Наталья Кушнерёва __ КОЛЬЦО С САПФИРОМ
Московский литератор
 № 11, июнь, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Наталья Кушнерёва
КОЛЬЦО С САПФИРОМ

Из серии "Рассказы Арины Арсеньевой"

     
     Мистические явления в моей жизни случались и раньше, но эта история убедила меня в том, что любовь не исчезает со смертью одного из любящих. На свадьбу мой жених Александр подарил мне золотое колечко с искусственным бриллиантом. Всю жизнь я считаю его своим оберегом, но мне всегда очень хотелось иметь колечко с сапфиром. Такое кольцо в наши молодые годы было нам не по карману. Саша знал об этой моей мечте и однажды пообещал обязательно сделать мне такой подарок.
     Шли годы, но деньги, которые удавалось скопить, постоянно расходовались на решение более насущных вопросов, нежели на покупку кольца. Потом Саши не стало, а на меня одно за другим сыпались несчастья и испытания, будто в наказание за благополучно прожитые годы. Это были нелёгкие времена для всей страны и для всего театрального мира в частности. Что уж говорить о материальном положении уже немолодой актрисы после "чёрного вторника" и гибели мужа, на ком держалось почти все материальное обеспечение. Для поддержки штанов пришлось сниматься в посредственных сериалах, быть репетитором для юных дарований, мечтающих об актёрской профессии. В общем, выживала, как могла. Прошёл и этот нелегкий период, и в начале двадцать первого века мне стало как-то легче жить.
     Однажды в морозный зимний день я возвращалась с репетиторского урока и, сняв в метро перчатку, не обнаружила кольца, которое подарил Саша. Я потрясла перчатку, тщательно осмотрела сумку, но кольца не нашла. Подумав, я пришла к выводу, что кольцо снялось вместе с перчаткой и где-то потерялось. Я приехала домой расстроенная, рассказала Сашиной фотографии про свою беду, попросила прощения и позвонила нашему костюмеру Юльке Сендецкой, своей давней подруге.
     — Аришка, у меня такая же история, только я потеряла серебряное кольцо. Это было старинное украшение, оно мне досталось от мамы, а ей от бабушки, — бодро тараторила Юлька в ответ на мою жалобу о потере. — Целый день проревела и успокоилась. И ты не переживай, потом купишь себе другое.
     Юльку вообще очень трудно было чем-то расстроить. Её вечный оптимизм фонтаном брызгал на окружающих, и для многих Юлька была жилеткой, в которую поплачешь, а жилетка обязательно найдёт слова утешения.
     Через два дня, собираясь на очередной урок, я открыла сумку, чтобы положить туда книгу. На дне сумки лежал кошелёк, на кошельке лежал носовой платок, а на платке поблёскивало камешком моё потерянное кольцо. Если бы в форточку влетел марсианин, я удивилась бы меньше, чем своей находке: я ведь перетряхивала сумку и в метро, и дома. Я кинулась к телефону.
     — Ринка, поверь, это Сашка тебе его вернул! — завопила Юлька, услышав новость.
     — Ты так думаешь? — засомневалась я.
     — Да чтоб мне больше Гамлета не сыграть! — побожилась Юлька.
     Я рассмеялась. Однажды, когда наши театральные дела были не на высоте, нас пригласили в маленький городок показать спектакль "Гамлет". Пообещали прислать автобус и заплатить. Собрать труппу в то время было сложно: актёры халтурили, где только могли. Собрали минимум, обсудили упрощённый вариант спектакля и собрались в путь. Юлька не любила подобные поездки, но в этот раз собралась с нами: у неё был временный роман с актёром, играющим Лаэрта. И тут выяснилось, что исполнитель Гамлета на радостях напился. Мы погрузили его в автобус, всю дорогу реанимировали капустным рассолом, и он продержался почти весь спектакль, но перед финальным актом приложился за кулисами к бутыли с самогоном, подаренной нам какой-то благодарной бабушкой, и благополучно отключился. В костюм Гамлета спешно обрядили Юльку. Мало того, что костюм был велик, она не знала ни слова из текста. Ей объяснили в двух словах, что она должна делать и договорились, что её Гамлет умрёт первым и молча, а потом уже как-нибудь скончаются и все остальные. И всё бы ничего, но Юлька, войдя в азарт, умирать не хотела, носилась по сцене, отважно размахивая шпагой, и нападала на Лаэрта, который каждый раз аккуратно протыкал её бутафорским оружием, а в конце концов подставил ей подножку и свалил ударом кулака, шёпотом объяснив, что иного выхода у него не было. Мать Гамлета в конвульсиях от сдерживаемого хохота умерла досрочно. За кулисами все попадали со смеху и дали занавес. С тех пор, когда Юлька в театре настаивала на какой-то детали костюма, а с ней не соглашались, она важно заявляла:
     — Или будет так, как я сказала, или я больше Гамлета играть не буду!
     И все с хохотом уступали её требованиям…
     Обретя вновь потерянное кольцо, я какое-то время осторожничала с перчатками, но через год бдительность притупилась, и история повторилась. Придя домой с очередного спектакля, я снова не обнаружила кольца. На сей раз я расплакалась, обругала себя всякими словами и опять просила прощения у фотографии Александра. Юлька, услышав про мою повторную беду, примчалась ко мне и осталась ночевать.
     — Юль, возьми табурет, открой дверцу антресоли и возьми для себя новый комплект постельного белья, — крикнула я Юльке из кухни, где мы собирались почаёвничать с пирожными.
     — Ринка, извини, — проговорила Юлька, заявившись на кухню, — я до верхнего комплекта не дотянулась и вытащила из стопки нижний, а вместе с ним выпало вот это, — она протянула мне чёрный бумажник.
     — Это старый бумажник Саши, — удивлённо сказала я, — я подарила ему кожаный, а этот… я думала, он его выбросил.
     Я открыла бумажник и обнаружила несколько стодолларовых купюр.
     — Господи, да это заначка! — вскричала Юлька. — Теперь ты можешь купить себе новое кольцо, быть может, такое же, как ты потеряла.
     Утром мы с Юлькой рванули в ближайший обменный пункт, а оттуда — в ближайший ювелирный. Подойдя к прилавку с кольцами, я полезла в сумку за очками, расстегнула футляр, и оттуда вместе с очками выкатилось моё потерянное кольцо.  Я разрыдалась.
     — Юль, ты понимаешь, это второй раз! Это просто мистика какая-то! — всхлипывала я под удивлёнными взглядами продавцов. — Ну как оно могло с руки в очечник закатиться?
     — Это Сашка, — шепнула мне Юлька, — он хочет сделать тебе подарок, поэтому мы и деньги нашли, и здесь оказались. Давай купим тебе что-нибудь.
     Слезы мгновенно высохли. Я вспомнила обещание мужа подарить мне кольцо с сапфиром.
     — Покажите мне, пожалуйста, колечко с маленьким сапфиром, — попросила я продавщицу.
     — Есть одно, но оно маленького размера, — ответила девушка, протягивая мне маленькую коробочку, — примерьте, а вдруг подойдёт.
     Колечко легко скользнуло на безымянный палец и село, как влитое. Имеющихся денег как раз хватило расплатиться за него.
     — Боже мой! Юлька, как давно я не испытывала такой свинячей радости от покупки! — сказала я на выходе из магазина. — Если у меня и были сомнения в существовании потустороннего мира, сегодня они развеялись навсегда. Саша выполнил своё обещание. Юль, давай зайдём в церковь прямо сейчас, а потом забежим в кафе и обмоем этот подарок.