Виктор Юнак __ ПО НЕЗАТОПТАННЫМ ТРОПАМ СЛОВЕСНОСТИ
Московский литератор
 № 11, июнь, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Виктор Юнак,
кандидат филологических наук,
Член-корреспондент РАЕН

ПО НЕЗАТОПТАННЫМ ТРОПАМ СЛОВЕСНОСТИ
Олег ТРУШИН. "Там русский дух…" Литературные очерки, Книга первая, Москва: "ИКАР", 2015. — 296 с., илл. "Кругом Россия — родной край". Литературные очерки, Книга вторая, Москва, "ИКАР", 2015. — 368 с., илл.
               
     Собранные в двухтомнике очерки  охватывают огромную территорию России: с севера (Карелия, Архангельская и Вологодская области) до юга, до самого "Тихого Дона" и Крыма, от запада — земли смоленской, до востока — земли алтайской. Два тома как единое целое!
     Однако, на мой взгляд, сборники можно условно разделить на две другие части: рассказы о родных местах выдающихся мастеров русской словесности (А.С.Пушкине, И.С.Тургеневе, Л.Н. Толстом, С.А.Есенине, М. А. Шолохове, П. П. Бажове, В. П. Астафьеве, Ф.А. Абрамове, Н.М. Рубцове, В.И. Белове, В.М. Шукшине…), которые посетил автор и где пообщался с родными, друзьями, земляками писателей и поэтов, посетил их музеи, потоптал ту землю, по которой когда-то ходили все эти знаменитости ( лучшей книги рассказывающей о малых родинах русских писателей, пожалуй, сегодня найти не удастся), и повествование о местах, куда не каждый россиянин по своей воле забредет. Таковы, к примеру, очерки "На реке Кеми, на Панозере…", о разделенной рекой на две части деревне: "Панозеро — селение необычное. Необычное не только тем, что расположено в самом чреве беломорского края на реке Кеми, но и тем, что образовано оно старинной деревенькой и молодым селом, возникшим уже в советскую бытность. Находится та самая деревня одной частью на материке, а другой на острове Кохтасуари, вытянувшегося узкой грядой по реке Кеми чуть ниже по течению от самого села. А самое главное — без паромщика в Панозере никуда. Он тут самый востребовательный. Ведь дорога, ведущая в Панозеро, резко обрывается, и путь преграждает река несущая свои воды в студеное Белое море".
     А между тем, место это весьма примечательное: дважды в 1996-97 годах и в 1998-99 годах деревня Панозеро была включена Международным фондом "World monuments Watch" в списки 100 памятников мировой культуры, находящихся под угрозой уничтожения. А в 1993 году восстановление деревни Панозеро было включено в программу ЮНЕСКО. 2 августа 2006 года на Ильин день деревне была вручена памятная медаль "Европа Ностра" ("Символ чести") за сохранение культурного наследия.
     Или другой очерк — "На седых водах Пинеги" — о далёкой, затерявшейся на просторах Архангельской земле деревушке Верколе — родине писателя Фёдора Абрамова…
     А вот как описывает Олег Трушин свои впечатления от увиденного в очерке "Святый город на холмах" (речь идет о смоленском Дорогобуже): "Весенний паводок ежегодно будит Днепр. Забирает водами река заливные луга, да так, что в разыгравшейся водице местами вовсе теряется речное русло. Гуляет река в эту пору, наслаждаясь простором и мощью вод. И, как следствие, кое-где подмыла играющая по весне водица берега, оголив ярый песок, стянув в воду дерновину.
     Без должного присмотра зарастает пойма — островки берёзовых рощ близко подступили к реке. Ещё немного, и светлая даль поймы вовсе обрежется зеленью перелесков.
     Первое впечатление от Дорогобужа таково, что город словно дремлет и вовсе не спешит за нынешним веком. Ему и так хорошо! Затаился от мирской суеты и живёт какой-то своей особой размеренной жизнью, "не оглядываясь" по сторонам, отдалившись от крупных городов. Именно в таких городах, как Дорогобуж, чувствуется природная мощь и сила русского духа, особая атмосфера бытия располагающая к тишине, покою и размеренности"…
     О Соловках уже вроде бы столько написано, но Олег Трушин и здесь находит свои краски и эпитеты, чтобы поделиться собственными впечатлениями о беломорском архипелаге: "Первое, что я увидел, как только сошёл на Соловецкий берег, что земля Соловков — это не только памятник русской истории, но это ещё и просто земля, на которой живут люди. Живут своими заботами и радостями, своим особым отношением к жизни. На Соловках нет коренных жителей. Здесь все, когда-то приехав на остров, захотели на нём остаться… навсегда. Заболели Соловками и поняли, что без этого Соловецкого мира им уже никогда не обойтись…"
     Есть в книге и очерки, воспевающие не столько людей, сколько творения их рук — два из них современные ("Памятник тюленю", что стоит в Архангельске на берегу Северной Двины, и "Чуйский тракт" — настоящая Дорога жизни Юго-восточной Сибири), а один совсем уж древний — "Листы каменной книги" — о петроглифах, о художествах древних алтайцев, запечатленных на камне…
     Так и хочется пожалеть, что не хватает времени увидеть все те места, о которых словно о своей малой родине, пишет автор. Но теперь у читателей есть замечательная возможность, открыв книгу очерков Олега Трушина погрузиться в безбрежный простор матушки-России и насладиться поистине добрым чтением, для ума и души. Книга завораживает при прочтении самых первых страниц. И это не книга-путеводитель, а лирический рассказ о России которую нельзя не любить.
      Когда-то известный русский поэт Николай Михайлович Рубцов написал такие строки: "Спасибо, Родина, что счастье есть…" И это счастье не только в том, что бы жить в России, но и видеть и знать её, и в этом творчество писателя Олега Трушина бесценно.
     Так вот и путешествует себе по незатоптанным тропам, а порою и вовсе по затерянным дебрям современной русской словесности замечательный российский писатель и человек Олег Трушин.