Игорь Гафуров __ «ИЗ ОДНОГО МЕТАЛЛА ЛЬЮТ МЕДАЛЬ ЗА БОЙ, МЕДАЛЬ ЗА ТРУД!»
Московский литератор
 № 6, март-апрель, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Игорь Гафуров
«ИЗ ОДНОГО МЕТАЛЛА ЛЬЮТ МЕДАЛЬ ЗА БОЙ, МЕДАЛЬ ЗА ТРУД!»
70-летию Победы посвящается

          
     Нескончаемый дождь угрюмо барабанил по крышам старого южного города. Первоначальная радость от обилия влаги и свежести сменилась разочарованием и унынием. Всем хотелось солнца.
     Под стать погоде невеселый разговор шел в одной из комнат небольшого одноэтажного дома, выходящего своими занавешенными окнами в уютный сад, где собрались несколько старых друзей-однокашников, которые уже по многу лет руководили промышленными предприятиями. Очередная авария в космонавтике, связанная с падением ракеты "Протон" и спутников "Глонасс", задела за живое. У людей, рожденных в трудные послевоенные годы, хранилась гордость за те великие победы, которые страна добивалась в течение многих лет. "Эти аварии, — начал красивый мужчина с копной поседевших волос,  ниспадавших на высокий непокорный лоб, — не только бьют по престижу страны. Последствия ее гораздо тяжелее. Вы знаете, что нас, семерых братьев, воспитала после смерти отца и матери старшая сестра.
     Было трудно. Но у нас были нравственные ориентиры — космонавты Гагарин, Титов... На них мы хотели походить. Благодаря их примеру все братья окончили престижные вузы, получили хорошее образование, устроены в жизни. А на кого будут равняться нынешние мальчишки и девчонки?
     Все с сожалением констатировали общий упадок научной и технической мысли, производства, нереализованные многообещающие надежды, от продекламированной на всех этажах власти модернизации.
     Разгоревшийся спор постепенно перекинулся на более близкое и насущное, связанное с родной землей, родным селом, которые по прежнему оставались для них второй родиной. Кто-то напомнил о произведениях Расула Гамзатова, Фазу Алиевой, Мусы Магомедова, о других писателях и поэтах, которые с любовью к земле связывали патриотизм людей, раскрывали его в своих произведениях. Почему же сейчас жизнь на селе до неузнаваемости изменилась?
     Каждый понимал, ситуацию давно надо менять, иначе потеряется главное — будут потеряны корни, связанные с родной землей, родной культурой. Нарушится преемственность в развитии поколений, которая, по Ключевскому, является стержнем развития цивилизованной нации.
     Почему мы на протяжении многих лет развития сами создаем себе проблемы? Почему навязанные и многообещающие реформы уже более 20 лет не позволяют нам встать на ноги? Ведь даже у виноградной лозы после лютого мороза через 2-3 года появляются робкие зеленые ростки, которые со временем под живительным воздействием солнца превращаются в огненные гроздья чудесных плодов, щедро дарующих свою энергию и тепло людям.
     С такими грустными мыслями мы и разошлись по домам.
     Прошло время. Как-то по телевизору я случайно наткнулся на парад Победы, который с комментариями транслировала одна из телевизионных программ. Как и прежде, он вызывал восхищение своей мощью и величием. Однако на сей раз мелькающие кадры вызвали новое чувство в душе. И этим хочется поделиться. За стройными гранитными шеренгами военных орденов и медалей, украшенных серебром и золотом, я увидел людей. Увидел их лица, опаленные жаром сражений, сосредоточенные и самоотверженные в своем движении вперед. Именно вперед. Они не просто шли. В их движении я разглядел мощное неистовое устремление в будущее. В будущее, о котором они мечтали тяжелые четыре фронтовых года, которое реально видели перед собой.
     Так и произошло. Стало как-то забываться, или умалчиваться, но все впечатляющие победы нашей страны в последующем связаны с активным участием фронтовиков. Освоение атома, космического пространства, успехи в хозяйственном, культурном и военном строительстве — везде их имена. Нынешнее поколение молодых уже может и не знать этого, но именно благодаря фронтовикам наша страна имела непререкаемый авторитет в мире.
