В 2015 году исполнилось 220 лет со дня смерти великого русского писателя, дипломата Александра Сергеевича Грибоедова. Его жизнь полна легенд.
А.С. Грибоедов принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование. Рано обнаружилась его многосторонняя одаренность. Обучался в Московском университетском благородном пансионе, в 11 лет поступил в Московский университет. За шесть лет окончил словесный и юридический факультеты, занимался гуманитарными и точными науками. Владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский,
турецкий языки. Замечательный дипломат. Один из самых образованных людей своего времени.
Вспоминая разговор о Шекспире, литератор К. Полевой, записал: "Грибоедов спросил у меня: на каком языке я читаю его? Я читал его тогда во французских и немецких переводах и сказал это". На что Грибоедов сказал: "А для чего же не в подлиннике? Выучиться языку, особенно европейскому, почти нет труда: надо только несколько времени и прилежания. Совестно читать Шекспира в переводе, если кто хочет вполне понимать его".
От Шекспира, видимо, у Грибоедова такое мастерство в комедии "Горе от ума". И Пушкин учился у Шекспира, открыв для себя постулат драматургии — у каждого своя правда.
Поэт был еще музыкантом и композитором. По традиции, в дворянских семьях с детства учится музыке. Превосходно играл на фортепиано и обладал большими познаниями в теории музыки. "Он был отличный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы" (П. Каратыгин). Большинство сочиненных Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу. Сохранились лишь два знаменитых вальса Грибоедова: Вальс ля-бемоль
мажор и Вальс ми минор. Их музыка — лирико-элегического характера, более светлого в первом вальсе, более печального — во втором.
Но главное для Грибоедова — литературное творчество. По классификации Ю. Н. Тынянова, по литературной позиции Грибоедов относился к так называемым "младшим архаистам". Его ближайшие литературные союзники — П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и "арзамасцы", например, А.С. Пушкин и П.А. Вяземский, а среди его друзей — такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.
В 1817 году еще далеко от "Горя от ума", в свет выходит комедия Грибоедова "Студент". Небольшое участие в ней, скорее как редактора, принимал Катенин. Произведение направлено против "младших карамзинистов", сентименталистов. Грибоедов принимает также участие в написании "Притворной неверности" совместно с А. А. Жандром. Эта комедия — обработка французской комедии Николя Барта. В ней появляется персонаж Рославлев,
предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. Отсюда недалеко обращение Грибоедова и к "Мизантропу" Мольера? В соавторстве написаны и "Притворная неверность" (совместно с А. А. Жандром); "Своя семья, или Замужняя невеста" (с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким).
Летом 1816 года Грибоедов сменил военную службу на дипломатическую, заняв должность губернского секретаря Коллегии иностранных дел (позже — переводчика). К этому периоду его жизни относятся знакомства с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером.
В начале 1819 года Грибоедов отправился в свою первую командировку в Персию, к шахскому двору. По дороге в назначенное место через Тебриз (январь — март) продолжил вести путевые записки, начатые в прошлом году. Там принялся хлопотать за участь русских солдат, находившихся в иранском плену. И в сентябре во главе отряда пленных и беглецов выступил из Тебриза в Тифлис. Некоторые события этого путешествия описаны на страницах грибоедовских дневников, а также
в повествовательных фрагментах "Рассказ Вагина" и "Ананурский карантин".
Больше полутора лет Грибоедов был в Персии, пока по состоянию здоровья (из-за перелома руки), его не перевели поближе к родине — в Грузию. Там он сблизился с прибывшим туда на службу Кюхельбекером и начал работу над черновыми рукописями первой редакции "Горя от ума".
С февраля 1822 года Грибоедов — секретарь по дипломатической части при генерале А. П. Ермолове, командовавшем русскими войсками в Тифлисе. И работал над драмой "1812 год".
