РЕЦЕНЗИИ |
|||||
ТВОРЧЕСКАЯ ДОРОГА Анатолий КАПУСТИН. "Бег времени". - М., ..., 2003.
Анатолий Капустин - поэт простой русской традиции. Едва ли ему ведомы все сложные конструктивистские споры и тенденции. Он человек, внелитературность которого, оборачивается скорее плюсом, чем минусом. Возьмём хотя бы первое четверостишье книги "Бег времени", вышедшей в этом году: Весна, зимы седой соседка Щекою тёрлась о крыльцо, А мне черемуховой веткой Смотрела Родина в лицо. Вроде бы всё как положено. Рифма достаточная, метафоры, как говорится, на месте. Какой-нибудь шибко строгий не к себе мэтр наверняка бы сказал, что всё это вторично. Мне же кажется, что есть в этих строках какая-то самобытная неброскость, являющаяся очень характерной для творчества Анатолия Капустина. Пожалуй, в этом ключе работать не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь всякие поиски своего лица определяются стремлением к формальной новизне. Какпустин ищет себя на ином художественном поле. Он просто, и, повторюсь, внелитературно нащупывает свою творческую дорогу. Достаточно серьёзным рубежом на этом пути стала книга стихотворений "Бег времени". Издана книга дорого, но со вкусом, что говорит в наше время о незамкнутости Капустина только на литературных проблемах. Проблемы волнуют поэта всякие. Так, в стихотворении "Тоска по Родине" даже уже изъезженная донельзя тема "малой родины" звучит не фальшиво. Я так по Родине тоскую, Как будто ей давал обет Вернуться снова в Куровскую Хотя б на склоне зрелых лет. И даже некоторую синтаксическую небрежность сглаживает неподдельная искренность чувства. К поэтическим удачам Капустина следует отнести стихотворение "Осень". Название, мягко говоря, не новое, но текст пристойный: А осень, будто сорвалась с утёса, - Несла в порыве хлёстком град и дождь. Снежинки жгли лицо, как злые осы, И до костей пронизывала дрожь. По этим строкам можно понять, что в стихотворных средствах Капустин ориентируется на классические тенденции. Ни новомодную игру символов, ни выхолащивание из стихотворной ткани эпитетов он органически не принимает. Не принимает не агрессивно, а как-то уютно и по-домашнему. Он словно говорит: "Вы там пишите, как хотите, а я буду писать, как могу!". Что ж, позиция очень достойная. И главное, что писать, в принципе, получается. Меня, к примеру, несмотря на всю мою склонность к брюзжанию, просто покорило стихотворение "Наташка". Мне чувств своих безумных не понять. Порою в жизни так бывает тяжко. Как юноша влюбился я опять В девчонку с русским именем Наташка. Есть в этом какая-то залихватская русская удаль. Именно стихотворная, рифмованная удаль. В конце сборника помещены небольшие сатирические стихотворения, говорящие о том, что у Капустина присутствует тонкий дар афориста. Он тонко подмечает явление действительности, облекая их в нехитрую поэтическую форму: "Бабки" делают сейчас Даже с мыльной пены. Спекулянтов нет у нас - Всюду бизнесмены. Достаточно аккуратно и, между тем, не нарушая рамок сатирического жанра, поэт "осмысливает" отношения мужчины и женщины: Всё можно в жизни ей отдать, Любуясь голою, Но мне уже нельзя терять Седую голову. Эту тему, кстати, поэт весьма удачно решает и в лирическом контексте: Ты подарила мне себя, Метро "Крылатское" в придачу, Как не уверовать в удачу, Когда всё отдано любя? Есть в этом какая-то лирическая высота - почувствовать себя обладателем станции московского метро, со всем её "функционированием". Почувствовать только потому, что она связана с именем любимой женщины. В предисловии к книге известный поэт Лев Котюков, обращаясь к своим знаменитым стихотворным инвективам, заметил, что пойдёт с Капустиным и в разведку и в контрразведку. Котюков уверен, что из контрразведки их с Капустиным не выпустят. Думаю, что Капустина как раз выпустят, да и Котюкова выпустят. Может быть, Капустина несколько раньше. В поэзии он прост и наивен. Можно по-разному относится к этим качествам, но уж контрразведку они точно не привлекут. Зато нездоровый интерес проявил к ним небезызвестный Виктор Широков, нехотя попеняв автору на неряшливость. Лучше бы за собой смотрел, ей-богу. Стихи этого "гения" печатаются в периодических изданиях, и читатель сам, надеюсь, сделает выводы. Мы их уже сделали, будьте уверены! Вот, собственно говоря, и всё, что хотелось сказать о книге стихотворений Анатолия Капустина с не слишком изобретательным и может быть, не осознанно заимствованным названием "Бег времени". Книге, не вполне ровной, но дающей точное представление о том, чем живёт и как работает наш талантливый поэтический народ.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛЕТЧАТКА
Сергей МИХАЙЛИН. "Солнце за горизонтом". - М., МГО СП России, 2003.
