Алла Новикова-Строганова __ СКРЫТАЯ ТЕПЛОТА
Московский литератор
 № 14 июль, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Алла Новикова-Строганова,
доктор филологических наук, профессор

СКРЫТАЯ ТЕПЛОТА
В год 185-летия Н. С. Лескова

     В нынешнем году исполнилось 185 лет со дня рождения Николая Семёновича Лескова (1831 — 1895) — самобытнейшего русского писателя-христианина, классика мировой литературы. Никакими мерками не измерить его безмерный талант, не исчерпать до конца глубин его произведений, в которых каждая строка проникнута скрытой теплотой его сердца. Своему рассказу "Скрытая теплота" Лесков предпослал эпиграф: "Скрытая теплота не поддаётся измерению", и слова эти — о самом писателе.
     Религиозный философ и богослов Владимир Соловьёв, хорошо знавший Лескова, справедливо указал, что его читатели "все сойдутся, конечно, в признании за ним яркого и в высшей степени своеобразного таланта, которого он не зарывал в землю, а также — живого стремления к правде".
     Лесков прожил жизнь, полную "всяческих терзательств": тревог, борьбы, изнурительного труда, духовных исканий и обретений. В 1889 году в ответ на упрёк, что он "сделал недостаточно", Лесков писал: "Не видно ведь, сколько талантов я получил от моего Господина и на сколько сработал? Это только Он разберёт. Может быть, я что-нибудь и зарыл, "закопал серебро Господина моего", но я шёл дорогою очень трудною, — все сам брал без всякой помощи и учителя и вдобавок ещё при целой массе сбивателей, толкавших меня и кричавших: "Ты не так… ты не туда… Это не тут… Истина с нами, — мы знаем истину". А во всём этом надо было разбираться и пробираться к свету сквозь терние и колючий волчец, не жалея ни своих рук, ни лица, ни одежды".
     В конце жизни писатель выстрадал своё понимание истины — в "раскрытии сердца", в "просветлении духа", "отверзании разумения". "Чей я? — размышлял Лесков. — Хорошо прочитанное Евангелие мне это уяснило, и я тотчас же вернулся к свободным чувствам и влечениям моего детства… Я блуждал и воротился, и стал сам собою — тем, что я есмь".
     Готовясь пройти в "выходные двери" последнего странствия, он паковал свой духовный багаж, в котором "не значили ничего ни имения, ни слава, ни родство, ни страх". Лесков постиг, что значат слова: "Ты во мне, и я в Тебе, и Он в нас". "Во всей жизни только и ценны эти несколько мгновений духовного роста — когда сознание просветлялось и дух рос". Писатель познал, что "в делах и вещах нет величия" и что "единственное величие — в бескорыстной любви".
     Восстанавливая на склоне лет давно угасшую переписку с сестрой Натальей Семёновной, ставшей в монашестве "сестрой Геннадией", Лесков писал: "в общении людей вижу большую для них пользу, а в отчуждательстве и прекращении сношений — явный и очевидный вред". Ранее не любивший поздравлений с днём рождения — с "нарастанием лет", теперь он растроганно благодарит сестру за поздравление с 64-й его годовщиной — всего за несколько недель до смерти: "Ведь чуть было не растерялись совсем! Ну и хорошо! Значит, и в новом существовании друзьями встретимся. Хорошо!"
     "Пустого и незначительного" в отношениях с людьми для писателя не существовало: все было ценно, требовало внимания снисхождения, участия.
     Андрей Николаевич Лесков — сын и биограф писателя — отмечает, что в отце жило "ещё одно очень ценное, незаслуженно мало отмеченное и едва ли не призабытое свойство — неиссякаемая и неустанная потребность живого, действенного доброхотства". Лесков каждому "шёл на выручку и подмогу сплошь и рядом", даже "к заведомому былому недругу, а то и прямому, хорошо навредившему ему когда-то врагу". Особенно если в беду и нужду попадал литератор, никакие сомнения не допускались, все обиды забывались, личные счёты отпадали. И примером писателю служил его же собственный персонаж-праведник — главный герой рассказа "Несмертельный Голован", который "ломал хлеб от своей краюхи без разбору каждому, кто просил", следуя евангельскому призыву "преломи и даждь".
