Владимир Бояринов МАГИЧЕСКИЙ КРУГ ЮРГЕЛЯ Николай ЮРГЕЛЬ. "Магический круг". — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2015.
Первой точкой невозврата всегда было и остается детство. Последней — смерть. Между двумя полюсами, как между звёздами или волчьими очами, проходит жизнь, полная случайностей и Божьего промысла, греха и раскаяния, разбитых вдребезги надежд и тихого счастья.
Так что же мы вспомним о детстве, когда остро и неизбежно увидим и осознаем: дошёл до точки — остаётся только шаг и откроются врата неизведанного…
Я, восьмилетний мальчишка,
Ловко ловлю окуней!
Волны играют с солнцем
Радугой улыбок,
На снизке уже бунтуют
Больше десятка рыбок!
"Ведьмочки и ёлки"
А если привратник Пётр строго спросит: "Кто такой и чей ты будешь?", ты, "чалдон", который "не ломает шапки", найдёшь ли ответ, и устроит ли он небесного слугу?
Я — валенок сибирский,
Родился в глухом Урмане!
За это счастье великое
Спасибо тятьке да маме!
Там сосны тянутся к Богу,
Сиреневые снега!
На избы с дымами кудлатыми
Кругом наплывает тайга!
Там крутогоры зелёны,
Трав сенокосный звон!
"Чалдон не ломает шапки"
Кроме памяти о сибирской деревушке, бабушке с дедом, в Николае Юргеле чистым ключом бьёт генная память его древнего рода, которая чудесным образом сохранилась, как факт стихийного таланта, в живописи его отца Виктора Юргеля. Для меня, выросшего под Семипалатинском, одна из работ художника ("Сибирь. Омская область") стала отражением моих детских лет, моей дороги через бор, по шатким мосткам к Иртышу. Поразительно, но картина пахнет раскалённым песком,
просмолёнными соснами, августовским зноем и рыбьей чешуёй. И звуки, полуденные звуки: жужжание пчёл, перекличка птиц и всплески на реке…
Всё это отразится и в живописи самого Николая Юргеля. И дети возьмутся за кисть, и внуки. Это скрепы, вернее и надёжнее которых нет на Руси.
Густой замес красочной палитры сказался и на стихах Николая Юргеля:
Белый цвет черёмухи
С белым-белым облаком
Снежно-нежной зыбью
В речке отражается!
Но главным остаётся мятежный характер лирического героя "Магического круга", ищущего ответа на сакраментальный вопрос: "Как во тьме зерно найти, единственное, что должно взойти?" ("Тьма в мирах"). И вот уже не радужные краски, а чёрно-белое кино:
Я — тень!
Той древней тени,
Которая Тень!
Мой первый день —
Последний день!
Кто видит парад
Теней, тот понял:
Солнце — главней!...
"Мир теней"
Но ожидание не в характере героя, вечные спутники которого — духовный поиск и любовь — никогда и никому не обещали покоя и благоденствия.
Но как Вселенную принять,
Чтоб благолепие увидеть.
И в этих призрачных мирах
Букашку Божью не обидеть!
"Бриг смерти"
А помирать ох как не хочется! Да и что там — за последней невозвратной точкой? Николай Юргель творит и торит тропинку к Богу, чтобы найти ответы, спрятанные в закромах вечности и вселенских туманностях. Есть догадки, но не более того. Так что же нас спасёт? Любовь! — отвечает автор.
Счастье с природою
слиться,
Вместе бродить по траве.
Белым туманом укрыться,
Лунной дорогою скрыться,
Уснуть голова к голове!
"Лесной вальс"
Аполлон Григорьев присутствует в "Магическом круге", судя по эпиграфам к нескольким стихотворениям, в лице литературного наставника и задушевного собеседника в раздумьях о предназначении человека, о судьбе России с проекцией на историю и современность. Об этом "Русь моя — песня тихая", "Сибирь", "Скрепы России" (посвящено участнику ВОВ Юргелю Виктору Николаевичу), "Пять озёр — моё отечество", "Звезда
Гудермеса", "Камуфляжным депутатам", "В бою под Славянском", "Подвал", "Нет меры чужой боли!". И как тут не вспомнить самого Аполлона Григорьева:
Земля, к чему шутить со мной,
Одежды нищенские сбрось!
И стань, как ты и есть, звездой,
Огнём пронизанной насквозь!
Тень Аполлона легла на строки "Бред-шоу":
Вот действие температуры
В моем мозгу,
Стихом надстройку диктатуры
Я подожгу!
Но в историческом цикле поэт так и не нашёл ответа на поставленный изначально вопрос: "С нами ли это случилось?... Что я могу?..."
Впереди — тернистый путь постижения:
Сомненья вечного
Речные перекаты!
Года конечные
Отсчитывают даты!
И пока ещё не очень верится в слова Соломона, внесенные в заглавие стиха: "День смерти лучше дня рождения". Однако, близость истины уже ощутима на сакральном уровне:
Много видел на свете…
Главное — Красота, Добро,
Любовь и Дети…
Кроме этого — пустота…главное —
Любовь, Дети, Добро, Красота…
"Любовь, красота…"
Доверительная чистота познания, крик и шёпот, вздох и прощальная слеза — все даётся нам свыше, даётся во спасение, даётся щедро и не взыскивается с нас, стар ты или молод, Собакевич или Аполлон. Секрет в том, сумеет ли человек распорядится Божественными дарами, способен ли он на любовь, которая поможет изменить этот жестокий мир к лучшему? "Магический круг" Николая Юргеля оставляет надежду на счастливый исход.