Новая книга Сергея Михайлина "Солнце за горизонтом" достаточно полно представляет творчество этого самобытного поэта. Книга разделена на несколько циклов. Первый цикл - "Молитва о любви". В нём поэт раскрывается как тонкий, чуть ироничный лирик. Есть очень пронзительные чистые строки: Умирала яблоня По частям. Рассыпалась ягода По горстям. Сорвана украдкою, Прямиком Отправлялась сладкая В рот тайком. Из цитаты видно, что поэт Михайлин обладает немалым поэтическим опытом, чувствует ритм русского стихосложения. Не чужд он и энергетических наплывов, отсылающих к эстетике умеренных модернистов начала прошлого века. Вот, к примеру, такой пассаж: Я себя на тебя разменяю, На другую, такую, как ты. Без оглядки любовь расшвыряю По законам мирской суеты. Согласитесь, что сделано со вкусом. Михайлин не пытается угнаться за стихотворной новизной. Он уверенно и культурно пропускает через себя русскую поэтическую культурную традицию, пропускает через свои слова и свои мысли. И то мелькнёт в его стихах что-то отдалённо блоковское: Весь вечер лебеди кричали, Всю ночь молчали соловьи. Но есть лекарство от печали - Вино и прелести твои. То повеет добротностью лучших образцов советской поэзии: У женщины возраст - не годы, У девочки миг - не лета. Мы жаждем хорошей погоды, Бывает погода не та. На мой взгляд, творческой удачей Сергея Михайлина следует признать цикл стихотворений "Опасное скольжение". Здесь автор поднимается порой до философского осмысления действительности, что в поэзии является своеобразным знаком качества. Философия Михайлина складывается из зримых деталей, из реальных биографий людей и вещей. Вы скажите, что у вещей нет биографии? В жизни нет, а в поэзии есть. И Сергею Михайлину это известно лучше, чем кому-нибудь. Вот чудесное в своей неприхотливости небольшое стихотворение: Оборвётся ниточка Между двух концов. Упаду на улице Об асфальт лицом. Обойдут прохожие: Некогда - дела! Родники повысохли Речка умерла. В цикле "Дом стоит на земле" Михайлин показывается пред читателем совсем с иной стороны. Вместо чуть неповоротливого традиционалиста пред нами предстаёт изысканный поэтический эстет, чередующий силлаботонику с белым стихом, а порой с верлибром. Поэтический слух Михайлина прихотлив, он может играть таким высокочастотным стихотворным импульсами, что не каждый их и услышит. Вслушайтесь в стихотворение "Ты приходишь" Ты приходишь И в доме Уют и сияние. Ты приходишь И полы не скрипят, а поют. Ты приходишь И шторы Сливаются в сплошной занавес. И я не помню себя, Когда ты приходишь. Дополняют творческий портрет Сергея Михайлина пародии, помещённые в конце книги. Они выполнены почти безукоризненно, с хорошим чувством юмора, с пониманием поэзии и всех сложностей взаимоотношений товарищей по цеху. Сергей Михайлин пишет давно, но большой известности не снискал. Жаль, ведь поэт он интересный и без него поэтическая палитра представляется неполной.. Однако все эти годы путь в издательства русским поэтам был, как говорится, заказан. И если, как говорят некоторые, ситуация и меняется, то очень уж медленно. Похоже, что русских поэтов начнут всерьёз издавать, когда читать их будет физически некому. Я далёк от мысли ледать из Михайлина поэтического пророка. Но когда на полках в книжных магазинах стоят книги, не имеющих к литературе и поэзии ни малейшего отношения Деменьтев, Рубальская, Резник и прочие, очень обидно, что такие зрелые мастера, как Сергей Михайлин не известны широкому круг читателей. А таких, как Михайлин, немало. Эта клетчатка литературы. да простит меня Сергей, опытный огородник и овощевод, за столь биологическое сравнение. Клетчатка как вещество крайне полезно для организма. А литературная клетчатка необходима для поднятия народного духа. Впрочем, как и ещё многое.
Рецензии подготовил Максим ЗАМШЕВ
ГОЛОСА
|
121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1, Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05, literator@cityline.ru |