Марина Замотина __ ВЯТСКОЕ
 Московский литератор
 №2 январь-февраль, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Марина Замотина
ВЯТСКОЕ
     ОТ ЯРОСЛАВЛЯ 38 КМ     
     Вятское — совсем рядом с Ярославлем. И сегодня это одна из самых известных достопримечательностей здешних мест. Село-музей, самая (одна из) красивая деревня России. Ну, и много еще самых разных завлекательных характеристик можно прочитать об этом месте в туристических справочниках и путеводителях.
     Основная концепция села-музея — представить туристам воочию жизнь русского села такой, какой она была несколько столетий назад, и заодно рассказать о его былых находчивых и предприимчивых жителях. О ком? Почему-то везде пишут, что о предприимчивых крестьянах. Хотя, заметьте, речь идет о купеческом селе. По-моему, благодаря купеческому уму, стараниям и талантам местные жители смогли много достичь и разбогатеть, превратив село Вятское в богатую процветающую купеческую обитель.
     Первое впечатление приятное и очень стандартное. Сейчас зима. Кругом снег. Все белое. Деревья покрыты инеем — сказка! Купола церкви очерчены над крышами домов. Карандаш колокольни впивается в небо, а она высокая — колокольня-то! И с часами, что и удивляет, и радует одномоментно. Второй храм еще не восстановлен. Но обещают…
     Выпав из автобуса после долгого переезда из Москвы, первым делом осматриваешься. Симпатичные фасады домов. Это гостиница, невысокая, в два этажа. Но зато она (гостиница) занимает три корпуса. Отличительная черта гостиницы — необычные номера. Каждый неповторим. Наш номер был "Посвящен Александру Михайловичу Опекушину". Так написано на прибитой к двери табличке. В двух комнатах на стенах висели фотографии работ замечательного скульптора, а на письменном столе напротив моей кровати стоял небольшой А.С.Пушкин. Точная копия памятника.
     Я много читала о Вятском. Государственная премия 2015 года — дело серьезное, и абы за что не дается. Забегая вперед, скажу, что премию дали заслуженно. В России сейчас глубинка возрождается. Точнее, начинает жить красивой, интересной жизнью. Казалось бы, ничего невероятного в этом нет. В мире полно мест, сохранивших свой первозданный старинный облик и позволяющих туристам сквозь века окунуться в далекое прошлое. И наша страна не исключение. И местное население, и управление, и те жители, которые вернулись в эти края совсем недавно, любят, берегут и развивают свою малую родину.
     Сразу над сказать, что в селе Вятское не власти стараются, а конкретный человек — Олег Николаевич Жаров. Он развивают это село как нечто целостное, привлекая людей не отдельными культурными или историческими местами, а селом целиком, как неким единым живым экспонатом. Один в поле не воин. У О.Жарова отличная команда единомышленников.
     Все организовано с творческим подходом, и туриста все привлекают тут по-современному. В Вятском уже многое сделано и открыто, а что-то только предстоит сделать. Решен вопрос с сувенирами — любовью и головной болью почти всех путешественников. Нашлись даже открытки с видами села, что лично у меня вызвало полный восторг! Именно открытки во многих российских городах днем с огнем не сыщешь. В лучшем случае есть комплекты с фотографиями и описаниями на обороте. А если я хочу отправить открытку по почте?
     Во всем мире сейчас и открытки в больших сувенирных магазинах продаются, и марки, и почтовые ящики если не стоят у кассы, то точно висят у входа. Марок, здесь, правда, нет. И почтового ящика тоже. Иначе я решила бы, что попала в Европу.
     Главная достопримечательность села — огурцы соленые, они, конечно, хороши! Но я и в других местах не хуже пробовала. А, пожалуй, даже и получше едала. А вот что тут, в Вятском, оказалось на сто процентов отменным, так это капуста квашеная, но как-то по-особенному. Вроде как не до конца она заквашена, а наполовину. Потрясающе! И пирожки в местном кафе порадовали. И наелись, и с собой увезли!
      
     АРХИТЕКТУРА И МУЗЕИ
     Теперь о главном. Основную историко-культурной ценность Вятского составляют архитектура села — жилые каменные постройки XIX века, каждая со своим неповторимым видом. Застройка ведется по красной линии — фасад к фасаду. Именно там размещены основные музеи села.
     О событиях прошлого, достижениях настоящего и проектах будущего нам рассказали в музее "русской предприимчивости или истории одного села, которое хотело стать городом…".
     Это большая экспозиция предметов быта, а так же замечательная коллекция музыкальных инструментов и шкатулок, многие из которых до сих пор действующие. Интересна как своего рода огромная современная музыкальная, световая и действующая шкатулка — макет села. На нем как раз и отображено, то к какому виду планируется привести село Вятское в ближайшем будущем. Но шкатулки маленькие мне по душе больше. И ведь работают!
