Александр Алиев __ РАДИЩЕВЫ: САРАТОВСКИЕ СТРАНИЧКИ
Московский литератор
 № 10, май, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Александр Алиев
РАДИЩЕВЫ: САРАТОВСКИЕ СТРАНИЧКИ

     Те, кто бывал в Саратове, не мог, полагаем, обойти своим вниманием местный Художественный музей имени А.Н. Радищева, который часто именуют "Эрмитажем Поволжья" и "Саратовской Третьяковкой". Действительно, редко какое провинциальное собрание может сравниться с ним по богатству коллекций отечественного и зарубежного искусства.
     В главные музейные залы второго этажа ведёт из холла узорная  чугунная лестница, и до недавнего времени на верхней её площадке располагался "Радищевский уголок". Небольшое мемориальное собрание знакомило с жизнью и деятельностью выдающегося писателя и философа, с тяжёлой и длинной судьбой его главной книги.
     Теперь семейные портреты Радищевых и дореволюционные издания "Путешествия из Петербурга в Москву" перекочевали в экспозицию русского искусства XVIII столетия. Конечно, может возникнуть вопрос: а почему, собственно, музей носит имя Александра Николаевича? Дело в том, что основатель его, художник-пейзажист, профессор петербургской Академии художеств Алексей Петрович Боголюбов был внуком Радищева и, хотя сам появился на свет далеко от Саратовского края, не раз говорил: "По роду я саратовец, ибо эта губерния дала России Радищева. Дед мой, известный литератор Екатерининского века, был саратовским помещиком и именитым дворянином".
     И действительно, связь Радищевых с Саратовщиной прослеживается давняя и прочная.
      
     На самом севере губернии располагался Кузнецкий уезд. Именно здесь в 1703 году получил пустопорожние земли Григорий Аблязов, получил, как сказано в грамоте Петра I, "за многую службу отца его Афанасия Аблязова". Спустя некоторое время он сообщал в Патриарший приказ: "Новопостроенная у меня деревня в Саранском уезде в урочищах на реке Тютнярке, а обещание у меня — построить в этой деревне церковь во имя Преображения Господня с приделом".
     И церковь ту Г.А. Аблязов построил, сначала деревянную, затем каменную, освящённую в 1736-м. Основал усадьбу: двухэтажный господский дом, соединённый крытым переходом с храмом, хозяйственные строения, липовый парк. А выдав дочь Анастасию замуж за майора Афанасия Прокофьевича Радищева, Аблязово, оно же Преображенское, отписал ей в приданое.
     Сведений о деде А.Н. Радищева по отцовской линии сохранилось много, хотя они и противоречивы. Определённо можно сказать, что сын бедного калужского дворянина Афанасий Радищев службу свою начал при Петре I рядовым солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. Уже будучи офицером, участвовал в Полтавской битве и в Прутском походе.
     Военная карьера Радищева резко пошла вверх в царствование императрицы Анны Иоанновны. Он тогда продолжительное время служил в Малороссии, занимая ряд высоких постов, разбогател, приобрёл триста душ крестьян. Портрет, писанный в бытность его Стародубским полковником, даёт нам облик настоящего вельможи в роскошном парчовом кафтане, с булавой (перначом) и шпагой в руках.
     До появления на свет своего знаменитого внука Афанасий Прокофьевич не дожил. Отставленный в сентябре 1741 года с чином бригадира, он возвратился в родные места, в имение Немцово под Малоярославцем, где и скончался через пять лет.
      
