Иван Голубничий __ «РАЗВЕ Я НЕ ЧАСТЬ ПРИРОДЫ?»
Московский литератор
 № 1 январь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Иван Голубничий
«РАЗВЕ Я НЕ ЧАСТЬ ПРИРОДЫ?»
Лидия ЖАРОВА. "Почемуки-потомуки". Сборник стихов. — М.: 2015.
               
     Новая книга стихов известной русской поэтессы Лидии Жаровой адресована прежде всего юному читателю, и эта её направленность совершенно определённо обозначена в её названии. Следует сказать, что русская литература имеет богатейшую традицию поэзии для детей. И это не удивительно, ведь именно через поэтическое слово маленький человек наиболее ярко и образно воспринимает представления об окружающем мире, о природе, о человеческих взаимоотношениях. Практически все великие русские поэты писали о природе, и через их гениальные художественные прозрения формировалось мировосприятие многих поколений россиян. В последние годы, когда литература (в том числе и литература для детей) по объективным причинам оказалась вовлечённой в систему "рыночных" отношений, неизбежно стало происходить "размытие" представлений о традиционных ценностях, в том числе и эстетических. азумеется, русская классика и ныне героически "держит планку", но всё же поток суррогата литературы (и русскоязычной, и иностранной) сегодня во многом определяет вкусы широких народных масс. Что здесь скажешь? С одной стороны, бороться с глобалистическими тенденциями — дело неблагодарное и безнадёжное, с другой стороны — долг русского писателя заставляет творить в соответствии с заветами классиков и собственными духовными устремлениями. Книга Лидии Жаровой "Почемуки-потомуки" являет собой яркий и достойный пример преемственности по отношению к русской детской поэзии. Она органично и вдохновенно освоила опыт русской, в том числе и советской детской поэзии, сохранив непосредственность впечатления и точность поэтического слова. Её стихам свойственна та парадоксальность мышления, которая заставляет ребёнка взглянуть на мир с удивлением и восторгом, и увидеть в нём то, что во "взрослой жизни" зачастую "заштамповано" и сокрыто суетой повседневности.
     В книге Лидии Жаровой представлены разные поэтические жанры — и сюжетные стихотворения, и сказки, и загадки, и басни… Все они стимулируют интерес к окружающему миру, закладывают основы традиционного, позитивного мировосприятия. Любовь к Природе, уважение к ней, ощущение себя как части окружающего мира — вот одна из тем этой книги.
      
     …Я же просто непоседа!
     Мне с утра и до обеда
     Посидеть не удаётся!
     Вот, к примеру, наше Солнце:
      
     Старше Солнце, больше весит,
     А оно часов по десять
     Катит обод свой по кругу.
     Но его не ставят в угол!
      
     Папа охнул: "Что за довод!
     Часть Природы этот обод!"
     И тогда сказал я гордо:
     "Разве я не часть Природы?"
             ("Часть Природы")
      
     Именно так, ненавязчиво, используя яркие и доступные образы, формируется позитивное мировоззрение, позволяющее ощутить себя неотъемлемой частью окружающего мира. Лирический герой стихотворения познаёт мир в ощущении и сравнении, сообразуясь со здравым смыслом и личным непосредственным жизненным опытом.
     В то же время, автору присуща добрая ирония, "очеловечивающая" самые, можно сказать, бытовые жизненные проявления. Вот, например, стихотворение "Единокровный братец".
      
     Все смертны в этом мире.
     Но вот в моей квартире
     Живёт комар. Поверьте,
     Он, как Кащей, бессмертен!
     Не три недели — вечность,
     Как был он мной замечен.
     И так достал — нет мочи!
     Всю ночь не сплю, охочусь.
     Пищит над ухом, рыжий:
     "Делиться надо с ближним!"
     Он прав. На самом деле,
     Кто кроме ближе к телу?
     Пока я размышляла,
     Комар нацелил жало.
     Вот смело сел на лоб он…
     Пора его прихлопнуть!
     Но как руке подняться?
     Единокровный братец!
             ("Единокровный братец")
      
     Неожиданное осознание комара, который всю ночь пил его кровь, как "единокровного братца", с одной стороны, иронично, ведь наверняка лирический герой всё равно его "прихлопнул"! Но с другой стороны, здесь попутно поднимаются другие, более сложные смысловые пласты ("Все смертны в этом мире" и т.д.).
     В книге много сюжетных стихотворений, которые нет необходимости разбирать на цитаты, лучше взять и прочитать книгу. Все стихи отмечены печатью таланта и вкуса, все они несут в себе мощный заряд нравственного здоровья и житейской мудрости. Лирический герой Лидии Жаровой существует как бы одновременно в двух ипостасях — автора и собственно лирического героя. Жизненный опыт маленького человека, познающего мир, изначально заложен в сознании присутствующего здесь же автора. Акт познания происходит здесь же, перед глазами и в сознании читателя. В стихах Лидии Жаровой присутствует и необходимый для детской поэзии игровой момент, позволяющий обострить образы мира, сделать их более осязаемыми и содержательными. Вот, например:
      
     Почему я — небоскрёб?
     Небо я совсем не скрёб!
     Вы задумайтесь о том.
     Я, скорее, небодом
     Или, может, небозданье!
     Я обижен. До свиданья.
             ("Обиженный небоскрёб")
      
     В авторском предисловии к книге Лидия Жарова пишет: "Мне бы хотелось, юный читатель, чтобы ты умел видеть и чувствовать красоту и одушевлённость окружающего тебя мира природы и русской речи; чтобы ты умел ощущать слово не только на звук, но и на вкус и запах; чтобы ты умел мечтать о добром и высоком и фантазировать даже среди самых скучных, обыденных вещей…". Остаётся только присоединиться к этим пожеланиям Лидии Жаровой и пожелать её новой книге взыскательного и благодарного читателя.