградных листьев.
     Внимание прихожан неизменно привлекает большая алтарная мозаика, представляющая Богоматерь с Младенцем, восседающую на Небесном престоле в окружении ангелов. Изображение это, а также наружные мозаики (Николай Угодник, святая Мария Магдалина, святая равноапостольная княгиня Ольга, святой благоверный князь Александр Невский и др.) создали два замечательнейших человека — автор рисунков живописец Виктор Михайлович Васнецов и художник Владимир Александрович Фролов. Любопытно, что творчество последнего знакомо практически всем, даже если они и не слышали никогда его имени. Фролову принадлежат, например, мозаики в соборе Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Петербурге и на станциях московского метрополитена «Маяковская», «Автозаводская» и «Новокузнецкая».
     Образа для резного дубового иконостаса исполнил живописец Карл Нефф, участвовавший в своё время в оформлении храма Христа Спасителя.
     Наконец, выставленная перед алтарём небольшая икона Казанской Богоматери. Изначальной её владелицей была как раз Елизавета Фёдоровна. Затем она попала к некоему монаху Серафиму, который в 1918-м, после трагической гибели Великой княгини, сумел вывезти останки её в Иерусалим и до самой своей кончины заботился о захоронении. Серафим, в свою очередь, передал образ шведской королеве Луизе. А та уже завещала икону Дармштадтскому храму. Многие, кстати, утверждают, что лик Божией Матери заметно схож с самой Елизаветой Фёдоровной.
     Рядом с храмом высится Свадебная башня, именуемая в народе «Пятипалой», или «Короной города». Её соорудили к свадьбе Великого герцога Эрнста Людвига, родного брата Эллы и Алисы. Башня символизирует пять династических браков между детьми Гессен-Дармштадского дома и представителями европейских правящих династий.
      
     Поскольку церковь Марии Магдалины стала, как уже говорилось, домовым храмом царской семьи, богослужения тут проводились достаточно редко: во время визитов Николая и Александры, в дни памяти их святых покровителей, а также в храмовый праздник. В 1903 году здесь прошло венчание принца Андреаса Греческого и принцессы Алисы фон Баттенберг. От этого брака родился, в том числе принц Филипп Греческий, муж нынешней королевы Великобритании Елизаветы II. Последняя служба для российской императорской четы проведена в 1910-м.
     Но уже очень скоро для Дармштадтской церкви наступила неблагоприятная полоса. С началом Первой мировой войны её закрыли, и всё золочёное убранство, колокола, часть кровли, витражи и кресты были конфискованы как «вражеское имущество». Здание страдало от протечек, а в 1944 году получило значительные повреждения при бомбардировках Дармштадта, тогда же целиком пропала драгоценная утварь.
     Полноценная молитвенная жизнь возвратилась в церковь лишь осенью 1946 года. Впоследствии благодаря активному содействию городских властей, правительства федеральной земли Гессен, местной протестантской и католической епархий, принцессы Маргарет Гессенской и Рейнской и, конечно же, Германской епархии РПЦЗ храм дважды был капитально отреставрирован. В 1976 году его вновь освятили, а после недавнего ремонта аварийной колокольни опять стал возможен колокольный звон.
     Как дивный яркий цветок возвышается среди довольно-таки сдержанного дармштадтского пейзажа церковь Святой Марии Магдалины. Богослужения тут ныне проходят каждые две недели, а также по праздникам. Из-за тесной своей связи с русской императорской династией храм является объектом паломничества православных верующих со всего мира, особенно же из России.
      
     Дармштадтскую церковь видели в разное время многие русские путешественники по Германии. Делал с неё беглые зарисовки Николай Константинович Рерих. А еще он посетил другой храм: совсем не православный и отстоящий от Дармштадта на сотни километров, в саксонском городе Наумбурге. И результатом данного посещения стала удивительная и загадочная картина «Держательница Мира» («Камень несущая»), написанная в 1933 году. Здесь на фоне синевы Гималайских вершин и бездонного неба представлена закутанная в плащ стройная молодая женщина с короной на голове. Левой рукой она прижимает к груди ларец, в котором заключён камень Грааль, или Чинтомани, — сокровище культуры, символ творческих устремлений. Грозная Держательница словно встала перед путником на горной тропе.
     Образцом для этой слегка изменённой фигуры послужил один из шедевров средневековой немецкой пластики — статуя маркграфини Уты (Оды) фон Балленштедт, установленная среди прочих в западном хоре (приделе) наумбургского кафедрального собора Святых апостолов Петра и Павла, на уровне витражных окон.
     Ута жила в первой половине XI столетия, была женою Эккехарда II, маркграфа Мейсена и Саксонской Восточной марки, верного сторонника германских императоров. Их брак оказался весьма счастливым, хотя и бездетным. При Эккехарде в Наумбург перенесли епископскую кафедру и начали постройку собора, освящённого в 1042 году. Через несколько лет оба супруга были погребены здесь, в подземной часовне.
     Пролетело ещё два века. Жители города и духовенство приняли решение полностью переделать прежнее здание в готическом стиле. А епископ Дитрих фон Веттин в письме к мирянам и клиру выступил с обращением почтить память двенадцати предыдущих донаторов (дарителей) собора. И вот в Наумбурге появился вместе со своей артелью выдающийся ваятель, чьи произведения уже украшали соборы Франции и Германии — Амьена, Реймса, Нуайона, Майнца. Именно этому человеку, чьё имя неизвестно, но которого все называют Наумбургским мастером, мы обязаны рождением в 1249 году каменных раскрашенных статуй — одного из самых замечательных скульптурных ансамблей во всём мировом искусстве, первой потретной галереи Средневековья. Причём «портреты» Эккехарда и Уты оказались наиболее потрясающими по реализму. Ута уже считается символом не только Наумбурга, но и земли Саксония-Ангальт. Её изображения присутствуют везде: на буклетах, открытках, календарях, обложках книг, фарфоровых чашках и блюдцах, брелоках, медалях. Можно сказать, что облик Уты фон Балленштедт стал в Германии национальной святыней. Кстати, в прямом родстве с маркграфиней состояла принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, в православном крещении — Екатерина Алексеевна, императрица Всероссийская Екатерина II. Родня Уте и барон Фридрих Фальц-Фейн, основавший на Украине знаменитый заповедник Аскания-Нова, что существует и теперь.
     А Рерих… Рерих всерьёз верил в переселение душ. Он считал Эккехарда одним из своих прежних воплощений, а в чертах своей любимой жены, Елены Ивановны, искал и находил сходство с Прекрасной Утой. Да и картину «Держательница Мира» художник посвятил Е.И. Рерих.
     К сожалению, местонахождение полотна в настоящее время неизвестно. Оно было частью крупной коллекции старшего сына художника, Юрия Николаевича Рериха, и с 1957 года находилось в его московской квартире на Ленинском проспекте. После смерти хозяина (1960) коллекция осталась фактически бесхозной и постепенно разворовывалась. Несколько лет назад таинственно пропал и этот холст. Возможно, осел в чьей-нибудь закрытой частной коллекции.