Юрий Богданов __ «МНЕ ПАМЯТЬ–ВСЁ МОЁ НАСЛЕДСТВО…»
 Московский литератор
 №2 январь-февраль, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Юрий Богданов
«МНЕ ПАМЯТЬ–ВСЁ МОЁ НАСЛЕДСТВО…»
Виктор КАШКИН. "Я берега свои искал". Стихи. — Рязань: "Литера М", 2017.

     Четыре года назад у поэта Виктора Кашкина вышла замечательная книга стихотворений под названием "Всего дороже". Эти четыре года, казалось бы "молчания", были сопряжены с серьёзной творческой работой автора, результатом которой и стала эта его новая книга. Уже само её название говорит о многом. Ведь истинному поэту в любом возрасте характерен поиск "своих творческих берегов". Это и воспоминания о далёкой юности, и сомнения в верности выбранного пути, и, в конце концов, достижение той единственной в жизни цели, согревающей душу и сердце поэта.
     "Научи покаянию, Господи" — так называется первый раздел книги. И в нём стихотворение, открывающее книгу:
      
     …В толпе московских прихожан
     Меня смутят "крутые" лица.
     Как мало добрых горожан
     На улицах твоих, столица.
      
     С Лубянской площади в метро
     На Хуторскую в церковь еду,
     Чтоб, вывернув своё нутро,
     С духовником вести беседу.
      
     Пока ещё надежда мне
     По Божьей милости даётся,
     Что и душа моя спасётся,
     Прильнув к иконе на стене.
      
     Удивляет умение Виктора Кашкина в простых, обыденных обстоятельствах жизни увидеть и почувствовать ту философскую глубину, которая часто не заметна для обычного человека. Поэт образно осмысливает не просто "посещение" церкви, а чтобы "вывернуть своё нутро" своему духовнику, в надежде, что по "Божьей милости" и "… душа моя спасётся Прильнув к иконе на стене". А вот в стихотворении "Семь мест в восьмой палате" автор "расшифровывает" эту мысль. Почему необходимо покаяние: оттого, что "С молитвой за порогом Церковным не дружил, Хотя ходил пред Богом, Лукавому служил".
     С самого начала книги Виктор Кашкин настраивает читателя на высокий духовный лад и, естественно, на его восприятие и понимание.
     Поэт-лирик ничего читателю не навязывает, а говорит просто о себе, о своём мироощущении. На мой взгляд, стихотворение, которое я цитирую ниже, является программным для всего творчества автора.
      
     Огради мя, Господи, силою Честнаго
     и Животворящаго Твоего Креста, и
     сохрани мя от всякаго зла (молитва)
      
     Много ли мне надо? Ручка да бумага,
     Да в щепотку сложенных три моих перста,
     Да нательный образ, Господи, Честнаго
     И Животворящего Твоего Креста.
      
     Чтоб не напугала в городе дворняга,
     Чтоб не убоялся на селе куста
     Огради мя, Господи, силою Честнаго
     И Животворящего Твоего Креста.
      
     Чтобы не отстала от меня отвага
     В поле у висячего над Протвой моста,
     Ни на час, ни на день, а не то, что на год
     Мне не расставаться бы с именем Христа.
      
     Огради мя, Господи, силою Честнаго
     И Животворящего Твоего Креста.
     Много ли мне надо? Ручка да бумага,
     Да в щепотку сложенных три моих перста.
      
     С этой точки зрения и надо рассматривать эту талантливую книгу Виктора Кашкина. В ней сконцентрирована его жизненная установка как поэта — открытость перед читателем и неприятие халтуры в творчестве.
     Не будем рассматривать каждую главу в отдельности, а постараемся увидеть поэта в его творческой разнообразности. В новую книгу включены лучшие стихотворения о его послевоенном детстве. Такие как: "Война", "Прямоугольные консервы", "Скелет автобуса — наследие войны", "Послевоенного подростка", "В хозяйстве не было порядка", "Дождём библейским шторя окна", "Письмо Егора" и другие. Все они проникнуты тёплыми воспоминаниями о матери, отце, деревенском доме, о людях окружавших ребёнка. Поэтому в одном из стихотворений есть строка: "Мне память — всё моё наследство…". Она и дала название целому разделу книги.
     Весь раздел "И лодка даже чувствует весло" посвящён лирике. Стихи о любви у Виктора Кашкина тонкие, не лобовые. Они — как серебряные струны летнего дождя на солнце — прозрачны, неосязаемы, завораживающи. Вот лишь одна строфа из стихотворения "На перронах не гаснут огни": "И тогда ты услышишься мне Под чечётку ночных электричек В самой ранней из перекличек, В самой ласковой тишине". Могу привести в пример хотя бы названия нескольких лирических стихов: "А ты в романтику играла", "Двенадцать. Полночь. Новое число", "Мой март весёлый, как ручей", "Не поверим мы едва ли", "Не с любви ли, что как тоска".
     А какой поэт не пишет о природе? Пишут все. Но своеобразие автора заключается в том, что ловишь себя на мысли, что до прочтения стихотворений Виктора Кашкина ты такого взгляда на природу не встречал. Вот, к примеру, начало стихотворения об осеннем пейзаже:
      
     Вот и осень прощается с парком,
     От куста наклоняясь к кусту.
     Ель зелёным своим полушалком
     Прикрывает берёз наготу.
      
     Клён, как рыжий парнишка, зарделся
     На растерянных глядя подруг.
     Не на них ли и я загляделся,
     Коротая свой зябкий досуг…
      
     Настоящая поэзия всегда завораживает читателя. Её хочется читать и читать. Закрывается последняя страница книги, а образы поэта тебя окружают, продолжают жить в тебе и становятся неотъемлемыми от твоей души и сердца.
     Такова поэзия лирического поэта Виктора Кашкина. И хочется пожелать ему духовной поддержки Всевышнего на благо нашей Русской литературы.