Светлана Замлелова __ САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ВОПРОС
Московский литератор
 № 16 август, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Светлана Замлелова
САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ВОПРОС
Борис РЯБУХИН. "Для чего живу". Повести и рассказы. — М.: "Новый ключ", 2015.

     Пафос новой книги Бориса Рябухина "Для чего живу", вышедшей в издательстве "Новый Ключ", вполне соответствует названию. Автор действительно пытается доискаться ответов на вопросы: для чего живёт человек, в чём смысл человеческой жизни вообще и каждого отдельного человека в частности.
     В книгу вошли две повести: "Алтайский ветровей" и "Парник", а также рассказ "Светлое озеро" и две новеллы: "Опалённый войной" и "Гигантский рабочий на Красной площади". И в каждом произведении автор возвращается к вынесенному в заглавие книги вопросу, но всякий раз пользуется разными творческими приёмами. Так, например, в повести "Алтайский ветровей" и рассказе "Солёное озеро" Борису Рябухину удаётся сохранить исповедальный тон, так что читателя не покидает ощущение, что речь идёт о самом авторе, о пережитых им событиях. В этих произведениях отсутствует так часто встречающаяся писательская отстранённость, нет впечатления, что автор рассказывает чужую историю — настолько прочувствованно повествование, настолько остро ощущается именно писательская боль за героев, словно герои родные или очень близко знакомые ему люди.
     В повести "Алтайский ветровей" рассказывается о нескольких годах жизни молодого инженера, после окончания астраханского института отправившегося по распределению на Алтай. В это далёкое путешествие пускаются с ним и жена. Молодые люди едут за многие тысячи километров от дома, надеясь начать новую жизнь. Алтай, Сибирь, Крайний Север манили когда-то романтикой неизведанного. Но неизведанное не всем оказывалось по силам. Трудности, с которыми сталкивается молодая семья в далёком городе Рубцовске, становятся слишком тяжёлой ношей, и семья распадается. Кира, жена главного героя Бориса, возвращается в Астрахань с дочкой, родившейся уже на Алтае, а Борис вынужден остаться в Рубцовске — ведь по закону молодой специалист должен отработать три года по распределению. И вот тут-то перед Борисом с особой остротой встаёт вопрос: зачем он живёт, для чего выбрал именно Алтай, чего ради потерял жену и дочь. Зачем и кому нужно всё то, что произошло с ним? Маленький человек со своими радостями и печалями задаётся самым сложным вопросом, на который способен ответить не всякий мудрец. Борис пишет стихи и рассказы. Творчество скрашивает неустроенную, тяжёлую жизнь. Но в какой-то момент молодой писатель начинает мучиться очередным вопросом: кому нужно всё, что он пишет. И снова он не в состоянии найти ответ.
     Автор выстраивает текст повести таким образом, что перед читателем проходят не только несколько лет жизни главного героя на Алтае. Прибегая к ретроспективным вставкам, Борис Рябухин ближе знакомит читателя с персонажами, благодаря этому приёму, масштабнее проявляются характеры, портреты героев прорисовываются чётче и ярче. Подобно Борису Пастернаку, писавшему о поэте-докторе и потому сдобрившему роман стихами, Борис Рябухин также часто обращается к поэзии, иллюстрируя повесть стихами главного героя. Стихи появляются в самые напряжённые, можно сказать, узловые моменты повествования и усиливают эмоциональную составляющую текста. Когда, например, переживая разрыв с женой, герой сходится с другой женщиной, он говорит о своих чувствах такими строками:
      
     …Там смуглым сияньем
     Светилась луна
     И вешним желаньем
     Цвела тишина.
      
     Там в облаке мятных
     И тёплых волос
     От чувств необъятных
     Дыханье зашлось…
      
     Встречаются стихи и в фантастической повести "Парник", главной герой которой тоже инженер и поэт. Повесть обращена уже не к судьбе отдельного героя — маленького человека со своими маленькими заботами. Собственно "парником" в повести называется наша планета, а человечество — биорассадой. Так писатель обыгрывает популярную когда-то идею о том, что жизнь на Земле появилась благодаря инопланетному вмешательству. Герои повести склонны к той версии, что люди для существ более высокоразвитых есть не что иное, как рассада, что человечество возникло не просто так, а ради жизни и, что важнее, смерти: "Мы являемся катализатором развивающегося интеллекта. Мы — частицы той энергии, которая нужна существованию космических цивилизаций, находящихся выше нас по развитию. И питая их своей энергией мозга и эмоций, мы поддерживаем их жизнь. Вот почему уходит на небо душа…"
     Герои повести снова задаются вопросами: для чего мы все живём, так ли прекрасно наше существование, если оказывается, что люди — всего лишь рабы неких существ с иных планет и можно ли в этом случае сделать человека свободным. Ответов автор не даёт. Более того, концовка повести предлагает новый вопрос: а так ли уж правы сторонники инопланетной версии.
     Совсем иначе сморят на жизнь герои рассказа "Светлое озеро". Двух молодых инженеров забрасывают в глухую тайгу, где им нужно провести небольшое исследование. Через три дня их должны забрать. Но не забирают. Оказавшись среди болот ранней весной, исследователи едва не погибли от голода. Но всё же помощь пришла, и героев спасли. Автор показывает, что помимо потребности в идеалистическом или фантастическом смысле жизни, есть ещё и обычная воля к жизни, иногда выживание и становится этим смыслом: герои готовятся жить в непроходимой тайге, даже если о них окончательно забудут.
     Нужно отметить, что произведения, названные автором "новеллами", являются, скорее, очерками. Для новеллы важен, в первую очередь, острый сюжет, но "Опалённый войной" и "Гигантский рабочий на Красной площади" рассказывают о судьбах замечательных людей — слепого архитектора А.Н. Зотова и художника Ф.К. Лехта соответственно. Во многом эти судьбы могут послужить примером героям других произведений книги, ведь и Зотов, и Лехт посвятили себя любимому делу, не стали закапывать таланты, несмотря на все трудности и, казалось бы, непреодолимые препятствия. Они не просто работали не покладая рук, но отдавали себя призванию, стараясь доводить создаваемое до совершенства. Наверное, каждый встречал на своём жизненном пути таких людей и знает: почему-то им недосуг сплетничать и судить ближнего, участвовать в интригах и склоках, ныть и искать виноватых в своих неудачах. Так не таится ли в этих двух очерках ответ на вынесенный в заглавие книги вопрос?..