Александр Руднев __ ЧУВСТВО ПРЕДАННОСТИ И ЛЮБВИ
Московский литератор
 № 13 июнь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Александр Руднев
ЧУВСТВО ПРЕДАННОСТИ И ЛЮБВИ
"Только одна ты, подруга и спутник". — М.: "Круг", 2015.

     Из книг, выходивших в последнее обозримое время, мое особое, пожалуй, внимание привлекла книга с вышеобозначенным заглавием, изданная по поводу 100-летия со дня рождения Аллы Александровны Андреевой. Эту женщину, вдову поэта и философа-мистика Даниила Андреева (1906-1959), которая сама была незаурядной творческой, артистической натурой — художница, мемуаристка, прекрасная исполнительница стихов, хорошо помнят многие, в частности, и автор этой статьи. А. А. Андреева ушла из жизни 30 апреля 2005 года в возрасте 90 лет, пережив своего мужа на долгие десятилетия. Ушла при весьма трагических обстоятельствах. Последние годы, будучи совершенно слепой, она тем не менее продолжала вести активный образ жизни — часто выступала на вечерах с чтением стихов Даниила Андреева, выходила на публику с воспоминаниями, и не только в Москве, но и в других городах, куда она ездила в сопровождении кого-либо из близких друзей. И это производило поразительное, хотя и довольно тяжелое впечатление.
     Эта очень красивая, обаятельная, неправдоподобно моложавая женщина была человеком нелегким, взбалмошным, резковатым, даже угловатым, если можно так выразиться, но в ней было какое-то трудно передаваемое словами очарование старой русской московской интеллигенции.
     Автор этой рецензии пишет об этом не с чужих слов, а на основании своих собственных впечатлений — в течение некоторого времени я, занимавшийся творчеством, Леонида Андреева, отца Даниила Андреева, был знаком с Аллой Александровной, несколько раз бывал у нее в гостях, разговаривал многократно по телефону, слушая ее выступления и, таким образом, мог воочию в определенной мере наблюдать ее и  некоторые стороны ее жизни.
     Она была чрезвычайно общительна, особенно, конечно, с верными адептами и поклонниками творчества Даниила Андреева, ее дом без особых преувеличений можно было назвать "проходным двором" — здесь вечно кто-нибудь жил, гостил, заходил по делу или просто так и т.д. Надо заметить, что не всегда и не во всем возможно было согласиться с ее подчас чересчур субъективными и категорическими суждениями и оценками. Так, она считала, что Леонида Андреева, давно уже причисленного к бесспорным классикам русской литературы, будут знать и помнить лишь только как отца Даниила Андреева. Конечно, это могло лишь вызвать улыбку.
     Последний раз я встретил Аллу Александровну случайно в доме-музее А.М. Горького на Малой Никитской, где проходил очередной ее вечер (Горький был крестным отцом Даниила Андреева). В одной из комнат знаменитого особняка Рябушинского сидела все та же, ничуть не изменившаяся Алла Александровна. Войдя, я поздоровался.
     — Кто это? — встрепенувшись, спросила она.
     Я назвался, и услышал в ответ: "Да, вот видите, совсем слепа. Оставайтесь у нас на вечер. Приглашаем". Тон был вполне приветливым и доброжелательным. Потом кто-то увел ее под руку в столовую горьковского дома, где должен был состояться вечер. Я, кажется, не остался, зайдя туда по какому-то другому поводу. Больше Аллу Александровну я не видел, иногда только что-то доходило до меня о ней, услышанное от разных лиц.
     Те, кто помнят выступления Аллы Александровны в разных аудиториях наверняка запомнили, каким звонким, чистым, поставленным голосом она читала стихи своего мужа. И это был своего рода "бренд", как теперь принято говорить, ярко вспыхнувшего острого интереса к фигуре Даниила Андреева, особенно, конечно, к его знаменитой книге "Роза мира". И это явилось одновременно и "звездным часом" для его вдовы, которая сделала все возможно и даже, скорей всего, даже невозможное, чтобы Даниила Андреева знали как можно больше — при ее ближайшем участии выходили книги его стихов и поэм, и, конечно,  "Роза мира", восстановленная ею по рукописи, которую она умудрилась сохранить, шеститомное собрание его сочинений.
     Книга, о которой идет речь, безусловно, является подлинным памятником Алле Александровне. Она состоит из трех частей. В первой — полностью публикуемая переписка Аллы и Даниила Андреевых 1953-1956 годов. Здесь же опубликовано ее интервью "Даниил Андреев и музыка", — небольшой автобиографический очерк и сказка под названием "Всякое дыхание…"
     Во второй части помещены стихотворения Даниила Андреева, обращенные к жене, а третья, под названием "Венок Алле Александровне Андреевой" содержит воспоминания, эссэ, стихотворения современников, точнее сказать, людей, окружавших Аллу Александровну в последние лет пятнадцать ее жизни.
     Переписка Аллы Александровны с Даниилом Леонидовичем Андреевым — это, пожалуй, единственный в своем роде и совершенно удивительный документ и эпохи, и человеческих отношений, судеб творческих людей. Это своего рода — роман в письмах о суровом времени, о людях, которые попали под колесо истории, чуть не раздавившее их, об их никогда не угасавшей любви. И в этих письмах, помимо личных мотивов и каких-то бытовых подробностей и мелочей, которые, однако, были очень существенны для них, звучит постоянным лейтмотивом поэзия Даниила Андреева. Эти письма поражают своей обнаженной откровенностью, беззащитностью перед условиями, в которых были поставлены эти люди, когда далеко не обо всем можно было писать открыто. Но самое главное в этих письмах — это то чувство бесконечной преданности и любви, которая, наверное, и помогла им, беззащитным интеллигентам, выстоять в испытаниях.
     Стихи же Д. Андреева, посвященные жене и обращенные к ней, собранные здесь воедино, производят особое впечатление своей пронзительностью, а кроме того, изощренно тонким поэтическим изображением "вещного мира".
     В воспоминаниях же разных лиц, составивших третий раздел книги, предстает очень объемно и выразительно, по выражению одного из авторов, "одна из замечательнейших женщин XX века", ее нелегкая судьба.