     Музей "Возвращенной святыни" посвящен Евангелию, которое было возвращено стараниями О.Н.Жарова. Когда-то святыню похитили из местного собора, а совсем недавно предприниматель случайно купил книгу. Музей не велик, но интересен.
     Музей дом "Вятского торгующего крестьянина" демонстрирует, что ели, что пили, чем торговали, что ценили и что любили. В экспозиции представлены только подлинники. Это хорошо, но не ново и не удивительно. Интересно, добротно. Можно интерактивно покуражиться. Так теперь любая забава называется. То есть можно дрова попилить, что почти ни у кого не получается, несмотря на кажущуюся легкость этого мероприятия. Или воды на коромысле принести. С этим проще, если не по полному ведру зачерпнуть, конечно. В лавке угощают, правда, не всех задаром. Огурцы хорошие, водка обыкновенная. Хлеб тоже прекрасный.
     Вдоль реки красуются баньки. Две топятся по-черному, две по-белому. Парится народ, от души это делает. Но нас хватило лишь на поход в крошечный музей "Банька по-черному". Рассказ интересен, но ничего особенного.
     Многочисленные технические предметы быта и труда крестьян села Вятское собраны в политехническом музее "Удивительный мир механизмов и машин". Богатейшая экспозиция. Чего тут только нет, от пишущих машинок и первых телевизоров до ткацких станков и пожарной помпы. Многие экспонаты в рабочем состоянии.
     "Номера купцов братьев Урловых". Вроде как и небольшое пространство отведено этому музею, но он создан с таким отличным настроением. Тут уютно, по-домашнему. А ведь это не девичья спаленка, а гостиница. Музей полностью погружает нас в атмосферу купеческой гостиничной жизни конца XIX века. Чувствуешь себя там и тогда.
     Искренне удивил музей "Дом ангелов", куда мне идти решительно не хотелось, по причине полного равнодушие к этой теме. Мне казалось, что кроме игрушек, мелкой пластики и рисунков, ничего там нет. В музее действительно есть и игрушки, и мелкая пластика, и рисунки. Но…
     Музей "Дом ангелов" посвящен подвигу вятского крестьянина отходника Петра Телушкина, который с помощью одной веревки и доски отремонтировал шпиль Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Действительно, об этом человек и его поступке мало кто знает. А в музее обитают исключительно ангелы. Очень разные, но они так симпатично тут "живут". Уютно и легко. А еще надо обязательно посмотреть мультяшку. Она абсолютно бесхитростная, всего лишь рассказывает о том, какие бывают ангелы, и что они значат для людей. Но мультфильм (он небольшой) — сделан талантливо и демонстрируется в нужное время и в нужном месте.
     В музее кухонной машинерии нас ждал очередной интерактив. До чего ж хороша — экскурсовод, она же домовой. Музей довольно большой, и все тут есть — от примитивных ухватов у печи до первой стиральной машины. Вот чего я никогда не видела! В общем, кухонная жизнь была налажена довольно давно. Не лаптем щи хлебали! Ну, не в каждом доме были — само собой — такие дивные приспособления. Главное, они были, а мы (я лично) о многих не знала. Теперь — благодаря этому музею, знаю! А еще пряников купили — ручной работы! Очень довольны.
      
     "ДЕТСКИЙ МИР — ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ"
     Пожалуй, самым интересным открытием для меня стал первый в мире музей советской игрушки. Сначала охватывает чувство восторга. Когда проходишь по этой экспозиции, перед тобой открывается целый мир — мир детства, в котором мы выросли. Все, кто старше сорока, сразу начинают улыбаться и размахивать руками: "Ой, у меня такая же игрушка была, и в это мы тоже играли!" Потом приходит понимание, что это серьезная экспозиция.
     Коллекция охватывает период с 1920 до начала 1990-х годов. Собрала ее доктор искусствоведения, профессор Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова из НИИ Российской Академии художеств. Коллекция началась с нескольких игрушек, которые Бусева-Давыдова решила купить, чтобы вернуть частичку своего собственного детства. Но пока искусствовед искала своих кукол, таких же, какие были у нее в детстве, не смогла удержаться и приобрела другие игрушки. А в какой-то момент поняла, что складывается целая коллекция.
     Игрушки появились в незапамятные времена, еще в каменном веке. Сохранились игрушки шумерские и древнеегипетские, причем далеко не примитивные. Даже куколки типа Барби — не современное изобретение, в старину их делали из дерева.
     Советская игрушка — это отражение своей эпохи, ее эстетических идеалов. Над созданием кукол работали профессиональные скульпторы. В музее "Детский мир" можно увидеть, как менялись эстетические предпочтения на разных этапах советской власти. К примеру, куклы 1920-х годов еще имеют головки, изготовленные по дореволюционным "лекалам". Вроде как светские барышни, но уже переодетые в крестьянскую одежду.