     Удивительно, но по воспоминаниям многих, общение с участниками войны, как правило, заряжало особой энергией и оптимизмом на созидание.
     В детском возрасте впервые я встретился с фронтовиками на Украине у своего деда, где он заканчивал военную службу. В его доме, славившимся радушием и нехитрым хлебосольством, любили собираться друзья-однополчане. Помню как за столом сидели люди непростой военной судьбы, много повидавшие и испытавшие за свою сравнительно короткую жизнь. Забившись в угол, я с восторгом впитывал в себя их воспоминания о войне, мысли о будущем страны, с которым они связали свою дальнейшую судьбу. Уже тогда меня тронуло их отношение к погибшим товарищам. Было видно, как каждый испытывал непреходящую вину о случившимся. Буквально как позже у Твардовского: "я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны… но все же, все же, все же"…
     В памяти остались слова Гловы Михаила Демьяновича, командира зенитно-артиллерийской дивизии, где служили присутствующие однополчане: "Все, что связано с погибшими товарищами — это наша беда, наше вечное горе. Общая беда и общее горе. Мы на всю жизнь ответственны перед ними, перед памятью о них".
     Заканчивались такие встречи красивыми песнями, которые еще раз раскрывали душу этих военных, но в то же время мирных простых людей. Песни эти стали и для меня любимыми: солнце скрылось за горою, затуманились речные перекаты, а дорогою степною шли домой с войны советские солдаты…
     Часто задаю себе вопрос. С чем связан феномен успехов фронтового поколения? Какие особые черты характера позволили ему выстоять и победить. Победить на ратном, а затем на трудовом фронтах. Какие черты формировались военным временем. Удивительно актуальная тема. Стремительный бег времени все дальше и дальше отделяет нас от тех героических событий. Но думается, они все больше и больше будут привлекать внимание, и не только ученых. Настанет время, и молодежь обратит к ним свой пытливый взгляд и на их опыте страна сделает огромный рывок вперед. Здесь есть над чем задуматься. Однако для более полного ответа на поставленные вопросы следует обратиться к истокам. По мнению ряда исследователей, сердцевину характера нашего народа, в том числе и фронтовиков, определяла особая духовно-нравственная составляющая. Особая, потому что складывалась на протяжении всей многовековой истории под воздействием сложных условий жизни.
     С точки зрения настоящего времени сформированные войной качества характера наиболее интересны и смогли бы помочь нынешним руководителям активнее бороться за сохранение страны и ее возрождение. Восстановить их может живое общение с фронтовиками, совместная работа. Я стал внимательно перелистывать страницы своей памяти, поскольку в жизни довелось немало работать вместе с этими замечательными людьми.
     Перед глазами встает светлый образ моего первого производственного наставника — Николая Михайловича Кузнецова, прочувствовавшего, по его словам, всю тяжесть и сложность войны "своим брюхом", на котором буквально прополз долгий и трудный путь солдата от Сталинграда до Праги. Михалыч, как его любовно называли, вынес из войны мудрое житейское правило. Главное в поведении человека — это его ответственность перед людьми. Без нее не решаются ни большие, ни малые жизненные задачи. Однако по Михалычу ответственность является производной от доброжелательного и внимательного отношения к человеку. А уже затем шли приказы и так называемые накачки…
     Опыт Михалыча помог мне и моим товарищам в дальнейшей жизни при работе с людьми, особенно при решении непростых задач, связанных с развитием производства. Думаю, он мог бы пригодиться и сейчас, когда производство надо возрождать, и многое зависит от так называемого человеческого фактора.
     Теперь о другом. Известно, что война включает в себя драматические фрагменты жизни и смерти человека. Степень поведения и ответственности в этот сложнейший период во многом определяются, как уже было сказано, его духовно-нравственной составляющей. Ветераны вспоминают как было тяжело в начальный период войны. Постоянное отступление, грязь, вши. Сдавали огромные территории, с ними оставались у врага города, села, люди. Однако в этих непомерно тяжелых условиях душу свою наш солдат врагу не сдал, она оставалась чистой. И все благодаря тому, что богатство его души состояло не в материальных благах. Это богатство состояло в другом, в отношении к человеку.
