Владимир Кузнецов __ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «РАССВЕТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ»
Московский литератор
 № 5, март, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Владимир Кузнецов
К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ
«РАССВЕТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ»

                    
     Традиция — хорошее дело, но традиция не появляется из ничего. Нужна интересная идея и долгий кропотливый труд над тем, чтобы мысли были облечены в реальность. К примеру, выставка "Весенняя симфония", которая вот уже в третий раз открылась в Библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова.
     Тема романтическая. Весна будоражит чувства у любого человека, а уж у художника тем более. Он, правда, находится в более выигрышном положении: нахлынувшие от нагретой солнышком матушки-земли чувства благодаря мастерству живописец или график излагает своим языком на бумаге или холсте.
     А в этом году "симфония" сочинена художниками, членами Московского отделения ПАНИ, с особенным колоритом, ведь на афише к обычной теме выставки добавлено: "…70 лет Победы", и поэтому нашим академикам пришлось пораскинуть мозгами, как сказать средствами изобразительного искусства слова благодарности тем, кто выковал Победу над мощным сильнейшим врагом — фашистскими полчищами, уничтожив не только их, но и антигуманную коричневую идеологию.
     На подиуме Розового зала Библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова — портрет ветерана Великой Отечественной войны, музыканта и коллекционера  Валентина Лебедева. Сильная работа. С какой любовью к этому заслуженному человеку написан образ фронтовика! На груди — медали и ордена. В глазах — задумчивость и сосредоточенность. А ещё красота. Те, кто прошёл через горнило войны, как-то по особенному одухотворены: они не зря прожили жизнь, посвятив её борьбе со страшным явлением.
     В портрете ветерана легко узнать почерк признанного мастера этого жанра заслуженного художника России, академика ПАНИ Бориса Клементьева. Он окончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, и его работы отличаются глубоким психологическим содержанием. Модели всегда узнаваемы. "Букет, освещённый солнцем" — в этой работе Борис признаётся в любви естественной красоте: на столике стоит ваза с полевыми цветами. Зритель почти физически ощущает их аромат и веяние ветерка на веранде, куда принесли только что сорванные на поле цветы…
     "Рассвет после войны" Омара Годинеса, этнического кубинца, но так долго живущего в нашей стране, что он пропитался российской культурой, историей, традициями. Правда, война — она везде война, и состояние, например, испанца, прошедшего через это испытание, вряд ли чем-то будет отличаться от состояния русского человека, когда он вернулся с фронта и наутро увидел рассвет. Омару удалось создать то настроение… Темные силуэты домов, ещё не совсем проснувшихся, и падающие на стены первые лучи восходящего солнца — это и есть надежда на лучшее. Человек живёт только этим…
     Симфонию весны талантливо написали Елена Стёпина и Юлия Смирнова. Они используют не бумагу и не холст, а натуральный шёлк. Роспись Юлии Михайловны отличается фотографической точностью интерпретации облика оригинала, в роли которого выступили маки и пионы. Её работы выгодно смотрятся на розовой стене, поскольку они — в золотой раме — именно так оформляли французские импрессионисты, выставляя свои работы в розовых залах. Так возникла традиция… Елена Стёпина показывает батик из серии "Золотое Кольцо России" — "Ростов Великий". На шёлке средствами холодного батика написана ода древнему красивому городу.
     И другие участники выставки следуют общеизвестной ассоциации весны с цветами. Елена Зеленчева в очередной раз удивила классической манерой изображения этого мира: "Розовый блюз" и "Добрая весть" составили своеобразный диптих из роз и лилий, изысканно оформленных в паспарту. "Розовый блюз" в Розовом зале прозвучал особенно изысканно…
     — Мне кажутся очень сильными работами творения моего ученика, — сказал на открытии выставки известный художник из Одессы Степан Химочка, — Пётр Цветков поднялся на такой уровень, когда можно говорить об удачных поисках своего стиля.
     "В саду жёлтые розы" и "Тюльпаны в вазе" Петра Цветкова вызывают желание устроиться где-нибудь на уютной веранде и вдыхать полной грудью запахи лилейника, роз и клематиса. Полотна Натальи Баженовой, безусловно, украсили экспозицию и привнесли в неё особый оттенок философичности: "Орфей и Эвридика", "Беженцы" —  названия картин, написанных в динамичном стиле, говорят сами за себя.
     Лариса Васильева сочиняет фантастические рассказы о Вселенной. Её аванградные решения темы океана ("Цветущий океан") и водной стихии ("Аквашельф") завораживают и восхищают смелостью мастера.
     Художники хорошо поработали в течение трёх часов над созданием экспозиции, а потом состоялся разговор. О разном. В ткань вечера органично вплелась музыка в исполнении учащихся музыкально-хоровой студии Дома детского творчества "Созвездие" (педагог Ольга Ботвина). Открытие выставки проходило во Всемирный день писателя, и первоклассница Василиса Юрченко преподнесла руководителю секции "Литература" МО ПАНИ, поэту, члену МГО СП России, автору 12 книг Владу Красноярскому и художнику Елене Зеленчевой, издавшей несколько сказок, музыкальный подарок: "Вальс" Людвига Ван Бетховена и "Дождь и радуга" Сергея Прокофьева.