      В своём доброделании Лесков совершенно преображался: "Где-то в глубине его непостижимо сложной души таилась живая участливость к чужому горю, нужде, затруднениям, особенно острая, если они постигали работников всего более дорогой и близкой его сердцу литературы, членов их семей или их сирот. В этой области всё делалось без чьих-либо просьб или обращений, по собственному почину, чутью, угадыванию, движению, органическому влечению, нераздельному с большим жизненным опытом, навыками, чисто художественным представлением себе положения человека, впавшего в тяжёлое испытание, беду. Немного знает литературная летопись его времени таких заботников о неотложной помощи нуждающемуся товарищу, каким неизменно всегда бывал Лесков, — вспоминал сын писателя. — Собрать деньги; поместить больного в лечебницу; помирить с редакцией, "выправить" или "проправить", не хуже своей собственной, чужую "работку" и "пристроить" её в печать; добыть потерявшему место "работишку"; выпросить принятие юноши, исключённого из одной гимназии с "волчьим паспортом", в другую, выхлопотать в мертвенном Литературном фонде пособие; поместить в богадельню беспомощную литераторскую нищую вдову <…> — на все такие и схожие хлопоты он всегда первый, неустанный старатель. <…> Вот, так сказать, его credo. Исповедовал и воплощал его Лесков на протяжении всей своей жизни неотступно". Доброхотству писателя сохранилось множество документальных подтверждений: и в письмах и воспоминаниях, в статьях и заметках.
     Когда дни Лескова были уже сочтены — 12 февраля 1895 года — в "прощёное воскресенье" — день, в который православным "положено каяться друг перед другом во взаимно содеянных грехах и гнусностях", к дому писателя пришёл, не решаясь переступить порог, "злейший его враг и ревностный гонитель, государственный контролёр в министерском ранге" Тертий Филиппов.
     Сцену их встречи Лесков взволнованно передавал сыну Андрею:
     "— Вы меня примете, Николай Семёнович? — спросил Филиппов.
     — Я принимаю всех, имеющих нужду говорить со мною.
     — Перечитал я вас всего начисто, передумал многое и пришёл просить, если в силах, простить меня за все сделанное вам зло.
     И с этим, можешь себе представить, опускается передо мною на колени и снова говорит:
     — Просить так просить: простите!
     Как тут было не растеряться? А он стоит, вот где ты, на ковре, на коленях. Не поднимать же мне его по-царски. Опустился и я, чтобы сравнять положение. Так и стоим друг перед другом, два старика. А потом вдруг обнялись и расплакались… Может, это и смешно вышло, да ведь смешное часто и трогательно бывает <…> все-таки лучше помириться, чем продолжать злобиться <…> Я очень взволнован его визитом и рад. По крайней мере кланяться будем на том свете".
     Лесков не стоял перед перспективой полного уничтожения, он твёрдо хранил веру в Бога и бессмертие: "Думаю и верю, что "весь я не умру", но какая-то духовная постать уйдёт из тела и будет продолжать вечную жизнь".
     В последние годы писатель страдал тяжёлым недугом сердца. Первый приступ болезни он испытал на лестнице типографии А.С. Суворина, где печаталось Собрание сочинений Лескова, в знаменательный день 16 августа 1889 года, когда он узнал о цензурном аресте шестого тома его сочинений куда входил цикл рассказов и очерков "Мелочи архиерейской жизни". С тех пор писатель постоянно ощущал "истому от дыхания недалеко ожидающей смерти", сжился с мыслью о ней. "Распряжки", как он называл, и "вывода из оглобель" Лесков не страшился. Затронув вопрос о неизбежном, старался ободрить и близкого человека: "Может быть, так легко выпряжешься, что и не заметишь, куда оглобли свалятся". Однако писатель не мог не думать о "великом шаге".
