Александр Алиев __ ДОРОГУ УТЯТАМ ИЛИ АМЕРИКАНСКИЙ СЛЕД
Московский литератор
 № 6 март, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Александр Алиев
ДОРОГУ УТЯТАМ ИЛИ АМЕРИКАНСКИЙ СЛЕД

     Отношения с Соединёнными Штатами Америки у нас всегда были разными: от вполне дружелюбных до крайне враждебных. И это не могло не отразиться на облике нашей столицы.
      
     СРЕДИ первых широко известных американцев, приехавших в Россию, можно назвать журналиста Джона Рида. Он и его жена Луиза Брайант — оба убеждённые социалисты — оказались здесь в августе 1917 года, вскоре попали в горнило событий Октябрьской революции и даже присутствовали при захвате Зимнего дворца. Написанная Ридом по горячим следам книга "Десять дней, которые потрясли мир" вызвала, в частности, крайне положительный отзыв В.И. Ленина: "Прочитав с громаднейшим интересом и неослабевающим вниманием книгу Джона Рида… я от всей души рекомендую это сочинение рабочим всех стран. Эту книгу я желал бы видеть распространённой в миллионах экземпляров и переведённой на все языки, так как она даёт правдивое и необыкновенно живо написанное изложение событий, столь важных для понимания того, что такое пролетарская революция, что такое диктатура пролетариата".
     Вторично Москва увидела Д. Рида в конце 1919 года; для жилья ему предоставили "10-й дом Наркоминдела" (национализированное владение инженера-архитектора Н.Г. Фалеева) в Гагаринском переулке. Летом 1920 года Рид был делегатом на Втором конгрессе Коминтерна, много ездил по стране, собирая материал для новой книги. В сентябре к нему приехала Л. Брайант, что было для Джона неимоверным счастьем. Но буквально через полтора месяца он умер в Москве от тифа, а прах его находится в некрополе у Кремлёвской стены.
      
     ПРЕЧИСТЕНКА — одна из самых красивых улиц старой Москвы, сохранившая почти целиком свой классический, "дворянский" облик. Великолепный дворец под нынешним № 20 принадлежал когда-то прославленному генералу, герою Отечественной войны 1812 года Алексею Петровичу Ермолову.
     В 1921 году весь особняк был отдан под хореографическую школу-студию американской танцовщицы Айседоры Дункан, основоположницы свободного танца. Здесь же обитал её муж Сергей Есенин. У Дункан за брак с советским гражданином отняли американское гражданство.
     Их союз, правда, распался через год с небольшим, и Айседора позже говорила в интервью: "Я никогда не верила в брак, а сейчас я верю в него меньше, чем когда-либо. Я вышла замуж за Сергея только для того, чтобы он мог получить паспорт для поездки в Америку. Он гений, а брак между художниками невозможен".
     Сейчас особняк на Пречистенке занимает одно из подразделений МИД России.
      
     ОФИЦИАЛЬНЫЕ дипломатические отношения между СССР и США начались только в 1933 году. Первым зданием американского посольства в Москве стал бывший особняк предпринимателя Н.А. Второва на Спасо-Песковской площади близ Арбата.
     В 1935 году посол Уильям Буллит устроил здесь бал, на который были приглашены видные деятели культуры и искусства того времени и в том числе писатель Михаил Булгаков с женой Еленой Сергеевной. Как вспоминала она позже,  Михаил Афанасьевич после этого кардинально переделал сцену бала у Воланда в романе "Мастер и Маргарита", списав много черт именно с данного мероприятия у американцев. А на другом приёме своей оперой "Любовь к трём апельсинам" дирижировал композитор Сергей Прокофьев.
     Уже в 1950-х годах под дипломатическую миссию США был определён целый квартал на Садовом Кольце, однако старый дом (Спасо-Хаус) остался официальной резиденцией посла.
     Вдоль тротуара Новинского бульвара (прежде улица Чайковского) длинной вереницей стояли посольские автомобили, и московские мальчишки, прижав ладошки к лицу, пытались рассмотреть салоны весьма редких тогда в столице иномарок. Любопытно, кстати, что в гараже дипмиссии числился и один-единственный советский лимузин — "Чайка" ГАЗ-13.
      