     Прослеживаются и изменения технологические — от кукол тряпичных, с пришитыми головами, опилочных, композитных, резиновых до появления целлулоидных, которые со временем научились закрывать и открывать глаза, пищать, говорить и плакать.
     Очень интересно сравнить различные производства — в огромном многонациональном СССР работали крупные предприятия. У каждой фабрики были свои особенности, специфика, линейки игрушечной продукции.
     Коллекция невероятно богата, поражает своим разнообразием, она насчитывает более 2,5 тысяч экспонатов, представлены игрушки для девочек и мальчиков всех возрастов: от погремушек, неваляшек и лошадок до машинок, солдатиков, оружия, настольных игр и достаточно сложных электрических экспонатов. Я долго разглядывала подборку игрушек медицинского направления. Как мы играли во врачей? А какая была посуда для кукол? Ну, настоящая!!! Да, да! Здесь она тоже есть.
     Отличная компания неваляшек смотрит на нас огромными круглыми глазами со своей полочки. Старейшая — "кукуруза!" — самая важная. А я и не знала, что такие были. Я играла с классической круглобедрой девицей, вроде как с пупсом, но без ног. Она качалась и издавала звуки. По-моему, их и сейчас стали выпускать.
     В музее создана игровая зона.  Взрослые и дети могут здесь примерить пластмассовые доспехи, погрозить соседу винтовкой или пистолетом, повозиться с куклами, солдатиками и машинками, покачать игрушечные коляски, уложить пупсов в кроватки — в общем, окунуться в мир советского детства.
     Экспозиция составлены очень профессионально — подобраны игрушки по темам, по производителям, по годам. Отлично! Уходить не хотелось.
      
     С ВЕРОЙ В БУДУЩЕЕ
     В селе сохранились две церкви: церковь Вознесения Христова 1750 года постройки, которая действующая, и Церковь Успения Богородицы 1780г. Но она сейчас восстанавливается. Построена над источником часовня-купель, очень красивая, удобная. Вроде как и место там святое.
     Там же рядом имеется Ерехтанский родник. Выглядит красиво, и на этом его прелести заканчиваются. Воду пить невозможно, очень сильно пахнет сероводородом. Тут вся вода такая, это, конечно, для здоровья может и неплохо, но непривычно и неприятно поначалу. Потом, говорят, привыкаешь. Но мы не успели привыкнуть. Поэтому в роднике только умылись.
     На главной площади села есть памятник, посвященный Победе в Великой Отечественной войне. И мемориал. Достойно.
     Самым тоскливым оказался музей русских забав. Что-то не работало, что-то скрипело. И вообще мне показалось, что это больше похоже на обыкновенную детскую площадку. Но с фольклорным уклоном.
     Зато рядом стоит памятник-бюст Александру П. Немного непропорциональный — маловат сам бюст. Раньше тут был Карл Маркс. Александр П как-то это, видимо, связан с селом, но мы выяснить это не успели. Вокруг на березах засилье скворечников, причем разноцветных и вроде как именных. Но это не фамилии проживающих в них скворцов, что было бы смешно, но естественно, а имена тех, кто их туда водрузил. В Вятском придумали новую традицию — в день свадьбы приколачивать на березу свой скворечник. Вопросов два — хватает ли скворцов и что делать, когда закончатся березы. Но это, видимо, случится не скоро.
     Помимо гостиницы-музея, где много живописи, предметов быта, практически музеем является ресторан с трепетным названием "Ресторация". Здесь собрана довольно большая и очень богатая коллекция часов. От ходиков до напольных, и всяких изысканных. Звонят, поют, время отсчитывают. Много интересных экземпляров. Живопись на местную тему тоже богато представлена.
     В целом село Вятское — место уникальное. Поначалу казалось, что это очень уж "потемкинско-туристическая" завлекаловка. Да, для туристов тут созданы все условия, в том числе и для работы — для проведения семинаров или концертов есть конференц-залы. Продуманы различные программы для экскурсантов любого возраста. Кстати, комплексу Вятское принадлежит музей современного искусства в Ярославле — неплохое выставочное пространство. В музее нет постоянно экспозиции, но выставки там организуются любопытные. С нами работали прекрасные экскурсоводы, мы участвовали в интересных развлекательных программах.
     Я узнала много нового! Это притом, что я езжу и по России, и по миру часто. И меня трудно чем-то удивить. Да и не надо ли вообще кого-то чем-то удивлять? Главное, чтобы сюда хотелось вернуться. Это, во-первых. А, во-вторых, важно, чтобы хотелось пригласить сюда своих друзей и семейство — пусть порадуются! И кое-что чему научатся! И, надеюсь, как и я — будут тепло и по-доброму вспоминать село Вятское.