Марина Замотина __ МИФЫ В РЕАЛЬНОСТИ
Московский литератор
 № 16, август-сентябрь, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 

     

Марина Замотина
МИФЫ В РЕАЛЬНОСТИ

     ВИЗИТ В ТОБОЛЬСК
     Поездка в Тобольск по мнению знакомых для меня была вполне осмысленным безумством. Наверное, желание сесть в поезд и отправиться в такую даль "просто посмотреть" (и кое-что написать, само собой) по-другому и назвать трудно. Но мы именно так и поступили.  Сели в поезд и отправились в Сибирь.
     Тобольск расположен на юге Тюменской области, в месте впадения реки Тобол в Иртыш. Основан в 1587 году как центр освоения Сибири. В 1590 году Тобольск первым в Сибири получил статус города. С конца XVI до XVIII века — главный военный, административный, политический и церковный центр региона. С 1708 года — город, центр Сибирской губернии, простиравшейся от Урала до Тихого океана. В XIX веке в связи с перемещением торговых путей, а затем строительством железной дороги (в стороне от города) экономическое значение Тобольска упало. В настоящее время Тобольск является важнейшим центром познавательного туризма в Сибири и крупным промышленным центром страны в области газохимии. Население — 98 162  чел. (2015).
     Но это официальная информация. А, по мнению таксиста, доставившего нас от вокзала в гостиницу — раньше здесь люди жили благодаря Кремлю и тюрьме, потом пошла сплошная химия, а теперь местные власти (и население тоже) пытаются  восстановить и первое, и второе, и третье.
     Кстати, Кремль отреставрирован и пребывает в благополучии. Не уверена, что кормит местных жителей, но туристы в Тобольск точно едут. Разве мы — не пример? В тюрьме — музей. Тоже благо. Ну, а про химпредприятия, наверное, при желании можно почитать в официальных источниках. Хотя, если судить по количеству товарных составов на близлежащих к Тобольску станциях, дела идут — это точно.
     Город активно строится. Это видно. Памятники реставрируются. Группы туристов и одиночные посетители бродят по городу повсеместно.
     На площади у Кремля наше внимание привлек удивительной красоты дом — яркий, украшенный резьбой. В красивом доме оказался Музей истории кости. Приветливая сотрудница моментально убедила нас не только рассмотреть выставленные на продажу сувениры, но и пройти по всей экспозиции. Мы заплатили какие-то символические деньги за экскурсию. И не пожалели.
     Музей сейчас пребывает в состоянии становления, не во всех залах закончено формирование экспозиции, например, картины стояли вдоль стен. Но посмотреть самое главное — то, что связано с косторезами, с промыслом — можно очень подробно. Экскурсию нам провела очаровательная сотрудница просто замечательно: живо, легко, с любовью и очень трепетным отношением к своему делу.
     В наших нестройных рядах был ребенок 7 лет. Ей предложили попробовать себя в качестве ремесленника. Сейчас едва ли не в каждом музее проводятся мастер-классы (в первую очередь для детей). Я не раз пробовала свои силы. Очень непросто! Резьба по кости — не исключение. Но ребенок был счастлив! Правда, не скажу, что ей все сразу удалось…
     Главное — в завершении, а точнее, в продолжение нашего визита — пришел главный человек в этом доме — Минсалим.
      
     МИНСАЛИМ
     Из официальной биографии следует, Минсалим Валиахметович Тамергазеев — арт-директор ООО "Мастерская Минсалим". Известный художник-косторез, член Союза художников РФ, организатор и председатель жюри международных творческих конкурсов Западной Сибири.
     Мастер резьбы по кости. Автор жанровых и тематических композиций. С 1967 по 1981 годы работал на Тобольской фабрике художественных косторезных изделий. Преподавал в городской детской художественной школе (1981 — 1986). В 1991 году основал художественно-промышленную артель "Минсалим" при Тобольском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике.
     Минсалим — яркая личность. Доброжелательный, приветливый. Мы сидели за чаем и слушали его, не перебивая. Хотя, конечно же, задавали вопросы. Не вникали, к примеру, в проблемы — кто владелец этого красивого строения. Но то, что его строил (перестраивал по своему проекту) Минсалим, узнали. Точнее, когда-то здесь находился детский дом, в котором он воспитывался. Теперь — музей!  Рассказ о детских годах мастера — особая статья. На вопрос, проводились ли конкретно в этом месте археологические изыскания, мы получили точный ответ. Еще во времена детского дома — они провели тут тщательнейшие раскопки. Неужели мальчишки тех лет могли бы что-то упустить? Вот и вся археологи.  Да и года какие были? Честно говоря, в Минсалиме и сейчас есть что-то от подростка. От открыт миру. Искренне радуется и удивляется. Поражает его наблюдательность. Говорит, это с детства. И наблюдательность всегда помогала ему в работе. У Минсалима есть своя философия — он считает, что детали порой бывают важнее целого.
     Между прочим, мастерская Минсалима Тимергазеева в Тобольске (она находится совсем рядом с музеем) давно стала достопримечательностью. Она упоминается в путеводителях. Туристы у него частые гости, он работает с сыновьями, которых тоже увлекло отцовское творчество. Но мы встретились случайно и искренне этому рады. И все же — главное — те представления о мире, которые мастер (или лучше сказать "художник") вкладывает в свои изделия. Работы Минсалима и его мастерской есть во многих музеях.
      
