Иван Савельев __ ПОД РОССИИ СВЕТЛЫМ ЛИКОМ
Московский литератор
 № 12, июнь, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Иван Савельев
ПОД РОССИИ СВЕТЛЫМ ЛИКОМ
Юрий БОГДАНОВ. "Поделись надеждой с ворогом своим".
Стихотворения. — Рязань: "Литера М", 2015.

    Юрий Богданов — поэт одной темы, он — певец Бога, Творца Мироздания, который, как доказал физическими уравнениями великий современный астрофизик Геннадий Иванович Шипов, творит Мироздание по чертежам-замыслам, из чего далее возникают Вселенные, Галактики, все звёздные миры, как возникла Земля и на ней Человек.
     Тема Творца Вселенной в новой книге Богданова всеохватна, — но всё, о чём он пишет, подчинено единому и — единственному — замыслу: воспеть великого Создателя и воспеть так, чтобы и атеист (а мы совсем недавно жили в атеистической стране) задумался о том, как он появился на свет, и начал понимать, что из ничего, из пустоты рождается только пустота.
     Вся книга, каждая её строфа убеждает читателя, как важно несуетно, неформально, а с искренней молитвой идти к Богу, ежели же кто-то, как, скажем, Василий — герой драматической поэмы "Морок"  —  никогда не задумывался о Боге, жил по законам дьявола, что и привело его к измене во время фашистской оккупации и — как следствие этого —  в его сознании поселился СТРАХ, которого без Бога изгнать из души невозможно, —  и в этом сказалась страшная трагедия этого человека: "СТРАХ сделал петлю мне".
     Да, СТРАХ делает своё безбожное дело — Василий убивает свою любимую девушку, а затем и отца, — и в помешательстве верит, что он убил свой СТРАХ.  Но это видимая бесовская победа, ибо верёвка, которую он взял с собой, сгодится в его положении только на одно дело — покончить со своей никчёмной жизнью. И хотя в этой драме поэт напрямую ничего не говорит о Боге, но мы понимаем, что там, где вершит своё безбожное дело дьявол, Богу делать нечего, — к человеку без Бога в душе Он от века не приходил, — в этом глубинный смысл философии этой талантливой драмы.
     Безбожие — проклятие человека, потому в своей   книге — а в ней много сонетов и три венка — "Княгиня Ольга", "Князь Владимир" и "Господи, помилуй" — поэт обращается к истории святой Руси, которую во все времена за Веру великую спасал Господь, — и история эта изображена Юрием Богдановым так рельефно, таким скульптурным Словом, что читаешь сонеты и, кажется, погружаешься душой и мыслью в изначальные времена нашего страждущего Отечества.
     О сонетах надо сказать особо.
     "Суровый Дант не презирал сонета", — написал в своём сонете Александр Сергеевич Пушкин, упоминая в нём имя своего рано ушедшего из жизни друга Дельвига, который во имя сонета, пишет Пушкин, "забывал Гекзаметра священный напевы".
     В двадцатом веке не презирали сонета Игорь Северянин и Владимир Солоухин. Эстафету от них принял в двадцать первом столетии Юрий Богданов и принял так, что поражаешься той виртуозностью, с коей поэт одолевает жёсткие рамки формы, — и ты эти рамки не ощущаешь, ибо  поэтическое Слово само их смягчает, как, скажем, в этом сонете:
      
     Лениво лето топает в пыли.
     Жара рыжеет, млея у колодца.
     И головы, наполненные солнцем,
     Колодезные студят журавли.
      
     Не оторвутся от родной земли, —
     Душа в истоках древних остаётся.
     Пусть птица перелётная смеётся, —
     Но улететь за нею не могли.
      
     Стояли тихо с веком наравне,
     В моём краю преданий и реликвий —
     Ловили в небе солнечные блики,
      
     Им жизни смысл понятен был вполне:
     Хранить бы небо в чистой глубине
     На дне бадьи, как мудрость древней книги.
      
     Всё здесь подчинено смыслу — и удивительная звукопись начальной строфы, и её метафора и — главное — развёрнутое олицетворение колодезного журавля, словно бегущее по лёгкой строфике сонета, — все, все поэтические тропы берёт на свои духовные плечи Слово, отсюда и такая изящность сонета, равновеликая его  историческому смыслу.
     Не обошёл вниманием Юрий Богданов и два великих праздника Отечественной словесности: 200-летие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова и 120-летие Сергея Александровича Есенина, — об этих гениях русской поэзии Богдановым написаны превосходные стихи, в которых оба поэта предстали в своём подлинном величии.
     Стихами о Лермонтове и Есенине Юрий Богданов убедительно доказывает, что Есенин в русской советской поэзии (в отличие от мнения некоторых критиков и литературоведов) продолжает лермонтовскую традицию, развивая и обогащая то, что было наработано так рано ушедшим из жизни Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.
     И то, что это — истина, свидетельствует сам Есенин в одной из автобиографий за полтора месяца до своей внезапной гибели: "В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину".
     Нам сейчас трудно представить, какою бы стала поэзия Сергея Александровича Есенина, когда произошёл бы в его стихах лермонтовски-пушкинский синтез, — ясно одно: это был бы новый творческий взлёт русского гения, и этот взлёт уже предчувствует в своём цикле стихов о Есенине Юрий Богданов.
     Своеобразный приём использует в стихах о Лермонтове и Есенине поэт: он берёт в эпиграф строки поэтов и, отталкиваясь от них, создаёт не только образ своих героев, но и заставляет читателей задуматься об их поступках -судьбе, кою человек обязан творить сам, несмотря на иные взгляды властей предержащих.
     Приведу по одному стихотворению  из этих циклов.
      
     2
                 … А он, мятежный, просит бури,
                 Как будто в бурях есть покой.
                 М.Ю. Лермонтов, "Парус"
      
     Знал гений в отрочестве раннем,
     Что будет в мире одинок…
     Строкой стиха любовно ранил
     Его всемилостивый Бог.
      
     Стих полетел, как парус белый,
     По легкокрылым облакам…
     Но юность грозовая смело
     Рвалась к ревущим небесам.
      
     Не для него покой лазури,
     Мерцанье клети золотой…
     Поэт мятежный жаждал бури,
     Но в буре не обрёл покой.
                                                  
     12
                 Поёт зима —  аукает…
                 С.А. Есенин
      
     "Поёт зима — аукает…"
     "Поёт зима —  аукает —
     Бунтарский дух "баюкает"
     В ознобных облаках.
     Не в саван пред разлукою —
     Душа увита вьюгою:
     Стих замер на устах
      
     К поэту непокорному
     Вошли людишки чёрные
     Без совести и вер!..
     Разлуки, сплетни подлые…
     Но видел всё доподлинно
     Безмолвный "Англетер".
      
     Поэзия нетленная
     Поэта убиенного
     В раю нашла приют…
     Следы метелью путая,
     Зима зовёт — аукает
     Убийц на вышний суд.
      
      Два русских гения — два беспримерных одиночества.
      Заглавие новой книги Юрия Богданова — "Поделись надеждой с ворогом своим"  —  восходит к Завету-Подвигу Иисуса Христа:
      
     Поделись надеждой,
     Верою с другим,
     Как Христос одеждой
     С ворогом своим, —
      
     пишет поэт и тем даёт надежду всем живущим, невзирая на их политические взгляды и социальный статус, как бы объединяя всё человечество в единую духовность.