     Единственным его наследником стал сын Николай, служивший в то время в Петербурге, в Преображенском полку. В 1748 году его перевели в Первопрестольную столицу, и там он женился на коренной москвичке Фёкле Степановне Аргамаковой, дочери капитана-семёновца. Двадцатого августа 1749 года у супругов родился первенец, Александр.
     С лёгкой руки А.П. Боголюбова (его мать, Фёкла Александровна, была дочерью А.Н. Радищева от второго брака), долго считалось, что рождение будущего писателя произошло именно в Аблязове. Приехав сюда в впервые в 1880-х годах, художник буквально ахнул, когда увидел в церкви Преображения резной барочный иконостас XVIII века, а рядом — икону с надписью: "Образ сей посвящается памяти Александра Николаевича Радищева, родившегося в селе Верхнем Аблязове в 1749 году". Однако надпись — поздняя, сделана сыном Радищева, Афанасием, лишь по отдалённым семейным преданиям. Никаких документальных подтверждений тому, что это случилось в Кузнецком уезде Саратовской губернии, нет!
     Напротив, хорошо известно, что до 1751 года сержант 1-го Московского мушкетёрского полка Николай Афанасьевич Радищев безвыездно находился в Белокаменной и, лишь выйдя в отставку, решился перебраться с чадами и домочадцами в Верхнее Аблязово. Возможно, так хотелось его матери, Анастасии Григорьевне, в тех местах выросшей; да и, кроме того, поблизости располагались имения, полученные Фёклой Степановной от отца в приданое.  
     И Радищев-старший сроднился с Аблязовом! Отлично ладил и с крестьянами; говорят, что во время Пугачёвского восстания они прятали барина с его многочисленным семейством в ближнем Смоленском овраге. В благодарность Господу за спасение выстроил там Николай Афанасьевич часовню (да и овраг назывался Смоленским неспроста, а в честь явления в здешнем ручье Смоленской иконы Богоматери), сам ходил туда молиться и крестьян приучил. Истово религиозный был человек, даже дни предполагал окончить в Саровском монастыре (не так уж далеко от Кузнецкого уезда — на Нижегородчине), почётным посетителем и вкладчиком коего он был.
      
     Итак, раннее детство Саши Радищева прошло в Верхнем Аблязове, среди могучих просторов Поволжья, в мире народного творчества, интерес к которому он сохранил на всю жизнь. Первыми пестунами мальчика были дворовые: нянюшка Прасковья Клементьевна, каковую писатель тепло вспоминает в одной из глав своего "Путешествия", и "дядька" Пётр Мамонтов по прозвищу Сума. Не совсем обычный его облик Радищев полушутя зарисовывает в своей поэме "Бова".
     Саша слышал множество народных песен и сказаний, распространённых по всему краю, о волжских "удалых добрых молодцах" во главе с атаманом Стенькой Разиным.
     По достижении семилетнего возраста мальчика отвезли в Москву, в городскую канцелярию на смотр "недорослей". И наступили для него годы учёбы, затем службы…
     В дальнейшем Александр Николаевич наведывался к родным нечасто. Приезжал зимой 1775 года, чтобы получить благословение на брак, далее в декабре 1778-го — в отпуск на три месяца и, наконец, в начале 1798 года, — повидаться с родителями после долгой сибирской ссылки. На последнее потребовалось личное разрешение императора Павла I.
     В тот раз Радищев осел в Верхнем Аблязове надолго — до конца января следующего года. Здоровье родителей не радовало: мать разбил паралич, отец почти ослеп… Детей от второй жены его, Елизаветы Васильевны Рубановской (сестры первой жены, Анны Васильевны), Фёкла Степановна встретила сердечно, а вот Николай Афанасьевич отказался признать за родню. "Иль ты татарин, чтобы жениться на свояченице? — кричал он, -Женись ты там на крестьянской девке, я б её принял как свою дочь".
     За чтением, изучением проблем земледелия, набросками к очерку "Описание моего владения", общением с родными пролетел год…
      
