Лев Нижегородский __ «В СЛЕПОЙ ТЩЕТЕ САМОПОЗНАНЬЯ…»
Московский литератор
 № 10 май, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Лев Нижегородский
«В СЛЕПОЙ ТЩЕТЕ САМОПОЗНАНЬЯ…»
Лев КОТЮКОВ. "Пепел тьмы". Собрание избранных сочинений. Выпуск II — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2015.

     Полтора года назад мы познакомились со стихами первого выпуска Собрания избранных сочинений поэта Льва Котюкова под названием "Тайна вечности".
     Как уже отмечалось ранее, "поэт в своих размышлениях о жизни уходит всё дальше и дальше в космическое пространство, пытаясь понять и осмыслить своё предназначение на Земле и воссоединиться с тем невидимым и непознанным миром, именуемым вечностью. И чем дальше, выше, глубже проникает поэт в эти сущности, тем "страшнее" становится ощущение сиюминутности нашего "пребывания" на Земле, не дающее времени познать вечное, именуемое божественным созданием".
     В этом убеждает и новая книга Льва Котюкова "Пепел тьмы". Он не изменяет себе ни в тематике, ни в образной системе.
     На мой взгляд, одно из сложных и глубоких стихотворений в книге это "Вихрь", которое необходимо процитировать полностью:
      
     Превозмогаю дрожь пред вихрем многоглавым.
     Вонзаю в ветер нож — и кровь, как дождь, на травы.
     И в жутком гуле дня никто себя не слышит,
     И вихрь, пронзив меня, моею кровью дышит.
      
     И смрадом земляным угрюмо дышат домны,
     Но с вихрем грозовым мы враз единокровны.
      
     И вроде бы живу… И сам себе не страшен…
     Швыряю нож в траву!
     Взмывает вихрь над пашней.
     И славой, а не злом вдруг обернулось лихо.
     И тихо всё кругом, но как-то слишком тихо…
      
     Здесь "многоглавый" вихрь — многоглавый сказочный, а, быть может, не сказочный, а реально существующий змей, поэтому и кровь. А как же без неё, когда идёт смертельный бой со всемирным злом? Вроде абстрактный образ приобретает реальную силу, с которой надо бороться и победить!
     Эта борьба присутствует во многих и многих стихотворениях: "Пусть в отчем доме мрак…", "Сила души", "Как дом без окон и дверей…", "Не ко времени", "Имя моё", "Костры всесожженья".  И особенно стихотворение Непобеждённый:
      
     И прочь, тоска небытия!
     И здравствуй, мир преображённый!
     Пусть нынче победил не я,
     Но я сейчас — непобеждённый…
      
     Я верю вновь земным словам,
     Презрев все не земные беды,
     И миг сей вечный не отдам —
     За все грядущие победы.
      
     А так как одна из тем книги борьба, то, вот ещё один пример концовка  стихотворения "Эта жизнь": "… И в огне листопада вместе с Солнцем горю, Как воскресший из ада, как пропавший в раю. Но, отринув смятенье в предзакатном дыму — Эту жизнь, как бессмертье, не отдам никому".
     Бойцовские качества поэта Льва Котюкова ярко проявляются в творчестве. Это не только борьба с обстоятельствами, судьбой, но, в первую очередь, с самим собой, своими страстями, которые, как у всякого творца, иногда перехлёстывают холодную логику. Возмущение действительностью, прорыв к обличению всех и вся ярко проявляется в стихотворениях: "В защиту идиотизма, как всеобщей неизбежности", "Счастье и жизнь", "В стране непрощённых", "Земля отчуждения", "Сонет в защиту Сталина" и других. Характерное для этой темы стихотворение "Развал":
      
     ...Возжелали воли свинской,
     Сокрушили всё подряд…
     Но по воле сатанинской
     Обрели досрочно ад.
      
     И без смысла, и без цели,
     Как обвал, за годом — год.
     И в безоблачном приделе —
     Никого Господь не ждёт.
      
