Иван Савельев ПОД РОССИИ СВЕТЛЫМ ЛИКОМ Юрий БОГДАНОВ. "Поделись надеждой с ворогом своим".
Стихотворения. — Рязань: "Литера М", 2015.
Юрий Богданов — поэт одной темы, он — певец Бога, Творца Мироздания, который, как доказал физическими уравнениями великий современный астрофизик Геннадий Иванович Шипов, творит Мироздание по чертежам-замыслам, из чего далее возникают Вселенные, Галактики, все звёздные миры, как возникла Земля и на ней Человек.
Тема Творца Вселенной в новой книге Богданова всеохватна, — но всё, о чём он пишет, подчинено единому и — единственному — замыслу: воспеть великого Создателя и воспеть так, чтобы и атеист (а мы совсем недавно жили в атеистической стране) задумался о том, как он появился на свет, и начал понимать, что из ничего, из пустоты рождается только пустота.
Вся книга, каждая её строфа убеждает читателя, как важно несуетно, неформально, а с искренней молитвой идти к Богу, ежели же кто-то, как, скажем, Василий — герой драматической поэмы "Морок" — никогда не задумывался о Боге, жил по законам дьявола, что и привело его к измене во время фашистской оккупации и — как следствие этого — в его сознании поселился СТРАХ, которого без Бога изгнать из души невозможно, — и в этом сказалась страшная трагедия
этого человека: "СТРАХ сделал петлю мне".
Да, СТРАХ делает своё безбожное дело — Василий убивает свою любимую девушку, а затем и отца, — и в помешательстве верит, что он убил свой СТРАХ. Но это видимая бесовская победа, ибо верёвка, которую он взял с собой, сгодится в его положении только на одно дело — покончить со своей никчёмной жизнью. И хотя в этой драме поэт напрямую ничего не говорит о Боге, но мы понимаем, что там, где вершит своё безбожное дело дьявол, Богу делать нечего, — к человеку без Бога в душе
Он от века не приходил, — в этом глубинный смысл философии этой талантливой драмы.
Безбожие — проклятие человека, потому в своей книге — а в ней много сонетов и три венка — "Княгиня Ольга", "Князь Владимир" и "Господи, помилуй" — поэт обращается к истории святой Руси, которую во все времена за Веру великую спасал Господь, — и история эта изображена Юрием Богдановым так рельефно, таким скульптурным Словом, что читаешь сонеты и, кажется, погружаешься душой и мыслью в изначальные времена нашего страждущего Отечества.
О сонетах надо сказать особо.
"Суровый Дант не презирал сонета", — написал в своём сонете Александр Сергеевич Пушкин, упоминая в нём имя своего рано ушедшего из жизни друга Дельвига, который во имя сонета, пишет Пушкин, "забывал Гекзаметра священный напевы".
В двадцатом веке не презирали сонета Игорь Северянин и Владимир Солоухин. Эстафету от них принял в двадцать первом столетии Юрий Богданов и принял так, что поражаешься той виртуозностью, с коей поэт одолевает жёсткие рамки формы, — и ты эти рамки не ощущаешь, ибо поэтическое Слово само их смягчает, как, скажем, в этом сонете:
Лениво лето топает в пыли.
Жара рыжеет, млея у колодца.
И головы, наполненные солнцем,
Колодезные студят журавли.
Не оторвутся от родной земли, —
Душа в истоках древних остаётся.
Пусть птица перелётная смеётся, —
Но улететь за нею не могли.
Стояли тихо с веком наравне,
В моём краю преданий и реликвий —
Ловили в небе солнечные блики,
Им жизни смысл понятен был вполне:
Хранить бы небо в чистой глубине
На дне бадьи, как мудрость древней книги.
Всё здесь подчинено смыслу — и удивительная звукопись начальной строфы, и её метафора и — главное — развёрнутое олицетворение колодезного журавля, словно бегущее по лёгкой строфике сонета, — все, все поэтические тропы берёт на свои духовные плечи Слово, отсюда и такая изящность сонета, равновеликая его историческому смыслу.
Не обошёл вниманием Юрий Богданов и два великих праздника Отечественной словесности: 200-летие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова и 120-летие Сергея Александровича Есенина, — об этих гениях русской поэзии Богдановым написаны превосходные стихи, в которых оба поэта предстали в своём подлинном величии.
Стихами о Лермонтове и Есенине Юрий Богданов убедительно доказывает, что Есенин в русской советской поэзии (в отличие от мнения некоторых критиков и литературоведов) продолжает лермонтовскую традицию, развивая и обогащая то, что было наработано так рано ушедшим из жизни Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.
И то, что это — истина, свидетельствует сам Есенин в одной из автобиографий за полтора месяца до своей внезапной гибели: "В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину".
Нам сейчас трудно представить, какою бы стала поэзия Сергея Александровича Есенина, когда произошёл бы в его стихах лермонтовски-пушкинский синтез, — ясно одно: это был бы новый творческий взлёт русского гения, и этот взлёт уже предчувствует в своём цикле стихов о Есенине Юрий Богданов.
Своеобразный приём использует в стихах о Лермонтове и Есенине поэт: он берёт в эпиграф строки поэтов и, отталкиваясь от них, создаёт не только образ своих героев, но и заставляет читателей задуматься об их поступках -судьбе, кою человек обязан творить сам, несмотря на иные взгляды властей предержащих.
Приведу по одному стихотворению из этих циклов.
2
… А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
М.Ю. Лермонтов, "Парус"
Знал гений в отрочестве раннем,
Что будет в мире одинок…
Строкой стиха любовно ранил
Его всемилостивый Бог.
Стих полетел, как парус белый,
По легкокрылым облакам…
Но юность грозовая смело
Рвалась к ревущим небесам.
Не для него покой лазури,
Мерцанье клети золотой…
Поэт мятежный жаждал бури,
Но в буре не обрёл покой.
12
Поёт зима — аукает…
С.А. Есенин
"Поёт зима — аукает…"
"Поёт зима — аукает —
Бунтарский дух "баюкает"
В ознобных облаках.
Не в саван пред разлукою —
Душа увита вьюгою:
Стих замер на устах
К поэту непокорному
Вошли людишки чёрные
Без совести и вер!..
Разлуки, сплетни подлые…
Но видел всё доподлинно
Безмолвный "Англетер".
Поэзия нетленная
Поэта убиенного
В раю нашла приют…
Следы метелью путая,
Зима зовёт — аукает
Убийц на вышний суд.
Два русских гения — два беспримерных одиночества.
Заглавие новой книги Юрия Богданова — "Поделись надеждой с ворогом своим" — восходит к Завету-Подвигу Иисуса Христа:
Поделись надеждой,
Верою с другим,
Как Христос одеждой
С ворогом своим, —
пишет поэт и тем даёт надежду всем живущим, невзирая на их политические взгляды и социальный статус, как бы объединяя всё человечество в единую духовность.