     ЗНАМЕНИТЫЙ московский парк "Сокольники" в июле 1959 года стал ареной первой Американской Национальной Выставки "Промышленная продукция США", включавшей в себя панорамный обзор всего уклада заокеанской жизни.
     Наши граждане впервые за всю историю смогли воочию посмотреть на новые образцы тамошней техники и оборудования, одежды, обуви, косметики, бакалейных товаров. Всё выглядело словно из другой галактики: и сельскохозяйственные машины модных расцветок, и трактора, похожие на большие детские игрушки, катера и яхты, на которых среднестатический американец бороздил водные просторы.
     В памяти остались длинные, непривычно широкие легковые автомобили, чьи радиаторы были украшены, как правило, подобием самолётных реактивных сопел, а задняя часть — вертикальными или горизонтальными килями. И как непривычно для нас звучали их названия, вроде Кадиллак Де Вилль, Крайслер Империал Ле Барон, Плимут Бельведер, Шевроле Импала. Красочные проспекты этих машин ещё долго служили деталью интерьера ряда московских квартир.  
     Особой популярностью у посетителей пользовалась бытовая техника и многочисленные предметы, создающие домашний уют. Посудомойки, газонокосилки, электросушилки для белья — голова шла кругом от увиденного. А таких размеров экраны телевизоров вообще шокировали советских жителей, привыкших смотреть "КВН" через лупу, наполненную водой.
     И непосредственно у этого стенда 25 июля состоялись известные "кухонные дебаты" между советским руководителем Никитой Хрущёвым и вице-президентом США Ричардом Никсоном о преимуществах рыночной и плановой экономики, социалистической и капиталистической систем.
     Никсон сделал акцент на американской кухонной бытовой технике, что, собственно, и дало название дебатам. Хрущёв же подчёркивал, что промышленность СССР ориентирована не на производство предметов роскоши, а на производство действительно значимых для населения товаров. Изобилие предметов на "образцовой" кухне вызвало саркастическую реплику Никиты Сергеевича: "А у вас нет такой машины, которая бы клала в рот еду и проталкивала её дальше?"
     Для размещения части своей экспозиции американцы спроектировали эффектный "золотой" павильон. Со временем он, к сожалению, был обстроен разными типовыми зданиями и пристройками, а в начале 90-х его просто разобрали.
      
     А ВОТ 1980-е годы отмечены в столице появлением грандиозного Центра международной торговли на Красной Пресне, в финансировании которого не последнюю роль сыграл американский предприниматель Арманд Хаммер, за что москвичи сразу же прозвали Центр "хаммеровским".
     Вообще, отношения Хаммера с СССР начались ещё в далёком 1921-м, когда он совсем молодым человеком приезжал к нам улаживать вопросы долгов за поставки лекарств.
     В брежневские же времена про него ходила байка, имеющая под собой вполне реальное основание. Как-то Хаммер прилетел в Москву поздно ночью и попросил встречающих лиц отвезти его сначала на Красную площадь, чтобы посетить Мавзолей. Встречающие, помявшись, стали объяснять, что на площадь съездить, конечно, можно, но Мавзолей закрыт и откроется только утром. На что Хаммер молча вынул из кармана старую потрёпанную бумагу, где от руки было выведено: "Товарища Хаммера пропускать ко мне в любое время дня и ночи. В.И. Ульянов (Ленин)".
      
     ОДНАКО самым американским местом в сознании москвичей на некоторое время стал ресторан (!) сети быстрого питания McDonald's. Первый из них открылся 31 января 1990-го. И самые длинные в тот год очереди в столице (а то и по всей стране) были сюда. Я, кстати, очень хорошо помню этот ажиотаж.  
     А до Макдональдса в данном помещении (угол Тверской улицы и Тверского бульвара) располагалось популярное богемное кафе "Лира" — благо, и Литературный институт рядом, и главная улица. И оформлено кафе было на западный манер. Недаром именно в "Лире" снимали знаменитый эпизод из телесериала "Семнадцать мгновений весны", где к Штирлицу, пришедшему в ресторан на встречу со связным, приставала пьяная дама с лисой.
     Ну, коль скоро мы затронули тему общепита, следует отметить, что Макдональдс не являлся первым "американским" заведением в городе. После войны на улице Горького (Тверской), 6, прямо напротив Центрального Телеграфа, работал "Коктейль-Холл" — излюбленное  место московской творческой элиты и "стиляг". Сюда, предварительно "похиляв по Броду", заходили, садились за барную стойку, и, взяв всего лишь пару коктейлей, полвечера вели разговоры, что не принято было в других советских заведениях.
     Теперь в этом доме на первом этаже находится ресторан, правда, от прежних интерьеров ничего не осталось.
      
     ВСЕМ, кто любит прогуливаться в сквере у пруда визави Новодевичьего монастыря, знакома, разумеется, очень милая скульптурная группа, изображающая маму-утку с выводком. Это копия с оригинала, что стоит в городском парке города Бостона. Сюжет взят из обожаемой американской детворой сказки Роберта МакКлоски "Дорогу утятам". Мемориальная табличка расскажет нам, что этот подарок детям Советского Союза в духе любви и дружбы преподнесён в 1991 году супругой тогдашнего президента США Барбарой Буш. Кстати, композиция пару раз подвергалась атакам вандалов, видимо, охотников за цветными металлами: то одного, то другого из бронзовых утят спиливали. Однако благодаря спонсорам всё было полностью восстановлено.
      
     А НАПОСЛЕДОК ещё такая небольшая деталь. В кассовом и эскалаторном зале станции метро "Электрозаводская" (открыта в мае 1944 года) Арбатско-Покровской линии есть среди прочих медальон с Бенджамином Франклином. Место здесь он, правда, заслужил не как американский общественно-политический деятель, а как один из учёных — основоположников электротехники. И поскольку, по тогдашней традиции, имя Франклина на русском языке произносилось как Вениамин, то и инициал под медальоном проставлен, соответственно, "В", а не "Б".