     Не воскреснет нынче Сталин,
     И таланты не нужны,
     И сижу среди развалин,
     Как развалина страны
      
     Словно гимн, звучат стихи, посвящённые Слову и Слову Божию, в которых поэт признаётся в любви, в первую очередь, Богу. Вот как в стихотворении "Сумрачным долом": "И не прощённый Словом бессмертным — К дому шагаю долом рассветным. К дому шагаю росной тропою, Дышит в затылок время слепое. И впереди никого, кроме Бога, — И бесконечна к дому дорога. Долом рассветным, сумрачным долом, — В неизречённом, с тайным глаголом…".
     Как и в книге "Тайна вечности", в "Пепле тьмы" у поэта превалирует тема любви. Она звучит, как горный поток, спускающийся откуда-то с небес:
      
     Ангел Божий, как бесплотный луч,
     Тайный вестник Божьего молчанья.
     Он нисходит с занебесных круч
     И незрим телесными очами.
      
     Сколько раз, теснимый волей злой,
     Он спасал любовь мою над бездной!
     Но любовью обделён земной
     Ангел мой — хранитель мой Небесный.   
      
     По-юношески светлое стихотворение "Ты хороша не по летам", в котором любовь предстаёт перед читателем в образе юной девушки. Да и сам поэт, увлёкшийся этим прекрасным образом, молодеет на глазах и как бы летит на крыльях за ним в свою юность. Вот две первые строфы этого лёгкого, прозрачного стихотворения:
      
     Ты хороша не по летам,
     Но ничего не ждёшь…
     И словно в детстве — по цветам
     На цыпочках идёшь.
      
     Идёшь, любовь, навстречу мне —
     Дрожит медовый цвет,
     И травы горькие во тьме
     Тебя хранят от бед…
      
     Умудрённый жизнью поэт на просто констатирует факт появления любви на горизонте жизни, а находит всё новые и новые краски, образы для её воплощения в слове, чтобы передать свои яркие незатухающие со временем ощущения:
      
     И тёмный круг всё уже, уже,
     И свет седой дрожит в крови,
     И я себе давно не нужен,
     Но странно — надобен любви.
      
     И вновь в любви моё спасенье,
     Как искупленье тёмных дней,
     Как неземное вдохновенье —      
     На горестной земле морей…
      
     Но всё же Божественная любовь превыше нашей, человеческой, которая. как отсвет той великой любви Бога ко всему человечеству. А поэт является "проводником" этой любви. Так, в стихотворении "Певец любви", посвящённом "Моему другу. Поэту Ивану Переверзину" Лев Котюков выдаёт свою концепцию Божественной любви, без которой пишущему человеку сложно стать поэтом. Это ёмкое по смыслу и содержанию стихотворение необходимо привести полностью:
      
     Всех соблазнить в подлунном мире
     Готов антихрист в тёмный час.
     Но, ты поэт, внимая лире,
     Пой о любви, как в первый раз.
      
     Пусть соблазняет нас лукавый,
     Ведь он когда-то был в раю.
     Но ты, поэт, — сын Божьей славы —
     Пой Богу про любовь свою.
      
     Пусть не спасёт любовь от жизни,
     Но вот от смерти — может быть…
     И, может, вновь прозреют выси,
     Что нам дано ещё любить.
      
     Пусть зло почти всесильно в мире,
     Пусть Бог почти забыл про нас
     Но ты, поэт, внимая лире —
     Пой о любви, как в смертный час!
      
     Цельность стихотворной стороны книг "Тайна вечности" и "Пепел тьмы" не вызывает сомнения. Почему именно "стихотворной стороны"? "Тайна вечности" была дополнена переводами Льва Котюкова из Эдгара По, которые также рассматривались рецензентом, "Пепел тьмы" — высказываниями поэта по поводу.
     Это отдельная история, не связанная напрямую с поэзией. Поэтому, если бы вторая часть книги "превратилась" в самостоятельное произведение, на мой взгляд, было бы логично.