Юрий Богданов __ ВОЛШЕБНЫЙ ХЛЕБ НЕБЕС
Московский литератор
 № 11 май-июнь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Юрий Богданов
ВОЛШЕБНЫЙ ХЛЕБ НЕБЕС
Жанна СВЕТЛОВА. "Была только любовь". Воспоминания о блокаде и другие рассказы.
— М.: ООО "Издательство РСП", 2016.

     Вышла в свет новая книга известного прозаика Жанны Светловой "Была только любовь (Воспоминания о блокаде и другие рассказы)". И посвящена родителям писателя. Композиционно она разделена на две части: "Воспоминания о блокаде" и "Другие рассказы из жизни современной России".
     Уже само название говорит о том, что душу автора остро волнует далёкое от нас военное лихолетье, в котором старшее поколение боролось на фронтах Великой Отечественной войны, выживало в тяжелейших условиях  блокады Ленинграда и вообще жило достойно несмотря на голод, холод, обстрелы города фашистами, смерти близких людей от истощения.
     Открывается книга повестью "Из жизни ленинградской коммуналки". Вначале автор даёт беглую характеристику всем жителям коммуналки, настраивая читателя на ту обстановку, в которой происходят и будут происходить события данного произведения.
     Постепенно характеры персонажей углубляются и становятся более интересными, потому что все их действия аккумулируются вокруг главного героя — Софьи Сергеевны Арсеньевой — дочери адмирала ещё царской армии.
     Естественно, что она самая образованная, воспитанная в лучших традициях русской интеллигенции. И какие бы ни были характеры соседей: жёсткие, грубые, иногда завистливые — они со временем словно шлифуются тактичной, разумной, пришедшей совсем из другого мира Софьей Сергеевной. Она притягивает своей душевностью каждого человека, встречающегося ей на жизненном пути.
     Когда все жители узнали о начавшейся войне с фашистами, то: "Все неприятности и несчастья отошли в сторону. Всех объединила одна огромная общая Беда…". С этого момента  меняется и тон повествования произведения, он становится жёстче, но в нём не чувствуется  минорных, панических ноток.
     Интересно композиционно построена эта повесть. Первая её часть происходит в реальном времени, а вторая — как бы через воспоминания главного героя. Но обе части составляют единое целое, дополняя друг друга. Чётко выписан характер Софьи Сергеевны — опять-таки через её общение не только с домочадцами, но совершенно с незнакомыми людьми, которым она не только помогает "мимолётно", а чаще всего спасает жизнь.
     Велик её контраст с повестью из второй части "Убийство или защита…". Такая же коммуналка, но в ней живут совершенно другие, современные люди. Особенно один молодой, невоспитанный и распущенный  тип, который устраивает в коммунальной квартире оргии, стараясь выжить всех её жителей. Такова и его мать, отдавшая "на откуп" комнату сыну, и поддерживающая его хамское поведение относительно соседей.
     Автор находит точную лексику для характеристики подонка. Конфликт развивается между ним и заслуженным пенсионером-разведчиком, интеллигентом в самом высоком смысле. Кульминация отношений выходит из-под контроля, когда Фёдор (Фредди) оскорбляет самыми последними словами пенсионера Аркадия. Тот достаёт именной наградной пистолет и расстреливает прямо в квартире зарвавшегося подонка. Это главная сюжетная линия. В конце концов, при помощи добрых людей поступок пенсионера был оправдан обществом.
     Кроме повестей, в книгу вошли четырнадцать рассказов: разных по содержанию и характерам главных действующих лиц. Сюжетные "повороты" в некоторых из них настолько неожиданны, что читатель уверен:произошла встреча с талантливым писателем. Поэтому книга прочитывается на одном дыхании. Интерес подогревается желанием узнать: а что же нас ждёт в следующем рассказе.
     В первой части книги рассказы "Война и жизнь", "Волшебный хлеб", "На Дороге жизни", "Испытание на прочность", "Была только любовь" продолжают открывать читателю всё новые черты характеров блокадников. Они остры и интересны не только в сюжетном плане, но и многими "деталями" того времени. А ведь это надо не только абстрактно представлять, а увидеть сердцем и ощутить душой.
     Некоторые рассказы отличаются "мистическим налётом", хотя, можно сказать, поэтическим  осмыслением душ персонажей. К ним относятся "Новогоднее чудо", "Послушание" и некоторые другие. Но особенно проникновенен — "Волшебный хлеб".
     На первый взгляд, в нём нет ничего необычного, если рассуждать категориями человека неверующего, объясняющего себе все явления жизни какими-то законами, понятными только ему.
     В этом рассказе перед читателем вновь предстаёт зимний блокадный Ленинград. Шестилетний мальчик Коля остался в квартире с умирающей от голода сестрёнкой и соседкой тётей Шурой. От беспомощности спасти сестру: "…посмотрев на безжизненное лицо сестры, сел с трудом и заплакал. В то время в этом городе плакали тысячи детей и взрослых… Зима в блокадном Ленинграде была подобна Белой смерти… Сам город, казалось, превратился в одно огромное кладбище, пожирающее своих жителей с жадностью ненасытного чудовища…". Коля помог тёте Шуре разжечь огонь в буржуйке и заворожено смотрел на пламя. Маму с тётей Шурой он похоронил два месяца назад, но мальчику показалось, что она смотрела на него из огня, как живая. Он спросил её, что ему делать, чтобы спасти сестру. Мама не договорила. И Коля побежал на кладбище. "…Добежав до могилы,  он лёг на неё и обнял её, как живого человека. Всё вокруг обледенело, но мальчик не чувствовал этого. Он прошептал:
     — Я пришёл, мамочка! Скажи мне то, что ты хотела сказать…".
     Коле почудилось, что кто-то под землёй разговаривает. Ребёнок и сам не заметил, как стал засыпать: "Перед ним вдруг разлилось невообразимо прекрасное сияние, и среди этого золотого света он увидел Ангела. Ангел распахнул свои крылья и прикрыл ими мальчика. Лицо Ангела было лицом его мамы…".
     Когда Коля очнулся, он увидел женщину в мужском костюме. Она гладила его по голове. "…Затем достала из-под старенького пиджака полбуханки белого горячего хлеба и протянула его ребёнку…" Мальчик принёс его домой. Коля, сестра, тётя Шура долго ели этот хлеб и все выжили.
     Когда Коля стал взрослым, он однажды  рассказал эту историю тоже блокаднику Мише, но тот совсем не удивился и ответил:
     "Хлеб тебе дала Ксения Петербуржская. Мне она тоже помогла довести на санках до больницы умирающую маму. И маму спасли…".
     В заключение надо сказать, что книга Жанны Светловой получилась интересная, пронизанная светом любви к каждому её персонажу. Остается пожелать автору не снижать творческого накала, а читателю не только прочитать эту книгу, но с интересом ждать новых произведений этого, несомненно, талантливого  прозаика.