Игорь Витюк ЭХО ПОЗДНЕЙ ЛЮБВИ Вячеслав ПОСТНИКОВ. "Земное притяжение". Любовная лирика. — Рязань: "Литера М", 2015.
В русской поэзии до Фёдора Тютчева по умолчанию считалось, что писать о любви в зрелом возрасте, ну, как-то неприлично. Фёдор Тютчев сломал этот стереотип и своим творчеством, и своей богатой личной жизнью. Ведь любовь не знает возрастных границ. Своё гениальное стихотворение "Последняя любовь" Тютчев написал в пятидесятилетнем возрасте и тем самым проторил дорогу русским поэтам в мир поздней любовной лирики. Слава Богу, что со второй половины прошлого
века русские поэты, в своём большинстве, живут долго, а в них, несмотря на возраст, цветёт и буйствует любовь.
Вячеслав Постников пришёл в поэзию по традиционным меркам поздно — когда преодолел полувековой рубеж. Ныне ему за шестьдесят. Но по-прежнему в нём живёт нерастраченная юношеская любовь.
Ещё след заметают метели,
Студят в венах горячую кровь.
Слишком рано грачи прилетели,
Слишком поздно проснулась любовь.
И опять сердце бешено бьётся,
Лишь припомню походку твою.
Чёрный ворон над вороном вьётся, —
Будто я у беды на краю…
"Земное притяжение" — это пятая книга стихотворений Вячеслава Постникова. В предыдущих книгах ("Светлый ливень", "Среди ветров", "Зелёная даль", "Наедине с вечностью") он осмысливал философские аспекты современного русского бытия, восхищался красотами родной земли: и рязанской (он — родом с рязанщины), и подмосковной (ныне проживает в Зарайске), воспевал деревенскую Русь и русский характер, искал свой путь к Богу,
но стержнем всех его поэтических книг была тема любви — высокой, неземной любви к женщине.
И вот — новый поворот на творческом пути поэта. Уже само название книги "Земное притяжение" подсказывает читателю, что речь пойдёт о чувственной, земной любви. В книгу вошли 122 стихотворения о любви, написанные в последние годы. Некоторые из них публиковались в вышедших ранее книгах, но большинство стихотворений — новые.
Всё труднее плакать и любить.
Потерял я юношеский голос.
Может, мне и хочется "завыть" —
Проклиная свой степенный возраст.
Отошли безбрежья времена, —
Далеко, не видно с косогора.
Там теперь тумана пелена, —
Ни любви, ни страсти, ни задора…
("Былые песни")
В этих строках чувствуется некий необъяснимый страх любви, прорывающийся на свет Божий трагической обречённостью грядущего одиночества. Но память неодолимо возвращает к счастливым мгновениям любви давно ушедших дней.
Я вспомнил Вас. Всё также ярко
Белеет сад Ваш — весь в цвету.
Не знал я лучшего подарка,
Чем пить земную красоту.
Ночь красоты! И ночь услады —
Души встревоженной моей…
И вдруг загадкою-наградой
Мелькнёт звезда во мгле полей.
("Красота земная")
И мы словно листаем страницы лирического дневника человека, которого возвращает к жизни любовь.
Это что же со мною — не сон ли?..
Слышу сердца любимого стук.
Дорогая, прости за нескромность
Моих чувств ошалевших и рук.
Я сегодня над ними не властен,
Ты затмила мой разум, вконец.
Без любви нет и пламенной страсти,
Нет покоя у пылких сердец!
Поэт деликатно открывает читателю мир чувственной любви мужчины и женщины ("… нескромность / Моих чувств ошалевших и рук"). Вот она — фатальная сила любви, которой не помеха — ни годы, ни расстояния. Лирический герой Постникова всё понимает: и греховность запретной любви, и грядущую расплату, но уповает лишь на Бога, ибо кто простит нам наши прегрешения? — Только Бог! И единственным оправданием при встрече с ним будет — Любовь. Ибо Бог и есть Любовь…
Глубокая исповедальность и болезненность чувств пронизывают любовную лирику автора. Но мир чувственной любви — это земное воплощение небесного общения любящих душ. И неважно, как скоро придётся уйти "за кромку зари":
Говори что-нибудь, говори.
Наши годы уносятся лихо.
Может, скоро за кромку зари
Уберусь я спокойно и тихо.
Разве наша в печалях вина,
Что уходит любовь раньше срока? —
И не знает моя седина
Злую дату зловещего рока.
А пока говори, говори, —
Ведь согреты теплом наши руки.
Не завянут букеты зари,
Не затихнут небесные звуки.
В своих переживаниях поэт отдаёт себе отчёт, что его любовная лирика — это выражение внутренних страданий, выражение своей любви к женщине, в конце концов — самовыражение, как мастера слова. Но ведь поэзия, прежде всего, призвана выражать любовь к Богу через земную любовь к женщине.
И потому, освобождаясь от вериг кипящих страстей, он обращает взор на Небеса, дабы воздать хвалу Господу нашему за великий дар, коим Бог облагодетельствовал мужчину, — чувство любви к женщине.
Всё проходит — и страсть, и надежды.
Только звёзды рождаются вновь.
Я не буду любимым, как прежде,
Но живёт неземная любовь.
День всё также и ярок, и жарок,
И горластое лето шумит.
А любовь — это Божий подарок,
От которого сердце щемит.
Пусть и далее — ещё много-много лет — душа поэта печалится и радуется, восторгается и страдает в любви к женщине, ибо настоящая поэзия — это любовь, воплощённая в стихах.