В 1823 году Грибоедов на время покинул службу и вернулся на родину, продолжил работу с текстом "Горя от ума", написал драматургическую сцену в стихах "Юность Вещего", первую редакцию знаменитого Вальса "e-moll", начал создавать "Desiderata" (это используемое историками условное имя одной из дочерей короля лангобардов Дезидерия, VIII век) — журнал заметок по дискуссионным вопросам русской истории,
географии и словесности.
Комедию в стихах "Горе от ума" А.С. Грибоедов закончил в 1824 году в Петербурге. Это замечательное произведение проникнуто духом борьбы за достоинство человека, за русскую национальную культуру. Поэт оставался на рубеже веков признанным классиком, но актуальность его образов и поднятых им вопросов была как бы приглушена, оставаясь в прошлом, имея не слишком заметные исторические параллели с настоящим. Литературовед М. О. Гершензон считал, что двор
и быт Фамусова чуть ли не скопированы с со старого семейства Римских-Корсаковых...
От комедии вернемся к трагедиям классика.
В конце 1824 года (15 декабря) А.С. Грибоедов стал действительным членом Вольного общества любителей российской словесности. Надо сказать, что воля — обычная мечта поэтов. Еще весной 1816 года имя Грибоедова появилось в списках действительных членов масонской ложи "Les Amis Reunis" ("Соединенные друзья"). В начале 1817 года Грибоедов стал одним из учредителей масонской ложи "Du Bien" (фр. "Хорошо").
Все масонские ложи и вольные общества привели Грибоедова к тому, что в феврале 1826 года он оказался в Петербурге — в качестве подозреваемого по делу декабристов. Оснований для ареста было немало: на допросах четыре декабриста, в том числе С. П. Трубецкой и Е. П. Оболенский, назвали Грибоедова среди членов тайного общества. В бумагах многих арестованных находили списки "Горя от ума". Хорошо еще что, предупрежденный Ермоловым о предстоящем аресте,
Грибоедов успел уничтожить часть своего архива. На следствии он категорически отрицал свою причастность к заговору декабристов. И в начале июня был освобожден из-под ареста с "очистительным аттестатом".
Но был отправлен на Кавказ (осень 1826 года), где принимал участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны.
В сентябре 1826 года Грибоедов должен был вернуться на службу в Тифлис. По пути на место назначения вновь провел несколько месяцев в Тифлисе и женился там на княжне Нине Чавчавадзе, с которой ему довелось прожить всего несколько недель. Это сюжет, сравнимый со средневековым рыцарским романом XII века "Тристан и Изольда".
Романтизм и сентиментализм всегда вызывали у Грибоедова ядовитую улыбку. Но история его любви, совпавшая с самым сложным периодом жизни, началась именно по законам сентиментализма... Отец семейства — А.Г. Чавчавадзе, друг Грибоедова, знаменитый поэт, образованнейший человек, имеющий двух красивых и умных дочерей Нину и Екатерину. В его кавказском "приюте муз и вдохновенья", по словам современников, каждый мог вести душевную беседу с крупнейшими грузинскими
деятелями того времени. Нину Чавчавадзе Грибоедов знал с детства, учил игре на фортепиано. С 1801 года Грузия уже входила в состав Российской империи. Грибоедов отличался глубоким знанием обычаев кавказских народов. Он полюбил Грузию всем сердцем и прекрасную грузинскую девушку княжну Нину Чавчавадзе.
Двадцать второго августа 1828 года в Сионском соборе в Тифлисе их венчали. Ей не было и 16 лет, когда они поженились. Сохранилось свидетельство, что во время венчания в соборе Грибоедов уронил обручальное кольцо Нины. Это был плохой знак. Накануне у поэта были жестокие приступы малярии. Один из них случился во время самого венчания — выпавшее из дрожавшей руки кольцо всех смутило. Иерей записал в церковной книге: "Полномочный министр в Персии Его Императорского
Величества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедов вступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью генерал-майора князя Александра Чавчавадзе".
