Владимир Бояринов __ МАГИЧЕСКИЙ КРУГ ЮРГЕЛЯ
Московский литератор
 № 10, май, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Владимир Бояринов
МАГИЧЕСКИЙ КРУГ ЮРГЕЛЯ
Николай ЮРГЕЛЬ. "Магический круг". — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2015.

      Первой точкой невозврата всегда было и остается детство. Последней — смерть. Между двумя полюсами, как между звёздами или волчьими очами, проходит жизнь, полная случайностей и Божьего промысла, греха и раскаяния, разбитых вдребезги надежд и тихого счастья.    
      
     Рождением пройдена когда-то
     Вселенная невозврата!..
                   "Вселенная невозврата"
      
     Так что же мы вспомним о детстве, когда остро и неизбежно увидим и осознаем: дошёл до точки — остаётся только шаг и откроются врата неизведанного…
         
     Я, восьмилетний мальчишка,
     Ловко ловлю окуней!
     Волны играют с солнцем
     Радугой улыбок,
     На снизке уже бунтуют
     Больше десятка рыбок!
                          "Ведьмочки и ёлки"
      
     А если привратник Пётр строго спросит: "Кто такой и чей ты будешь?", ты, "чалдон", который "не ломает шапки", найдёшь ли ответ, и устроит ли он небесного слугу?
      
     Я — валенок сибирский,
     Родился в глухом Урмане!
     За это счастье великое
     Спасибо тятьке да маме!
     Там сосны тянутся к Богу,
     Сиреневые снега!        
     На избы с дымами кудлатыми
     Кругом наплывает тайга!
     Там крутогоры зелёны,
     Трав сенокосный звон!
         "Чалдон не ломает шапки"
      
     Кроме памяти о сибирской деревушке, бабушке с дедом, в Николае Юргеле чистым ключом бьёт генная память его древнего рода, которая  чудесным образом сохранилась, как факт стихийного таланта, в живописи его отца Виктора Юргеля. Для меня, выросшего под Семипалатинском, одна из работ художника ("Сибирь. Омская область") стала отражением моих детских лет, моей дороги через бор, по шатким мосткам к Иртышу. Поразительно, но картина пахнет раскалённым песком, просмолёнными соснами, августовским зноем и рыбьей чешуёй. И звуки, полуденные звуки: жужжание пчёл, перекличка птиц и всплески на реке…
     Всё это отразится и в живописи самого Николая Юргеля. И дети возьмутся за кисть, и внуки. Это скрепы, вернее и надёжнее которых нет на Руси.
     Густой замес красочной палитры сказался и на стихах Николая Юргеля:
     Белый цвет черёмухи
     С белым-белым облаком
     Снежно-нежной зыбью
     В речке отражается!

     Но главным остаётся мятежный характер лирического героя "Магического круга", ищущего ответа на сакраментальный вопрос: "Как во тьме зерно найти, единственное, что должно взойти?" ("Тьма в мирах"). И вот уже не радужные краски, а чёрно-белое кино:
      
     Я — тень!
     Той древней тени,
     Которая Тень!
     Мой первый день —
     Последний день!
     Кто видит парад
     Теней, тот понял:
     Солнце — главней!...
             "Мир теней"
      
     Но ожидание не в характере героя, вечные спутники которого —  духовный поиск и любовь — никогда и никому не обещали покоя и благоденствия.
      
     Но как Вселенную принять,
     Чтоб благолепие увидеть.
     И в этих призрачных мирах
     Букашку Божью не обидеть!
                "Бриг смерти"
      
     А помирать ох как не хочется! Да и что там — за последней невозвратной точкой? Николай Юргель творит и торит тропинку к Богу, чтобы найти ответы, спрятанные в закромах вечности и вселенских туманностях. Есть догадки, но не более того. Так что же нас спасёт? Любовь! — отвечает автор.
      
     Счастье с природою
     слиться,
     Вместе бродить по траве.
     Белым туманом укрыться,
     Лунной дорогою скрыться,
     Уснуть голова к голове!
         "Лесной вальс"
      
     Аполлон Григорьев присутствует в "Магическом круге", судя по эпиграфам к нескольким стихотворениям, в лице литературного наставника и задушевного собеседника в раздумьях о предназначении человека, о судьбе России с проекцией на историю и современность. Об этом "Русь моя — песня тихая", "Сибирь", "Скрепы  России" (посвящено участнику ВОВ Юргелю Виктору Николаевичу), "Пять озёр — моё отечество", "Звезда Гудермеса", "Камуфляжным депутатам", "В бою под Славянском", "Подвал", "Нет меры чужой боли!". И  как тут не вспомнить самого Аполлона Григорьева:
      
     Земля, к чему шутить со мной,
     Одежды нищенские сбрось!
     И стань, как ты и есть, звездой,
     Огнём пронизанной насквозь!
     Тень Аполлона легла на строки "Бред-шоу":
     Вот действие температуры
            В моем мозгу,
     Стихом надстройку диктатуры
            Я подожгу!
      
     Но в историческом цикле поэт так и не нашёл ответа на поставленный изначально вопрос: "С нами ли это случилось?... Что я могу?..."
      
     Впереди — тернистый путь постижения:
     Сомненья вечного
     Речные перекаты!
     Года конечные
     Отсчитывают даты!
      
     И пока ещё не очень верится в слова Соломона, внесенные в заглавие стиха: "День смерти лучше дня рождения". Однако, близость истины уже ощутима на сакральном уровне:
      
     Много видел на свете…
     Главное — Красота, Добро,
     Любовь и Дети…
     Кроме этого — пустота…главное —
     Любовь, Дети, Добро, Красота…
                      "Любовь, красота…"
      
     Доверительная чистота познания, крик и шёпот, вздох и прощальная слеза — все даётся нам свыше, даётся во спасение, даётся щедро и не взыскивается с нас, стар ты или молод, Собакевич или Аполлон. Секрет в том, сумеет ли  человек распорядится Божественными дарами, способен ли он на любовь, которая поможет изменить этот жестокий мир к лучшему? "Магический круг" Николая Юргеля оставляет надежду на счастливый исход.