Ирина Панова __ ДАРИТЬ ТАЛАНТ, КАК ТАЛИСМАН
Московский литератор
 № 14 июль, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Ирина Панова
ДАРИТЬ ТАЛАНТ, КАК ТАЛИСМАН
Ирина ЩЕРБИНА. "Из глубины незримых тайников". Стихи. — Рязань: "Литера М", 2015.

     Каждая из прочитанных нами книг оставляет после себя определённый след: яркий или не очень. Одним произведениям не удаётся затронуть тонкие струны человеческой души, зато другие заставляют задуматься, надолго сохраняясь в нашей памяти. Именно такой оказалась книга стихов Ирины Щербины "Из глубины незримых тайников". Это, прежде всего, размышления о жизни, попытка понять и переосмыслить происходящие события, определить своё место в сложном и многогранном мире.
     Говорят, чтобы получались хорошие стихи, поэт не должен жить в сплошном довольстве; чем сложнее жизнь, чем острее у человека переживания от душевных травм, утрат, разлук, тем желаннее для него вылиться, выплакаться в стихотворении, поделиться с белой, всё понимающей и принимающей бумагой. И получается ведь лучше! Болящая душа движет пером поэта.
     У нас — другой случай. Никакой видимой травмы нет, но вдруг прорывается:
      
     Ну что же в судьбе не сложилось?
     И в чём я опять не права?
     …Как бродяга — неприкаянна —
     Эта боль.
      
     Сомнения, тревоги, терзания здесь не расшифровываются, они угадываются. Автор словно приглашает читателя решить: а как вы думаете, легко ли мне? Ведь тоже, как вам, непросто живётся. Намекает, призывает к соучастию. Вот это — намёки, чуть приоткрытая душа — характерно для поэтессы Щербины. Неслучайно в тексте у неё часты отточия, особенно в конце стихотворения: когда-то… где-то… кто-то… "Огарки чувств… загадки слов…"
     Не погрешим против истины, если скажем, что все поэты — по-разному, конечно — пишут на одни и те же темы: жизнь — смерть, любовь — ненависть, добро — зло, друзья — враги… Да и что может быть важнее поиска ответа на эти лично-общественные, животрепещущие, мучающие человечество вопросы? Тут интересно и то, как именно автор подходит к попыткам их разрешить, какие поэтические приёмы использует.
     Вот тема Родины. Многие поэты, особенно начинающие, не обязательно молодые, при обращении к теме России — у кого таких стихов нет? — погружаются в трескотню, фанфары, грохочущие фразы. А как у Щербины? Она избегает пафоса. Намёком рассказывает о своём чувстве родной земли, к которой и "напраслина неприлипчива", ибо отличает Родина "лишь тех, кто в правду верует", отличает светлым именем — значит, честью.
     Картины природы у поэтессы скромные, ничего экзотического, хотя есть и итальянские эскизы, и берега Камы ("Я — с Природою едина", говорит Щербина). Чаще всего у неё привычные русские картины, неяркий небосвод, любуясь которым автор замечает: "Я жизнь смогу отдать за этот вот клочок небесности белёсой". Православие, наши храмы, в которых можно увидеть "вершину горы"… Автор признаётся, что ей душу наполняют радостью церковные звоны, завораживают глаза российских Богородиц, созвучные чистой, светлой душе народа.
     Посвящения ушедшим товарищам — у офицера МЧС такие утраты, к сожалению, случаются; поэтесса "плутает в мире потерь", упоминает даже нелепый страх смерти. Но надо жить, каждый день готовиться к бою "с вездесущим мракобесьем". Ведь есть ещё "рассвет без солнца… И дураки…". Вывод: "Твоя судьба — одно великое сраженье, самой себе сопротивленье". Да, непросто быть счастливой.
     Любовь… сложнейшая тема, без которой невозможна поэзия. Ну как её обойдёшь? Это сейчас попса на всех каналах кричит во всю глотку о том что ей и понять не дано. Здоровенный мужик на сцене жалуется, что любит до слёз (?), без ума (?); другой заверяет, что у него любовь больше счастья (?), больше самой любви (?). Где тут логика? Так и напрашивается вопрос: а как они себя ведут дома, бьют жён, детей? Очень похоже.
     А вот Щербина:
      
     Глупое счастье! Ну разве понять
     Любовь твою праздным прохожим?
      
     В этой теме у неё тоже много недосказанностей: воспоминание о глазах, руках, о том, что заказано быть вместе… Но главное: "Без любви цветенье невозможно". И — добавим от себя — стихи писать тоже.
     Ирина Щербина — человек образованный, эрудированный. Вон сколько у неё в этой книжке эпиграфов: Пушкин, Лермонтов, Бунин, Блок, Ахматова, Ахмадулина… Подражает ли кому-то из великих молодая поэтесса? Нет. Есть перекличка с Лермонтовым — в цикле, посвящённом 200-летию великого поэта (вслед за ним говорится, что в ночной тиши на Земле только она и Всевышний), с Ахматовой (комната свиданий)… Женская поэзия почти не затронула Щербину, кокетство проявляется в её стихах только картинами: королева на эшафоте, сравнение с чародейкой. Но вот за звонкое имя, что "на устах у всех", мы, Ирины (переводимся как мир), благодарим автора.
     Ирина Щербина — оптимистка. Её кредо: ни в коем случае не опускать руки, творить, писать стихи, рисовать, дарить людям талант, как талисман, оставить им жар души.
     А что взамен? "Нас наградят посмертно Надежда, Любовь и Вера" — истоки наши, вечные обереги и ценности.