Александр Алиев _ «ТАМ, ГДЕ, СЛИВАЯСЯ, ШУМЯТ…»
Московский литератор
 № 1, январь, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Александр Алиев
«ТАМ, ГДЕ, СЛИВАЯСЯ, ШУМЯТ…»

     
     Грузия — удивительная страна. Страна, полная всяческих искушений. Солнце, гостеприимные жители, атмосфера радушной лени, разлитая по узким улочкам, площадям и зелёным скверам. Пьянящий запах роз и лаванды, неподражаемая музыка, знаменитое вино, великолепная кухня…
     Главное же, Грузия — страна верующая. Надо привыкнуть к тому, что религия это не где-то там, а здесь и сейчас.  Что тут на храмы крестятся не только пожилые люди, но и подростки и дети. Что Богородица, святой Георгий и святая равноапостольная Нина тут в каждом сердце.  
      
     Связи России и Грузии — давние и весьма тесные, и огромные расстояния тому не помеха. Прежде, конечно, добираться до Закавказья и обратно было делом очень долгим и порою опасным. Но вот после заключения Георгиевского трактата 1783 года русские войска приступили к прокладке знаменитой Военно-Грузинской дороги, вступившей в строй в самом конце XVIII столетия. Когда же грузинские земли окончательно вошли в состав Российской империи (1802), этим путём следовали едва ли не все наши выдающиеся личности, кого судьба так или иначе заносила на Кавказ, — военачальники, дипломаты, ссыльные декабристы, учёные, поэты, художники, композиторы…  
     Начинающаяся от Владикавказа двухсот восьмикилометровая дорога вознаграждает путешественников удивительнейшими видами: суровыми ущельями с отвесными скалами, роскошными долинами, шумными горными реками и водопадами, белоснежными вершинами гор, старинными сигнально-строжевыми башнями, крепостями, средневековыми храмами.  Чего стоит один только мрачно-величавый Дарьял с его бушующим "свирепым" Тереком! А красавец-великан Казбек, "страж Востока"! А за Крестовым перевалом — самой высокой точкой дороги — открывается панорама зелёной Арагвинской долины. "Мгновенный переход  от грозного Кавказа к миловидной Грузии восхитителен, — пишет Александр Сергеевич Пушкин в своём "Путешествии в Арзрум". — Воздух юга вдруг начинает повевать на путешественника. С высоты Гуд-горы открывается Кайшаурская долина с её обитаемыми скалами, с её садами, с её светлой Арагвой, извивающейся как серебряная лента, — и всё это в уменьшенном виде, на дне трёхвёрстной пропасти, по которой идёт опасная дорога".
     Помимо Пушкина здесь в разные времена проезжали Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Владимир Маяковский, живописцы Никанор Чернецов, Иван Айвазовский, Архип Куинджи,  Руфин Судковский… Чернецовская картина "Вид Дарьяльского ущелья" была нарисована специально для Пушкина и украшала кабинет петербургской квартиры поэта. Шагали здесь в августе 1927 года на очередном этапе поиска бриллиантовых сокровищ и Остап Бендер с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым — герои романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать стульев".
     Миновав селения Квешети, Пасанаури, Ананури (где, кстати, отлично сохранился феодальный замок), Жинвали и небольшой городок Душети, путники приближаются к самой первой столице Грузии — Мцхете.
     Так уж получилось, что этот город и его окрестности по-настоящему воспел только Лермонтов. Со школьной скамьи все мы помним начальные строки из его поэмы "Мцыри":
      
     Немного лет тому назад,
     Там, где, сливаяся, шумят,
     Обнявшись, будто две сестры,
     Струи Арагвы и Куры,
     Был монастырь. Из-за горы
     И ныне видит пешеход
     Столбы обрушенных ворот,
     И башни, и церковный свод…
      
     Почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что речь здесь идёт о монастыре Джвари ("Крест"), воздвигнутом в VI столетии на высокой горе напротив Мцхеты. В языческие времена гора считалась священной, и здесь, по-видимому, стоял храм. После крещения Грузии святая Нина установила на этом месте первый крест, а впоследствии появился монастырский комплекс. Сейчас от него уцелел только храм и остатки башен.
     Лермонтов, безусловно, поднимался на гору и осматривал Джвари, сделав его позже местом действия "Мцыри". Окрестный пейзаж он запечатлел также на картине "Кавказский вид с саклей": развалины сторожевой башни, к которой лепится сакля с плоской крышей, за рекой — контуры храма.
     Вообще, Джвари для Грузии — это то же самое, что для Египта пирамида Хеопса, культурный и экскурсионный объект номер один. Ну а с недавних пор у подножия храмовой горы высится бронзовый памятник нашему великому поэту.
      
     Собственно Мцхета славится, прежде всего, грандиозным патриаршим собором во имя Двенадцати апостолов, но больше известным, как Светицховели. "Свети" по-грузински "столп", а "цховели" — "живой" или "чудотворный". Летопись данного места давнишняя и необычайно интересная.
     Священное Предание Грузинской Православной Церкви гласит, что в числе римских воинов, присутствовавших при распятии Христа, был и иберийский (грузинский) еврей Элиоз. Ему-то и достался по жребию нешвенный хитон Господень, который, в отличие от другой его одежды (Честной Ризы), разделить на части было нельзя, иначе он просто расползся бы на нитки. По другой версии, Элиоз был купцом, находившимся тогда в Иерусалиме на праздновании иудейской Пасхи, а хитон он приобрёл у одного из легионеров. Так или иначе, возвратившись на родину, Элиоз подарил хитон своей сестре Сидонии, до которой уже дошли слухи о событиях в Палестине, о жизни, проповедях и мученической смерти на кресте пророка по имени Иисус. В благоговейном восторге  Сидония облобызала святыню, прижала к груди и — скончалась.  Так её и предали земле с полотном в руках.
     На могиле впоследствии вырос ливанский кедр, которому здешние жители поклонялись. В IV веке рядом находился дворец царя, кедр же рос в его саду. Пришедшая в Грузию святая Нина девять месяцев провела в доме царского садовника, а потом, пожелав уединения,  в подобии естественного шалаша из густых ежевичных зарослей. Там же имела она некие видения, каковые были ей истолкованы так: "Видение твоё означает, что этот сад превратится через тебя в сад возвеличивания Бога, которому принадлежит слава и ныне и присно и во веки веков".
     Когда царь Мириан III решил креститься, то возник вопрос о постройке первого храма. "До приезда священников из Греции, после того, как царь и весь народ усердно встали на путь христианства, царь имел разговор со святой Нино. Верующий царь спросил святую Нино: "Где мне построить дом Богу?" А блаженная та ответила: "Где угодно будет разуму царей". А царь сказал: "Я люблю сию твою кущу ежевики и желаю там по разумению своему. Но нет, я не пощажу царский сад и высоту кедров, плодообилие листов и благоухание цветов, в нём построю храм моления для себя, который будет стоять вечно".
     Кедр срубили, вытесали из него семь столпов (колонн) и стали устанавливать их в церкви. Седьмой же столп никак не поддавался, повиснув в воздухе. Святая Нина молилась всю ночь, и тогда столп "без прикосновения руки людской" встал над захоронением Сидонии и… замироточил. Этот сюжет довольно часто изображается в иконографии нашего времени. Образ грузинских святых и сам столп по центру можно найти почти в каждой церкви.
     Изначальный мцхетский храм был совсем небольшим, спустя же примерно двести лет, при царе Вахтанге Горгасале, его заменили довольно крупной базиликой. Впоследствии она сильно обветшала, поэтому в начале XI века патриарх-католикос Мелхиседек принял решение о полной перестройке Светицховели. Тогда только-только начинался Золотой век Грузии, страна была объединена под скипетром Баграта III, возможности имелись, и храм Баграта в Кутаиси уже семь лет был как возведён.  
