Лев Нижегородский «В СЛЕПОЙ ТЩЕТЕ САМОПОЗНАНЬЯ…» Лев КОТЮКОВ. "Пепел тьмы". Собрание избранных сочинений. Выпуск II — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2015.
Полтора года назад мы познакомились со стихами первого выпуска Собрания избранных сочинений поэта Льва Котюкова под названием "Тайна вечности".
Как уже отмечалось ранее, "поэт в своих размышлениях о жизни уходит всё дальше и дальше в космическое пространство, пытаясь понять и осмыслить своё предназначение на Земле и воссоединиться с тем невидимым и непознанным миром, именуемым вечностью. И чем дальше, выше, глубже проникает поэт в эти сущности, тем "страшнее" становится ощущение сиюминутности нашего "пребывания" на Земле, не дающее времени познать вечное, именуемое божественным
созданием".
В этом убеждает и новая книга Льва Котюкова "Пепел тьмы". Он не изменяет себе ни в тематике, ни в образной системе.
На мой взгляд, одно из сложных и глубоких стихотворений в книге это "Вихрь", которое необходимо процитировать полностью:
Превозмогаю дрожь пред вихрем многоглавым.
Вонзаю в ветер нож — и кровь, как дождь, на травы.
И в жутком гуле дня никто себя не слышит,
И вихрь, пронзив меня, моею кровью дышит.
И смрадом земляным угрюмо дышат домны,
Но с вихрем грозовым мы враз единокровны.
И вроде бы живу… И сам себе не страшен…
Швыряю нож в траву!
Взмывает вихрь над пашней.
И славой, а не злом вдруг обернулось лихо.
И тихо всё кругом, но как-то слишком тихо…
Здесь "многоглавый" вихрь — многоглавый сказочный, а, быть может, не сказочный, а реально существующий змей, поэтому и кровь. А как же без неё, когда идёт смертельный бой со всемирным злом? Вроде абстрактный образ приобретает реальную силу, с которой надо бороться и победить!
Эта борьба присутствует во многих и многих стихотворениях: "Пусть в отчем доме мрак…", "Сила души", "Как дом без окон и дверей…", "Не ко времени", "Имя моё", "Костры всесожженья". И особенно стихотворение Непобеждённый:
И прочь, тоска небытия!
И здравствуй, мир преображённый!
Пусть нынче победил не я,
Но я сейчас — непобеждённый…
Я верю вновь земным словам,
Презрев все не земные беды,
И миг сей вечный не отдам —
За все грядущие победы.
А так как одна из тем книги борьба, то, вот ещё один пример концовка стихотворения "Эта жизнь": "… И в огне листопада вместе с Солнцем горю, Как воскресший из ада, как пропавший в раю. Но, отринув смятенье в предзакатном дыму — Эту жизнь, как бессмертье, не отдам никому".
Бойцовские качества поэта Льва Котюкова ярко проявляются в творчестве. Это не только борьба с обстоятельствами, судьбой, но, в первую очередь, с самим собой, своими страстями, которые, как у всякого творца, иногда перехлёстывают холодную логику. Возмущение действительностью, прорыв к обличению всех и вся ярко проявляется в стихотворениях: "В защиту идиотизма, как всеобщей неизбежности", "Счастье и жизнь", "В стране непрощённых", "Земля
отчуждения", "Сонет в защиту Сталина" и других. Характерное для этой темы стихотворение "Развал":
...Возжелали воли свинской,
Сокрушили всё подряд…
Но по воле сатанинской
Обрели досрочно ад.
И без смысла, и без цели,
Как обвал, за годом — год.
И в безоблачном приделе —
Никого Господь не ждёт.
Не воскреснет нынче Сталин,
И таланты не нужны,
И сижу среди развалин,
Как развалина страны
Словно гимн, звучат стихи, посвящённые Слову и Слову Божию, в которых поэт признаётся в любви, в первую очередь, Богу. Вот как в стихотворении "Сумрачным долом": "И не прощённый Словом бессмертным — К дому шагаю долом рассветным. К дому шагаю росной тропою, Дышит в затылок время слепое. И впереди никого, кроме Бога, — И бесконечна к дому дорога. Долом рассветным, сумрачным долом, — В неизречённом, с тайным глаголом…".
Как и в книге "Тайна вечности", в "Пепле тьмы" у поэта превалирует тема любви. Она звучит, как горный поток, спускающийся откуда-то с небес:
Ангел Божий, как бесплотный луч,
Тайный вестник Божьего молчанья.
Он нисходит с занебесных круч
И незрим телесными очами.
Сколько раз, теснимый волей злой,
Он спасал любовь мою над бездной!
Но любовью обделён земной
Ангел мой — хранитель мой Небесный.
По-юношески светлое стихотворение "Ты хороша не по летам", в котором любовь предстаёт перед читателем в образе юной девушки. Да и сам поэт, увлёкшийся этим прекрасным образом, молодеет на глазах и как бы летит на крыльях за ним в свою юность. Вот две первые строфы этого лёгкого, прозрачного стихотворения:
Ты хороша не по летам,
Но ничего не ждёшь…
И словно в детстве — по цветам
На цыпочках идёшь.
Идёшь, любовь, навстречу мне —
Дрожит медовый цвет,
И травы горькие во тьме
Тебя хранят от бед…
Умудрённый жизнью поэт на просто констатирует факт появления любви на горизонте жизни, а находит всё новые и новые краски, образы для её воплощения в слове, чтобы передать свои яркие незатухающие со временем ощущения:
И тёмный круг всё уже, уже,
И свет седой дрожит в крови,
И я себе давно не нужен,
Но странно — надобен любви.
И вновь в любви моё спасенье,
Как искупленье тёмных дней,
Как неземное вдохновенье —
На горестной земле морей…
Но всё же Божественная любовь превыше нашей, человеческой, которая. как отсвет той великой любви Бога ко всему человечеству. А поэт является "проводником" этой любви. Так, в стихотворении "Певец любви", посвящённом "Моему другу. Поэту Ивану Переверзину" Лев Котюков выдаёт свою концепцию Божественной любви, без которой пишущему человеку сложно стать поэтом. Это ёмкое по смыслу и содержанию стихотворение необходимо привести полностью:
Всех соблазнить в подлунном мире
Готов антихрист в тёмный час.
Но, ты поэт, внимая лире,
Пой о любви, как в первый раз.
Пусть соблазняет нас лукавый,
Ведь он когда-то был в раю.
Но ты, поэт, — сын Божьей славы —
Пой Богу про любовь свою.
Пусть не спасёт любовь от жизни,
Но вот от смерти — может быть…
И, может, вновь прозреют выси,
Что нам дано ещё любить.
Пусть зло почти всесильно в мире,
Пусть Бог почти забыл про нас
Но ты, поэт, внимая лире —
Пой о любви, как в смертный час!
Цельность стихотворной стороны книг "Тайна вечности" и "Пепел тьмы" не вызывает сомнения. Почему именно "стихотворной стороны"? "Тайна вечности" была дополнена переводами Льва Котюкова из Эдгара По, которые также рассматривались рецензентом, "Пепел тьмы" — высказываниями поэта по поводу.
Это отдельная история, не связанная напрямую с поэзией. Поэтому, если бы вторая часть книги "превратилась" в самостоятельное произведение, на мой взгляд, было бы логично.