Александру Грибоедову необходимо было уезжать в Персию. Нина решила ехать с ним. Пока шли приготовления к отъезду, молодые супруги часто гуляли по окрестностям. Любимым местом стал подъем от Сололакского ручья к горе Мтацминда. Как-то во время прогулки Грибоедов сказал: "Если что случится со мной, похорони останки мои вот здесь". — "О, нет, мой Александр!" — воскликнула тревожно Нина.
По пути Грибоедовых ждали и в освобожденном русскими городе Эривань. Встречали пятьсот всадников, ханы, армянское и православное духовенство, полковая музыка. Приехал на встречу тесть Александр Чавчавадзе, начальник Эриванской области. Отец и мать Нины проводили Грибоедовых с миром.
Не желая подвергать Нину опасности в Тегеране, Грибоедов на время оставил жену в Тавризе — своей резиденции полномочного представителя Российской империи в Персии, и поехал в столицу на представление шаху один.
Он многого достиг на дипломатическом поприще. По словам Н.Н. Муравьева-Карского, Грибоедов "заменял... единым своим лицом двадцатитысячную армию". Самое главное дело дипломата Грибоедова — заключение выгодного для России Туркманчайского мира. Поэтому, доставив в Петербург документы этого мирного договора (март 1828 года), он получает награды и новое назначение — полномочным министром (послом) в Персию. В сторону планы, наброски — стихи, трагедии
"Родамист и Зенобия", "Грузинская ночь", драма "1812-й год". Грибоедов вынужден был принять эту высокую должность.
В Персию Грибоедов возвращался в угнетенном состоянии духа. Перед отъездом он сказал Пушкину: "Вы не знаете этих людей: вы увидите, дело дойдет до ножей". Нет, о степени своего мужества Александр Грибоедов уже не волновался. Это он в начале персидской войны, вдруг заподозрив в себе постыдную трусость, выскочил на холм, обстреливаемый особенно сильно, и простоял отмеренный им самим срок под свистом пуль и снарядов.
Подписанный 10 (22) февраля 1828 года в деревне Туркманчай (близ Тебриза), Туркманчайский трактат — мирный договор между Российской империей и Персией (Ираном) завершил русско-персидскую войну 1826-1828 годов. В разработке условий договора участвовал Александр Грибоедов.
Договор подтверждал территориальные приобретения России по Гюлистанскому мирному договору 1813 года. По Туркманчайскому договору к России также отходили территории Восточной Армении — Эриванское и Нахичеванское ханства. Также Персия обязалась не препятствовать переселению армян в русские пределы. На Персию налагалась контрибуция в 20 млн. руб. серебром. Русское правительство признало Аббас-Мирзу, подписавшего договор с Россией, наследником персидского престола.
Договор подтверждал еще свободу плавания в Каспийском море для русских торговых судов и исключительное право России иметь здесь военный флот. По оценке западных и иранских специалистов, Туркманчайский договор имел отрицательные последствия на дальнейшую судьбу Ирана. Был "глубоко оскорбительным для Ирана". Например, Фридрих Энгельс указывал, что "Туркманчайский договор превратил Персию в вассала России".
Однако договор способствовал усилению влияния России на Среднем Востоке и подрывал позиции Великобритании в Персии. А с этим она не смирилась.
Въезд российского посланника в город пришелся на воскресенье пятого дня месяца реджеб, когда солнце стоит в созвездии Скорпиона. В глазах персов это было дурным знамением и сразу подогрело неприязнь населения к послу Грибоедову. Обстановка и без того была угрожающей. Оберегая интересы России, министр-посланник, однако, настаивал, чтобы не давили на Персию так сильно с уплатой контрибуций. Но в Петербурге были другого мнения и требовали, чтобы Грибоедов держался
как можно тверже. Он так и делал, не угождал, не льстил и, что для персов было особенно обидно, не давал и не брал взяток. За это его прозвали "сахтир" — жестокое сердце.
20 октября 1828 года Грибоедов писал министру иностранных дел Российской империи графу К. В. Нессельроде: "Аббас-Мирза велел расплавить в слитки превосходные канделябры и разные вещи из гарема, одна работа которых стоит столько же, сколько самый металл".