     Сооружение нового Светицховели шло с 1010 по 1029 год по проекту зодчего Константина Арсакидзе. Монументальное, богато украшенное рельефами здание — старший современник, к слову, Софийских соборов Киева и Новгорода — стало одним из шедевров средневековой грузинской архитектуры, главным храмом страны. Здесь долгие столетия короновали и хоронили царей, теперь же происходит интронизация патриарха.
     Кстати, на северном фасаде помещён рельеф с изображением кисти руки, держащей  чертёжный угольник, и надписью: "Рука раба Божьего Арсакидзе. Помяните". Говорят, такую экзекуцию над зодчим провели по царскому приказу, дабы никогда не смог он построить ничего подобного Светицховели. Легенда эта отражена в романе грузинского советского писателя Константина Гамсахурдиа "Десница великого мастера".
     Давайте же войдём через старинный портал внутрь собора. Главное внутри — тот самый Животворящий Столп, и находится он примерно в центре и чуть правее главного нефа. Над Столпом поставлена каменная сень, расписанная фресками. Фрески иллюстрируют историю Хитона Господня и самого Столпа. В основании одной из стен расположена небольшая ниша с дверцами, где было место для взятия истекавшего из Столпа мира. (Мироточение прекратилось в XVII веке после нашествия полчищ персидского шаха Аббаса I). "Нам грузины передавали ещё, что у них также находится зарытый плащ Господа в ризнице под одной из церквей. Никто не осмеливается достать его, чтобы посмотреть, ибо говорят, что огонь, сопровождаемый землетрясением, выходит из земли,  наводя ужас, и сожигает всякого, кто пытается посмотреть на него, как это случалось уже много раз", — сообщает в своих записках о путешествии в Россию в 1654-1656 годах архидьякон Павел Алеппский, сын Антиохийского патриарха Макария.
     Вокруг фресок существует некоторый ажиотаж, связанный с тем, что на них представлено нечто, напоминающее летающую тарелку. Если приглядеться, то видно, что внутри "медуз" находятся лица, так что, наверное, это луны с лицом и символическим сиянием. Но в соборе света мало, и лица различимы плохо. Потому действительно похоже на медуз.
     Все остальные фрески Светицховели тоже поздние, примерно XV века, почти полностью отреставрированные.  
     Что ещё? Список с чудотворной иконы Божией Матери Цилканской. Фрагменты арок и опорных столбов эпохи Вахтанга Горгасала, ибо собор выстроен прямо на фундаменте прежней базилики. Часовня, копирующая иерусалимскую кувуклию Гроба Господня. Каменные купели IV века, в которых крестили царей. Ну и многочисленные надгробные плиты, главным образом, князей из рода Багратион-Мухранских.
     Сохранились кроме того погребения патриарха Мелхиседека (выявлено археологами), Вахтанга Горгасала и двух последних грузинских монархов — Ираклия II и Георгия XII. После смерти великой царицы Тамары её тело также некоторое время покоилось здесь, но после было перенесено в Гелатский монастырь.
      
     …На долю Мцхеты и Светицховели выпало немало потрясений. Ещё в 736 году город разрушила арабская армия Мервана, и он превратился в деревню, каковой и оставался вплоть до 1956-го. Собор несколько раз разоряли монголы и персы. Однако он возрождался и по-прежнему гордо стоял среди неказистой застройки. Вот что отмечал, например, в 1801 году русский генерал Тучков: "Это селение, как я пред сим сказал, не имеет ничего, кроме нескольких землянок, окружённых большою старинною каменною стеною с башнями,  вновь строившегося и ещё неоконченного патриаршего дома в два этажа и древней весьма огромной церкви в греческом вкусе с готическими украшениями. Эта церковь построена из тёсаного гранита, смешанного в украшениях с разного цвета каменьями и мрамором".
     Сейчас Светицховели великолепно, повторим, отреставрирован и внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как самое большое здание из исторических памятников Грузии. Сюда, пожалуй, туристы отправляются из Тбилиси в первую очередь.