     Бесспорно, на войне как и везде в жизни нередко проявлялись и отрицательные черты человеческого характера: трусость, подлость, предательство. Однако не они стали определяющими. Героизм, самопожертвование, искренняя любовь и дружба — на этом ковалась победа…
     Удивительно, но война учила доверять людям. И прежде всего молодежи, с которой уже в то трудное время связывалось будущее страны. Мне об этом поведал Андриян Николаевич Булейко. Восемнадцатилетним пареньком участвовал он в знаменитом танковом сражении под Прохоровкой. С присущей откровенностью Андреян Николаевич рассказывал, как они всем классом по комсомольским путевкам рванули на фронт. По его словам, сердце раздирала гордость за оказанное доверие. Безоружные мальчишки готовы были идти в бой. Война, конечно, их пообтесала, но удаль не прошла. "И если бы там под Прохоровкой командир не придержал из первого наступательного эшелона два экипажа, где были такие же пацаны, то свет божий, — вспоминал ветеран, после этой мясорубки уже бы не увидел. Так было и дальше. Жалели нас, молодых, берегли, но в то же время и доверяли".
     Примером верности слову для меня является отец, перенесший все тяжести блокады Ленинграда — и будучи пулеметчиком на Невском пятачке, и в должности командира стрелкового батальона при ее прорыве. Война научила его говорить правду. Если отец давал слово, он, несмотря ни на какие препятствия, его выполнял. Как-то по службе он оказался в одном высокогорном ауле, где к тому времени еще не было электричества, бездорожье, людям негде было работать. На просьбу о помощи отец пообещал всех принять в виноградорский совхоз, который возглавлял после ухода в отставку. Несмотря на жесткое сопротивление местного райкома партии, полученное при этом серьезное партийное взыскание, которое затем не утвердили в верхах, обещанное переселение состоялось. Люди получили земельные участки, требуемый материал для строительства жилья, а совхоз с их помощью освоил производство новых высокоурожайных сортов винограда, за что в числе лучших хозяйств страны много лет находился на почетной доске ВДНХ СССР.
     Очередная страница памяти напомнила о замечательном человеке, у которого я многому научился, работая в комсомоле и на партийной работе. Однако в начале короткое предисловие.
     На войне каждый солдат чувствовал особую ответственность перед государством, которое он защищал. Каким оно будет после войны? Каким будет его родной очаг, деревня, город? В завтрашнем дне солдат хотел видеть своих детей и внуков. С будущим государства связывал он свое счастье. Сегодня все совсем не так. Мы ищем счастья и не можем найти. Не находим, потому что сегодня благополучие связывается с деньгами: будет много денег, буду счастливым. Такое счастье быстротечно. Человек счастлив, когда видит результаты своего труда, в том числе и ратного. Счастье было связано прежде всего с дружбой, с дружбой между бойцами, независимо от их национальности и происхождения. Война не оправдала надежды геббельсовской пропаганды, что многочисленные народы нашей страны, пользуясь возможностью, перегрызут друг друга. Напротив, народы нашей страны, под угрозой нависшей опасности, стали сильнее, ближе друг к другу, и победили. Это неоднократно подчеркивал Магомедсалам Ильясович Умаханов, много лет возглавлявший нашу республику. Война, все тяжести которой он испытал на себе от первого до последнего дня, научила по государственному подходить к решению сложных вопросов, которые ставила перед ним ответственная работа. В этом ему помогало усвоенное на фронте правило: только дружба между людьми способна объединить их на решение больших и сложных задач…
     Вся послевоенная история страны свидетельствует, что отношение к фронтовикам и их востребованность в немалой мере определяли степень здоровья нашего общества. В свою очередь сами они оказывали влияние на послевоенный вектор развития страны. Этому способствовала накопленная в них огромная жажда к ее возрождению, позволившая к тому же преодолеть скопившуюся за годы войны жестокость и ненависть.