     Склонность "заглядывать за край того видимого пространства, которое мы уже достаточно исходили своими ногами" он всё чаще обнаруживал во многих беседах и письмах последних лет. Одно из них — к Суворину от 30 декабря 1890 года: "Я получил Ваше приглашение, Алексей Сергеевич, — встретить с вами новый, 1891 год. Благодарю Вас за внимание и ласку и приду к Вам. <…> никому не ведомо — придётся ли нам ещё раз встретить этот день на этой планете… Радуюсь за Вас, что мысль о "великом шаге", по-видимому, всё сильнее дружится с Вами и даже, быть может, уже "сотворила себе обитель в Вас"… На свете есть много людей, которые её боятся и гонят от себя, а как это жалостно и как напрасно! Она очень сурова, но как только сроднишься с нею, так она словно будто делается милостивее… А между тем в ней кроется самая могущественная сила утешения и усмирения себя. Кроме смерти, в известном возрасте всё становится очень мелким и даже не волнует глубоко. У аскетов читал, от вдумчивых стариков слыхал, и Лев Николаевич <Толстой> мне сказывал, что самое нужное — это смириться (то есть войти в лады) с мыслью о неизбежности смерти. Я с нею ложусь и встаю давно, и с той поры как сжился с нею — увидел свет: мне всё стало легче, и в душу пришла какая-то смелость, до сих пор неизвестная".
     Так, по крайней мере, в теории смерть не страшила. Писатель имел "ясную веру в нескончаемость жизни" — это был большой шаг к постижению Истины. "Но, — писал Лесков Л.Н. Толстому, — как ни изучай теорию, а на практике-то всё-таки это случится впервые и доведётся исполнить "кое-как", так как будет это "дело внове"".
     Хотелось преступить последнюю черту с достоинством, сохранив "бодрость душевную — бодрость ума и живость чувства", как "доберегла" до 85 лет Татьяна Петровна Пассек — писательница и журналистка. О ней Лесков написал тёплую статью. По слову писателя, эта "литературная бабушка" "умерла молодцом! — "Уплыла"… В свою последнюю ночь она попросила сыграть ей на гитаре: "Хорошо… Я плыву… Перебирай аккорды гитары! … Жила умницей и "уплыла" во всём свете рассудка".
     "Всё чувствую как будто ухожу…", — говорил о себе Лесков в последние годы. Но, и уходя от мира, писатель сохранял своё удивительное жизнелюбие, особенно ценил, как последние лучи заката, дружескую беседу, общение с близкими, малейшее радостное проявление жизни вокруг себя.
     Сын его Андрей вспоминает, как привёл своего собственного сына Юрия поздравить дедушку с именинами и с 64-й годовщиной, которая стала последней в жизни писателя: "4 февраля, в день "списателя канонов" Николы Студийского, в шестьдесят четвертую годовщину рождения Николая Лескова, поздним утром на мягкой оттоманке у него сидел пришедший поздравить деда 2-х с половиной-летний его внук.
     Лесков был неузнаваем. Забывая все свои недуги, он ползал по ковру, умилённо поднимая и подавая младшему из Лесковых вещицы, которые последний святотатственно брал со святая святых — с писательского письменного стола! Случайные гости, не веря своим глазам, дивились благорастворенности, светившейся в обычно гневливых глазах хозяина. Сколько бы раз внук ни бросил только что поданную ему дедом безделушку, тот торопился сам разыскать её на полу и снова вручить баловнику. Попытки невестки, опасавшейся утомить больного свёкра, увести сына вызывали горячий протест и трогательные просьбы старика побыть у него подольше".
     Лесков был поистине живым человеком и горел полнотой жизни — не только в кругу домашнем, но и в общественном, литературном — до последнего вздоха. "Когда, бывало ни зайдёшь к нему в его маленькую уютную квартирку на Фурштадской, — вспоминал критик М.О. Меньшиков, — всегда застанешь его чем-нибудь взволнованным, расстроенным или восхищённым: каждая низость в общественной жизни делала его больным на несколько дней <…> зато и каждый признак свежей, чистой жизни в литературе, политике, обществе приводил его в умиление: он радовался, как ребёнок, и "носился", как говорится, с хорошею новостью, спеша всем её сообщить и расславить. К молодым писателям, обнаруживающим дарование, он питал просто отеческую нежность: он первый писал им письма, приглашал их к себе и часто захваливал до преувеличения <…>
     В Лескове, который по возрасту и заслугам мог бы считать себя "литературным генералом", не было и тени этого противного генеральства: он был необыкновенно для всех доступен и со всеми одинаково прост и любезен".
