Влад Красноярский __ К 25-ЛЕТИЮ КЛУБА «МОСКОВИТЯНКА»
Московский литератор
 № 13, июль, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Влад Красноярский
ДУХ ПЕРЕДВИЖНИКОВ НИКУДА НЕ ДЕЛСЯ

      "Первый блин комом", — эта поговорка вспомнилась, когда в сентябре 2014 года на 9-м съезде Петровской академии наук и искусств в Санкт-Петербурге мы задумали проводить выставки: петербуржцы — в Москве, а москвичи — в Питере. Опасность провала столь грандиозного проекта всегда существует. Сложность нового дела заключалась в том, что все расходы по доставке произведений, по оплате проживания художников ложатся на их плечи. Лишь за выставочную площадь платить не надо — и это немаловажная деталь.
     Основательная длительная подготовка к выставке принесла свои плоды. На протяжении полугода мы уточняли формат проекта. Тема как-то пришла легко: "Москва — Санкт-Петербург". Два города, две столицы России. Об этих двух пространствах есть что рассказать каждому мастеру изобразительного искусства.
     О том, что москвичи изобразили с большой любовью Санкт-Петербург, сказал на открытии выставки президент ПАНИ профессор Леонид Александрович Майборода, который напомнил о том, что члены академии в первые годы после её возрождения провели выставку произведений московских и питерских мастеров. Для экспозиции важное значение имеет интерьерная среда, которая заполняется произведениями искусства. Просторное фойе второго этажа Дома молодёжи на Васильевском острове вполне подошло для того, чтобы москвичи смогли показать своё творчество.
     — В нашем Доме только в мае состоялись более шестидесяти мероприятий, — сказала заместитель директора этого учреждения по развитию Юлия Черкасова, — так что можно уверенно сказать о том, что выставку увидят сотни посетителей.
     Около тридцати работ размещены на одной стене, так что на первый взгляд нельзя понять, что является центром экспозиции. Его функцию могут выполнить, пожалуй, полотна и листы каждого мастера. К примеру, члены академии могут подумать о том, что точкой притяжения является портрет президента ПАНИ. Заслуженный художник России Борис Клементьев изобразил учёного сосредоточенным, думающим, светлым. Лист бумаги и пастельные мелки — средства изображения предельно просты, а результат более, чем интересен. Президенту ПАНИ портрет понравился. И от имени художника москвичи преподнесли произведение профессору. И ещё две интересных пастели отправил на выставку Клементьев: "Северная Пальмира", на которой изображён фрагмент Египетского моста со сфинксами, и "Огней Москвы негасимый свет" как признание в любви коренного москвича старому городу, от которого осталось не так уж много… Много восторженных отзывов получили работы Евгения Бойко ("Казанский собор", "Воскресенье. Арбат"), Натальи Баженовой ("Вечерние огни Арбата"), Сергея Скачкова ("Вечер над Петербургом", "Храм Успения в Трахонееве". Химки), Зинаиды Фоминой ("Храм  Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе Нарышкиных"), Петра Овченкова ("Памятник Кутузову у Казанского собора", "Москва. Кремль"), Омара Годинеса ("Пушкин. Рукопись 1").
     Выставку оценили руководители Дома молодёжи, и Юлия Черкасова вручила каждому из гостей грамоты. Москвичи ответили благодарностью, а куратора выставки со стороны Петербургского отделения ПАНИ Ольгу Полякову наградили Дипломом МО ПАНИ, подписанным вице-президентом ПАНИ В.А. Ивановым-Таганским. Ольга Александровна и её супруг академик ПАНИ Вячеслав Анатольевич Поляков сделали многое для того, чтобы проект удался: они в пять часов утра встретили москвичей на вокзале, отвезли картины в Дом молодёжи, а потом устроили приём в своей мастерской на набережной реки Фонтанка. Это святая святых мастеров произвела сильное впечатление на гостей. На стенах — огромные листы с портретами казаков, искренняя пронзительная живопись, а в центре одной из комнат стол с душистым чаем и жареными семечками. Ольга Александровна пригласила нас на защиту дипломов по живописи в Институт имени Репина, где она преподаёт много лет, поведала нам о моментах истории этого престижного российского вуза.
     Президенту академии москвичи вручили подарок от лидера Химкинской молодёжной организации ЛДПР Фёдора Самарова — фирменные часы с символикой партии.
     Первая ласточка. За ней последуют другие выставки. Проект имеет право на существование. Это надо художникам. Они, по сути, передвижники. Пропаганда отечественного изобразительного искусства — вот что главное для нас. Как и для тех русских мастеров, которые основали известное товарищество в 1870 году. Сейчас иное время. Но дух передвижников никуда не делся.