Елена Царёва __ АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЕЧНЫЕ СМЫСЛЫ
Московский литератор
 № 15 июль, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Елена Царёва
АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЕЧНЫЕ СМЫСЛЫ
Вячеслав КЕВОРКОВ. "Сюртук". — М.: МГО СП России, 2016.

     Вячеслав Кеворков — российский писатель, публицист, генерал-майор, член МГО СП России. Родился в 1923 г. в Москве. Окончил военный институт иностранных языков, в начале 50-х годов Военно-дипломатическую Академию Генерального штаба. Пишет в разных жанрах. Вышли в свет книги: "Тайный канал", "Кремлевская оперетка", "Исповедь перед казнью", "Генерал Бояров", "Виктор Луи — человек с легендой", "Избранные рассказы" и др.
     Уважаемый человек, личность историческая, человек, не единожды издававший книги. И вот уже в очень солидном возрасте он выпускает новую книгу художественной прозы. Книга новая! Это ключевое слово! Мне опять повезло, я сделала обложку к новой книге Вячеслава Кеворкова. Точнее, я сделала портрет главного героя, который и "встал" на обложку. Написав об этом, я что-то усомнилась в правильности своего утверждения. А, в самом деле, кто главный герой романа? У меня при прочтении сомнений не было, а сейчас я растерялась. В прозе Кеворкова отношение к братьям нашим меньшим особенное. Практически во всех его художественных произведениях, будь то рассказ или повесть, они стоят совсем не на втором плане. И в этой книге тоже.
     Сколь не говори "прекрасно, гениально", пока у читателя не сложится собственного мнения от произведения, никакие комплименты и профессиональные оценки никого не убедят. Конечно, книгу нужно читать. И тогда сразу станет понятно, стремится автор к оригинальности или наоборот, к традиционности? Или? Может его "Сюртук" — история надуманная? Для меня с первых страниц стало многое понятно. Ведь литература — это реализация интуиций, она интересна автором, а не стилем как таковым. Индивидуальность автора создает и стиль, и содержание, и новизну, и оригинальность.
     Насколько интересен Вячеслав Кеворков как автор, невозможно сказать кратко. Любая система взглядов порождается человеком и вбирает в себя своеобразие человека как личности. Но не только. А именно в конкретной исторической эпохе. Такая взаимозависимость характерна для культуры вообще — в каждом своем творении человек запечатлевает себя, свое мировоззрение, свою систему ценностей, свои способы ориентации в мире — все то, что усвоено и вынесено им из повседневной жизни.
     И именно "Сюртук" очень ярко иллюстрирует это утверждение.
     Очень точно сказано в аннотации к книге о том, что Вячеслав Кеворков обладает невероятным мастерством, фантастическим умением превращать исторический, документально-выверенный материал в литературу. В его произведениях мы видим все настоящее, хотя, конечно, и доля вымысла в них есть. Писатель не просто списывает с действительности или подражает кому-то, он свободно и непосредственно творит, его фантазия проникает в глубины человеческого сознания и повседневного мира.
     Хотите уточнить, что было, а что есть домыслы автора? Остались документы, кинохроника, воспоминания. Ваше право, сопоставляйте. Но разве в этом дело? Так ли важно, насколько детально выписаны те или иные события? Важна искренность человеческих чувств.
     Вячеславу Кеворкову присуща драгоценная способность сохранять строгую, мудрую невозмутимость. Новый роман "Сорвавшаяся петля", который был написан довольно давно, по ряду объективных причин только сейчас стал доступен читателю. Это глубокая и серьезная книга. Роман сочетает в себе актуальность и вечные смыслы, понятные и востребованные во все времена.