     Но в то же время писатель был скромен и не любил помпезного шума вокруг своего имени. В наступившем 1895 году исполнялось 35 лет его литературной работы. Ранее Лесков отклонял перспективы празднования и двадцатилетнего, и тридцатилетнего юбилеев его служения литературе. В письме 1890 года в редакцию газеты "Новое время" писатель просил "оставить без исполнения" мысль об устройстве "юбилейного праздника": "С меня слишком довольно радости знать, что меня добром вспомянули те люди, с которыми я товарищески жил, и те читатели, у которых я встретил благорасположение и сочувствие. "Сие едино точию со смирением приемлю и ничего же вопреки глаголю". А затем я почитаю мой юбилей совершившимся и чрезвычайно удобно и приятно для меня отпразднованным". А в начале 1895 года писатель посылает письмо редактору "Исторического вестника" С.Н. Шубинскому: "Уважаемый Сергей Николаевич! Очень может быть, что к Вам обратятся с какими-нибудь предложениями по поводу исполнения 35 лет моих занятий литературою. Сделайте милость, имейте в виду, что я не только не ищу этого (о чем, кажется, стыдно и говорить), но я не хочу никого собою беспокоить, и не пойду ни в какой трактир, и у себя не могу делать трактира. А поэтому эта праздная затея никакого осуществления не получит, и ею не стоит беспокоить никого, а также и меня. Преданный вам Н. Лесков".
     Болезнь Лескова как будто отпустила, и 13 февраля 1895 года, в Чистый понедельник, на первой неделе великого поста, писатель посетил выставку картин художников-передвижников, открывшуюся в залах Академии художеств. Здесь был помещён его портрет кисти В.А. Серова. Во время работы художника писатель с радостью и шутливой гордостью делился первыми впечатлениями: "Я возвышаюсь до чрезвычайности! Был у меня Третьяков и просил меня, чтобы я дал списать с себя портрет, для чего из Москвы прибыл и художник Валентин Александрович Серов, сын знаменитого композитора Александра Николаевича Серова. Сделаны два сеанса, и портрет, кажется, будет превосходный".
     Однако на выставке портрет смутил писателя, произвёл на него тяжёлое впечатление: изображение было помещено в тёмную раму, которая показалась мнительному Лескову почти траурной. Чтобы развеять мрачные мысли и предчувствия, он морозным днём отправился на прогулку в Таврический сад — любимую свою "Тавриду", с упоением вдыхал полной грудью свежий воздух и простудил лёгкие. "Непростительная неосторожность", — как сказал впоследствии доктор.
     21 февраля (5 марта) 1895 года в 1 час 20 минут сын Андрей нашёл Лескова бездыханным. Писатель скончался так, как ему и желалось, во сне: без страданий, "без слёз, без визгов".
     В чине православного отпевания есть слова о безобразии смерти: "Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть и вижду во гробе лежащую по образу Божию созданную нашу красоту безобразною, бесславною, не имущею вида". Лицо же Лескова, по воспоминаниям современников, приняло самое лучшее выражение, какое у него было при жизни: выражение вдумчивого покоя и примирения. Он "отрешился от тела скоро и просто"... Сбылось моление о "мирной и непостыдной кончине живота нашего"…
     В "Посмертной просьбе" Лесков просил похоронить его "самым скромным и дешёвым порядком", "по самому низшему, последнему разряду"; не устраивать церемоний и не произносить никаких речей; не ставить на могиле "никакого иного памятника, кроме обыкновенного, простого деревянного креста. Если крест этот обветшает и найдётся человек, который захочет заменить его новым, пусть он это сделает и примет мою признательность за память. Если же такого доброхота не будет, значит, и прошло время помнить о моей могиле".
     В заключительном пункте своего завещания Лесков писал: "прошу затем прощения у всех, кого я оскорбил, огорчил или кому был неприятен, и сам от всей души прощаю всем все, что ими сделано мне неприятного, по недостатку любви или по убеждению, что оказанием вреда мне была приносима служба Богу, в Коего и я верю и Которому я старался служить в духе и истине, поборая в себе страх перед людьми и укрепляя себя любовью по слову Господа моего Иисуса Христа".
     На письменном столе Николая Семёновича остался Новый Завет, раскрытый на словах послания апостола Павла: "Знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный…"