     Абсолютно здоровым общество было в послевоенные годы, которые можно назвать периодом романтизма и мечты, когда вся аккумулированная войной энергия к созиданию позволила нашему обществу в кратчайшие сроки преодолеть разруху. Как и в военное время, здесь на трудовом фронте вчерашние бойцы демонстрировали героизм и самопожертвование. Скудные газетные строки тех лет пестрят многочисленными примерами их отчаянной работы в разрушенных селах и городах, где в ущерб всему прежде строились школы, дома культуры, больницы. Опаленные войной, зачастую без должного образования они уже тогда понимали, что культура первична, она возвышает человека над повседневностью, заставляет его тянуться к знаниям, а значит в завтрашний день.
     Заложенный напряженный ритм работы перешел в последующие годы, годы творческого накала и технического прогресса. Итогом этих сложных лет стало лидерство страны во многих областях науки и техники, ускоренное развитие машиностроения, тяжелой промышленности и энергетики, превратившие ее в сверхдержаву.
     С ростом могущества страны рос и авторитет участников войны, многие из которых стали к тому времени ее национальной элитой. В отличие от нынешних бонвиванов, они не обучали детей за границей, не имели там своего жилья и так называемых запасных аэродромов, как сейчас говорят.
     В начале 90-ых, после известных событий в стране, общество серьезно заболело. Сильнее всего от этой "заразы" пострадала молодежь. Большинство фронтовиков эти губительные для страны процессы не поддержали. Развал страны во многом ускорил их уход из жизни.
     Сегодня мы также видим, что общество отказывается от цементирующих духовных скреп, милосердия, сочувствия — всего того, что делало нас крепче.
     Здравомыслящая часть общества укрепляется во мнении — нужен второй Сталинград, чтобы изменить ситуацию, чтобы подготовить плацдарм для наступления. Таким плацдармом может стать национальная идея единства. Она смогла бы объединить все наше раздробленное многонациональное и многоконфессиональное общество. В свое время советская власть смогла скрепить разваливающуюся страну. Во время войны всеобщей идеей для всех являлось сохранение целостности Советского Союза. После Второй мировой такая идея была связана с построением социализма и социальной справедливости. В наше время объединяющую идею найти сложнее, поскольку люди устали от нищеты и несправедливости. Этим пользуются многие, перестав различать добро и зло. Оправдывая последнее, часть людей погружается в пучину пороков и преступлений. Вместе с тем предложений по объединяющей национальной идее в средствах массовой информации появляются немало. Отдельные из них во главу ставят решение экономических вопросов, связанных со строительством дорог, созданием рабочих мест, борьбой с коррупцией и воровством. Идея привлекательна, но в ней отсутствует духовность, а без нее она не может стать объединяющей.
     Фронтовики своим примером, своим жизненным опытом учат нас другому. Они верили в будущее России и активно ее возрождали. Именно эта идея, связанная с культурным, хозяйственным и политическим обустройством страны могла бы и стать объединяющей для нашего общества.
     Ветеранами предложены испытанные инструменты ее реализации, часть из которых нами уже рассмотрена. Это ответственность, доверие и опора на молодежь, верность данному слову, интернационализм и дружба между народами. Показательный пример. Он свидетельствует, что опыт фронтовиков, наших отцов и дедов, память о них — это живительный родник, обращаясь к которому мы никогда не потеряем нравственные ориентиры, получим ответы на многие вопросы, волнующие нас по жизни. Нельзя допустить, чтобы этот родник иссяк, иначе мы превратимся в иванов не помнящих родства, не любящих своей родины. Вспоминаются замечательные строки Расула Гамзатова: "столетия таинства полны, /но не исчезнет жизнь покуда /есть ощущенье новизны и удивления и чуда". Они имеют непосредственное отношение к нашей теме. Не угасающее удивление дает нам память об участниках войны, главным мерилом, которых являлась честь и рыцарское отношение к Родине. Никто нам не дает приказ беречь эту память. Это веление души и сердца каждого человека.