     О МУЗЕЕ И МАСТЕРАХ-КОСТОРЕЗАХ
     Музей истории кости — очень уж странное название. Какое-то анатомическое. На самом же деле в экспозиции представлены работы мастеров-косторезов разных лет. Есть образцы материалов, из которого они эти самые произведения искусства создаются. Инструменты. Картины. Но — главное — это рассказ экскурсовода. Да и Минсалима, конечно же.
     История косторезного промысла невероятно увлекательна. Вот, к примеру, бывает, что на косторезных фабриках частенько большинство мастеров, за всю свою жизнь не увидев воочию ни одного живого объекта (оленя, собаку-лайку, оленевода и т.д.), используемого в своих произведениях, невольно создают литературные и технические мини-мифы.
     Присмотритесь! Как порой выглядят собачки, олени, люди в косторезных изделиях? В названиях работ зачастую присутствовала (да и сейчас есть) безапелляционность: "ханты на охоте", "ненец в лодке" и т.п. Да кто б это заметил? Так сами рыбаки, оленеводы и пр. и заметили. Ведь на самом деле типаж образов в изготовляемых работах сильно обобщался: ханты, манси, ненцы, селькупы в лицах, в одежде мало соответствовали названию. Если пофантазировать на вариантах: "русские на охоте", "узбеки в лодке"...
     Но что с этим поделаешь? Непочтительное мифотворчество! Шаблонность мышления. Традиционная компиляция, варьирование не самых лучших образцов, плохое знание анатомии… Качество? Внешний вид продукции? Чего только не появлялось?  Бесшейные северные длинноногие олени, собаки-лайки с квадратными мордами и человеческими передними ногами и так далее. Но это чаще всего происходило в сельской местности. Именно там бытовали и живут сегодня забавные, гипертрофированные, вроде несуразные с виду герои — плод безудержной фантазии крестьянских умельцев. Кстати, очень часто в каждом регионе жил свой потешный типаж.
     А вот Тобольский косторезный промысел — это сугубо городское производство с уже сложившейся школой реалистического направления. Здесь главенствующая традиция — делать всё как в жизни. Образы и сюжеты тут подолгу не менялась.
     В Тобольском косторезном промысле почти с фотографической дотошностью изображают своих охотников, рыбаков, оленей, собак, чумы и прочее. Когда-то один из мастеров (П. Терентьев) первым привнес такое популярное во все времена понятие как "сибирская экзотика". У его героев лица были скорее унылы, суровы, но в тоже время ироничны и лукавы. Позже, в эпоху развитого социализма появились иные изображения северного человека: советского, устремлённого в будущее, вечно счастливого, с неизменной улыбкой и с обязательными атрибутами прогресса. Во всех музейных экспозиции можно увидеть примеры беззаботной, во всех отношениях прекрасной жизни северной семьи.
     Большинство мастеров резьбы по кости охотно создают серии работ по широко известным сказочным мотивам. Кого только здесь не увидишь: Драконов, разноголовых Змеев-Горынычей, Коньков-Горбунков, Кащеев-Бессмертных, Бабок-Ёжек, Снежного Человека.
     Но северных косторезов есть и свой особенный пантеон мифологических героев. Привлекали и привлекают сейчас внимание резчиков жуткие, самые страшные Особы северных Преданий. Как известно, таким образом человек с давних пор пытался освободиться от собственных страхов перед Нечистой Силой, Злыми Духами, окружающими его со всех сторон. Победа над Темной силой не была самоцелью для Мастера. Он старался всегда для людей, как бы очищал своими победами-работами пространство вокруг. Мастер, несомненно, становился известным Героем. Все понимали, какое сопротивление оказывали ему Злые Силы, и как он, решительно преодолевая все препятствия, добивался Славной Победы.
      