30 января (11 февраля) 1829 года толпой, подстрекаемой группой мусульманских фанатиков, тесно связанных с британскими агентами и близких к шаху, был организован и осуществлен погром русской миссии в Тегеране.
Попытка иранских друзей вывести российского посланника и тех, кто был с ним, через подземный ход не удалась. Александр Сергеевич Грибоедов пал на поле брани с обнаженной саблей в руке. Бесчинствующая толпа таскала его изуродованное тело по улицам несколько дней, а потом бросила в общую яму, где уже лежали тела его погибших товарищей. Когда русское правительство потребовало вернуть тело Грибоедова в Россию, его опознали лишь по руке, простреленной пулей Якубовича
на дуэли.
В дальнейшем, чтобы загладить свою вину, персы стали оговаривать сотрудников посольства и Грибоедова, что они якобы систематически нарушали этикет шахского двора, действуя порой самым вызывающим образом.
Загадку гибели Грибоедова вряд ли следует считать решенной — его изуродованное тело было перевезено в Российскую империю и захоронено в Тифлисе на горе Мтацминда. Останки тридцати пяти казаков, защищавших миссию, были захоронены в братской могиле во дворе армянской церкви святого Татевоса в Тегеране. Оставшуюся от могилы землю рабочие-армяне тайно выносили и выбрасывали подальше от церкви, чтобы замаскировать могилу, над ней была посажена виноградная лоза.
Резня в тегеранском посольстве вызвала дипломатический скандал. Шах послал в Санкт-Петербург своего внука Хозрев-мирзу добиваться принятия извинений за убийство посла и смягчения бремени контрибуции. В числе богатых даров, преподнесенных им российскому императору Николаю I, был знаменитый алмаз "Шах". Император Николай I, не желавший вступать в новый вооружённый конфликт с Ираном, удовлетворился принесёнными шахом формальными извинениями и сказал Хозрев-мирзе:
"Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие".
Грибоедова похоронили в Тифлисе на горе Святого Давида.
А.С. Пушкин в 1829 году посетил, по словам мемуариста Н.Б. Потоцкого, "еще свежую тогда могилу Грибоедова, перед коей Александр Сергеевич преклонил колена и долго стоял, наклонив голову, а когда поднялся, на глазах были заметны слезы".
В 1837 году М. Ю. Лермонтов и А. И. Одоевский, находясь в Грузии, часто беседовали с Ниной, вдовой А. С. Грибоедова, ходили на могилу бессмертного творца "Горя от ума". Нина была тронута их вниманием и в знак благодарности подарила каждому по кинжалу из коллекции отца и мужа. Со значением — "как символ верности долгу, чести, дружбе, светлому делу своих друзей по оружию и по лире". Лермонтов написал в стихотворении "Кинжал":
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный!
На семнадцатом году жизни надела Нина Грибоедова черное платье и не снимала его 28 лет, до самой могилы. В 1857 году в Тифлисе вспыхнула холера. Нина отказалась уехать из города и, ухаживая за своими родственниками, заболела сама и умерла.
В монастыре св. Давида, что на горе Мтацминда, покоится их прах. Сюда, к увитой плющом нише с двумя могилами, приходит много людей. На одном из надгробий, обхватив распятье, рыдает коленопреклоненная женщина, отлитая из бронзы. Все свое глубокое и трепетное чувство вложила Нина в слова на черном камне: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!"
В 1928 году писатель Ю. Н. Тынянов написал роман "Смерть Вазир-Мухтара", по мотивам которого в 2010 году был снят телесериал о трагедии Грибоедова. Достойная память — памятник Александру Грибоедову в Москве, установленный в 1959 году в начале Чистопрудного бульвара. Внизу круглого постамента с полуоткрытым занавесом изображены герои пьесы Грибоедова "Горе от ума" (скульптор А.А. Мануилов, архитектор А.А. Заварзин). А мимо памятника идет
народ, повторяя, при случае, крылатые выражения из его великой комедии о "горе уму". И зная, что порой "не должно сметь свои суждения иметь".
|