     СпустЯ 80 лет после кончины деда на его "родную" землю прибыл из Парижа Алексей Петрович Боголюбов. Прибыл, чтобы распорядиться строительством в Саратове здания Радищевского музея: оно должно было разместить как обширные коллекции художника, так и его собственные работы. Приезжал ещё и ещё, пока не довёл дело до конца. И не зря: музею суждено было стать одним из лучших в России, гордостью саратовцев, в том числе и перед теми, в кого они хотят вложить хоть малую искру любви к своему городу.
     Не раз бывал Боголюбов и в Верхнем Аблязове, делал там пейзажные зарисовки, которые тоже потом подарил музею. А младший сын Радищева, Афанасий Александрович, передал в собрание несколько фамильных портретов. Среди них уже упоминавшееся изображение Афанасия Прокофьевича Радищева и портрет Анны Васильевны Рубановской (Радищевой).
     Отдельного разговора заслуживает портрет того человека, чьё имя присвоено музею. Это единственное прижизненное изображение писателя, выполненное до 1790 года. Внимательно-задумчивые, как бы проникающие в вашу душу глаза, чуть удивлённый разлёт бровей, высокий лоб, благородная седина ещё не старого человека. Аристократ Екатерининских времён и мыслитель.
     "…Он был среднего роста и в молодости был очень хорош, имел прекрасные карие глаза, очень выразительные… Он был нрава прямого и пылкого, умел сносить горести со стоической твёрдостью, чужд был лести, был в дружбе непоколебим, забывал скоро оскорбления; обхождение его было простое и приятное. Замечали, что он более отвечал на вопросы, нежели сам начинал говорить, но когда представлялся случай, он мог воспламениться, говорил сильно и значительно; впрочем, мало занимаясь тем, что вне его, он был как-то сосредоточен в самом себе, как человек, занятый предметом, им овладевшим… Он был исполнен чувства человеческого достоинства и не любил унижаться…", — так вспоминали о своём отце его сыновья, Николай и Павел.
     Последний обмолвился также о крепостном живописце Михайле, не очень, впрочем, искусном. Не он ли автор саратовского портрета Александра Николаевича? И, к слову, именно на него опирался при создании превосходного гранитного памятника Радищеву, установленного в 1975 году перед музейным зданием, скульптор А.П. Кибальников.  
     В числе радищевских реликвий, попавших в музей, оказался и экземпляр первого издания "Путешествия из Петербурга в Москву". Литературоведы предполагают, что подобных книг осталось едва ли тридцать штук, а до наших дней их дошло и того меньше. Известны десять экземпляров, находящихся в государственных библиотеках и музеях России, и ценнейший из них — петербургский, с автографом А.С. Пушкина.  
     А этот вот раритет бережно хранился в семье, передаваясь из поколения в поколение. В книге были утрачены титульный лист, первые и последние страницы, а вместо них вшиты рукописные вставки, сделанные, вероятно, самим А.П. Боголюбовым. На титуле имеется запись:
     "Братья Боголюбовы приносят этот экземпляр книги сочинения Александра Николаевича Радищева музею его имени в Саратове. Просят управление музея хранить его как дорогую библиографическую редкость и не выдавать для чтения.
     26 июля 1887
     Николай Боголюбов
     Алексей Боголюбов"  
      
     Признание Верхнего Аблязова родиной А.Н. Радищева сыграло свою благую роль в советские времена. И, к счастью, созданием колхоза "Родина Радищева" дело не ограничилось. Восстановили домовую Преображенскую церковь, о которой так заботился Николай Афанасьевич; чудо, что уцелели в ней с XVIII века фрески и иконостас, восхитившие когда-то Боголюбова, образа, деревянная скульптура. Уцелел и фамильный склеп с захоронениями отца и матери писателя, его братьев Михаила и Степана, сына Афанасия.
     В 1945 году в бывшей земской школе открылся Государственный литературно-мемориальный музей А.Н. Радищева. Там экспонируется теперь ряд его личных вещей: нательный крестик из синего стекла, миниатюра Богородицы, печатка для писем — дар храму, стулья и шкаф-бюро. До сей поры цел колодец в Смоленском овраге.
     А самое главное — на старом фундаменте заново отстроили барский дом.
     Ну и в качестве постскриптума. Если вы вдруг соберётесь посетить этот музей, то нынешний его адрес таков: Пензенская область, Кузнецкий район, село Радищево. Да, вот так вышло: при перекройке границ регионов в 1930-х годах два бывших уезда Саратовской губернии отошли к Пензенщине.