     МИФ. МИФОЛОГИЯ. МИФОТВОРЧЕСТВО
     "...Северная мифология в Сибири присутствует обыкновенно повсюду, столетиями являясь мощным жизненным воззрением, прочной духовной основой. Мифология коренного населения естественным образом распространяется на все, что они имеют, и на всё то, что существует вокруг них. Вряд ли когда без оглядки на Богов и Духов (северных или православных), без спросу, без упоминания, Северный Человек решится совершить даже малое. Почти каждый приезжий в Сибирь, сразу знакомясь с мифами через названия местности, рек, населенных пунктов, обязательно услышит Легенды о Священных Местах и их Обитателях".
     Вот с этого начинается книга с очень простым, но всеобъемлящим названием "Миф" (ИПК "Лазурь", 2014). Автор книги Ирина Вишнякова. Она — супруга Минсалима Тамегарзеева,  помощник мастера и спутница жизни.
     Подзаголовок книги "Мифология. Мифотворчество…" Отточие здесь очень красноречиво. В ней вообще много всего, что не досказано. Читатель будет размышлять, думать, анализировать…
     По словам самого Минсалима, он, многие годы занимаясь художественной резьбой по кости, довольно редко ощущал себя по-настоящему творческим человеком. В юности и чуть позже, подолгу разглядывал образцы работ своих предшественников и современников.
     Его тогда  в первую очередь интересовало их умение работать с таким сложным материалом как кость, восхищало изумительное владение резцом. Как они мастерски обогащали свои работы сложными гравировками, неожиданными рельефами, смело и оправданно соединяли кость с другими материалами. Тонирование различными красками придавало изделиям праздничный торжественный вид, невероятно выразительной делалась пластика... Такие работы, конечно, становились гораздо привлекательнее.
     Сумев овладеть кое-чем из этого обширного опыта, мастер, задумался: "А собственно, Что я делаю? Что есть в моих работах?"
     Ответ Минсалим стал опять же искать в работах старых мастеров. Но он не никогда не старался просто копировать уже созданное его предшественниками, а стал искать новое в своей резьбе по кости. Именно в технике исполнения появились элементы мифотворчества: странные штрихи, причудливая гравировка, трансформированная пластика, конструктивизм.
     Как и всякому молодому человеку, ему казалось, что всё уже придумано и сделано, и по этой главной причине надо было искать хотя бы формальный, но собственный путь творчества.
     "В невесёлых раздумьях и азартных поисках, сперва, что ни попадя, читал, на что попало смотрел, влюблялся во всё, что встречалось. Путешествовал, как придется. Знакомился кое-как... но скрёб, пилил, ковырял, полировал, ласкал-работал с косточкой. Во всём этом сумбуре и несусветном хаосе всё-таки возникали ослепительно-неясные идеи, отнимали здоровье утомительные замыслы, никогда и по сей час не покидало тревожное ожидание чудес, не затухали сны о Летающих и Встречающих. Пока однажды часть накопленного во мне за ненадобностью рухнула: что-то потом последователями-преследователями было подхвачено, а что-то в неизбежной спешке, в творческой толкотне навсегда растоптано..."
     Минсалим стал иначе смотреть на картины и книги, по-другому оценивать уже известные ему имена и видеть особенности культур различных народов.
     Все переплелось: имена прошлого и ныне здравствующие, события современные и то, что сокрылось в фантастической глубине веков. Для Минсалима  распахнули свои мифологические пространства загадочная Югра и мудрейший Ямал. Художник понял, что Мифотворчество из Техники исполнения всё настойчивее и привычнее проникало в последующие Образы. Создаваемые Образы — всегда для него  Абсолютная Реальность.
     Специально задаться целью — придумать хорошую работу — редкий случай. Этот, как правило, исключительно изнурительный путь — по необходимости, и он не всегда завершается искомым результатом. Досадно и то, что теряется много времени и усилий.
     За редким исключением, Хороший Мастер делал в своей жизни хоть одну маленькую работу с мифологическим оттенком, будь то возвеличенные образы Вождей, или милые Персонажи всемирных сказок, либо добрые и злые Боги-Духи финно-угорских мифов, или уж совсем фантастические герои космических галактик. Во все времена благодатная тема мифов завораживает, увлекает не только трепетную душу мастера, но и все мы с нетерпением ждём очередных работ-побед.
     Исключительно полагаясь на его опыт и мастерство, мы невольно надеемся, что мир, благодаря его произведениям, станет разумнее и красивее.
     Тогда в наших глазах Он Сам становится Мифом, Легендой, примером для подражания...
     Все вышесказанное в первую очередь повторяет слова и самого Минсалима (из предисловия) и автора книги (по тексту). Но главное в этом издании — иллюстративный материал, комментарии и пояснения автора.
     Погружаясь в бесконечный миф, поверьте, забываешь о реальности. Перелистываещь страницы буквально автоматически. Вот …
     Зарождение (…сперва ничего не было), Золотая Баба (никто не видел ее лица), Мамонты (стоит на мамонтах Сибирь), Ветвистый-Когтистый (Хозяин, Старший Брат), Шаманы (душа Севера), Птицы (люди всегда мечтали о крыльях), Земля Сибирская (Тартария, Лукоморье, Кашлык), Соседи (они и мы), Город на холмах (Ангел Сибири), Искер (в сердцах… и в памяти), Реки-дороги (Жизнь — рисунок ветра на воде).
     Многое невозможно объяснить словами. Да и нужно ли? Созданные мастерами-косторезами образы настолько объемны и реальны, что — кажется — их можно потрогать руками. Размышлениям нет конца. Постоянно вспоминаешь что-то из детства. Перед глазами словно встают картинки из недавнего (а иногда и очень далекого) прошлого? Почему так происходит? Но разве можно ответить на этот вопрос? Одно несомненно — равнодушным читатель (а так хочется добавить к слову "читатель" слово "созерцатель"), взявший в руки книгу "Миф", точно не останется.
     Ну, а уж некая щемящая нотка в настроении будет беспокоить вас долго-долго.