__ ДЕВЯТЬ КИЛОМЕТРОВ ДО ГРАНИЦЫ
 Московский литератор
 № 23 ноябрь-декабрь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 




ДЕВЯТЬ КИЛОМЕТРОВ ДО ГРАНИЦЫ

     15 ноября в рамках проекта Министерства образования и науки Российской Федерации и МГО СП России "Современные писатели в школе" под общим названием "Наш дом — Россия" московский писатель Борис Катковский посетил город Суджа Курской области и прочитал лекции перед школьниками старших классов. Город до присоединения Украины к Российской Империи во времена Екатерины Великой был, наряду с Курском и Рыльском, одним из опорных пунктов оборонного пояса России. К 1913 году его население насчитывало порядка 12 тысяч человек. Вот только после Гражданской войны, а потом и Великой Отечественной, когда он был в оккупации полтора года, город получил такие повреждения и понёс столь значимые потери, что до сих пор его население меньше в два раза, чем до революции.
     Ребята на лекциях вели себя очень достойно. При внешней раскованности, юные слушатели были взрослее, чем выглядели. Когда по окончании встреч Борис Катковский поблагодарил за достойное воспитание ребят директора Суджанского детско-юношеского центра Клименко Геннадия Владимировича, тот сказал в ответ: "А что же вы хотели? Пограничные дети..."
     Разговор со школьниками шёл о том, что настоящий патриот — это не только воин, встающий на защиту Отечества, но и родители, и учителя, честно воспитывающие детей; люди, говорящие на родном языке, не коверкающие его в угоду моде и бережно передающие его потомкам; граждане, ежедневно добросовестно выполняющие свою работу, изо дня в день крепя обороноспособность Родины; учащиеся, стремящиеся к знаниям... Примеров патриотизма вне боевых действий множество, но зачастую они незаметны. За проявление патриотизма не дают наград, он не поощряется материально, но без любви к Родине, без трепетного отношения к ней, мы становимся безродными, теряем то, что нам завоевали и заработали наши предки.
     Первый вопрос, который Борис Катковский задал детям — что такое патриотизм? И получил ответ: "Слушаться родителей и хорошо учиться..." Писатель спросил тут же у школьников, писали ли они сочинения о родном крае. Все ответили утвердительно, зато на вопрос, посылали ли куда-либо эти сочинения: на конкурсы, на сайты, в газеты, журналы, получил отрицательный ответ. И попросил ребят подумать о том, как же в других городах и весях узнают о таком замечательном месте с его храмами и памятниками, домами, школами, учреждениями, улицами, историей и красивыми природными пейзажами, реками Суджа, Олешня и Псёл.
     Разговор получился серьёзным, затрагивались и вполне "взрослые" вопросы — о политике страны, о возрождении гордости, о том, что каждый человек, читая книгу, должен составлять о ней собственное мнение, об изобилии "сорных" слов и выражений в современном разговорном и литературном языке, о том, что по мере взросления меняются наши взгляды на прочитанное, об ответственности автора за написанное, о литературных казусах и курьёзах. Борис Катковский пел свои песни и читал свои стихи. И всеми этими словесными построениями пытался донести до слушателей, что они — очень важная часть нашей великой страны, они тоже воины, сражающиеся за право говорить на родном языке, называться россиянами, быть примером для сограждан и соседей. Надеялся доказать им, что каждым сочинённым и написанным словом они создают среду, основу, из которой вырастают, на которую опираются в своём творчестве будущие российские таланты и гении литературы.
     Дети получили в подарок от Московской городской организации Союза писателей России книги поэзии и прозы, изданные в этом году в столице. Часть изданий передана в дар школьным библиотекам. К сожалению, остаться подольше не представлялось возможным, в этот же день нужно было уезжать обратно, но перед отъездом московский гость посетил сквер имени Михаила Семёновича Щепкина и прочитал на его памятнике замечательную надпись: "Подымать память о лучших людях всё тоже, что поселять в гражданах любовь к Родине". Этот светлый и добрый город чтит и помнит своих лучших людей, здесь не разучились принимать гостя как родного, внимательно слушать, достойно воспитывать подрастающее поколение.