Елена Царёва __ КОНКУРС «ЛУЧШАЯ КНИГА 2014-2016»
 Московский литератор
 №3 февраль, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Елена Царёва
ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ В ЦДЛ
     В Малом зале ЦДЛ под эгидой Московской городской организации Союза писателей России прошёл очередной Круглый стол "Философские диалоги". Была продолжена большая ранее заявленная образовательно-просветительская тема "Отцы и дети европейской философии". На этот раз для анализа было выбрано творчество еще одного из интереснейших представителей интеллектуальной элиты Европы XVII века, — выдающегося ученого (математика, физика, изобретателя) и, одновременно, замечательного писателя и глубокого французского философа Блеза Паскаля. Постоянный ведущий Круглого стола профессор Виктор Федорович Дружинин сделал развернутое сообщение по теме, подчеркнув, что она рассматривается, как и прежде, в русле общей переориентации взгляда на историю философии с материалистического и атеистического на позицию мирового тренда, — философию всеобщего синтеза, философию всеединства. Философское творчество Паскаля, основным результатом которого является собрание афоризмов "Мысли", изданное уже после его смерти (наброски к незавершенному труду "Апология христианской религии"), в наибольшей степени, по его мнению,  соответствует такой постановке вопроса. Ведущий подчеркнул, что произведение сформировано издателем в трех частях таким образом, что в первых двух представлен в основном философский анализ существования человека "не познавшего Бога" (часть 1) и человека "обретшего Бога" (часть 2). Все, что написано, по мнению ведущего, гениально по глубине проникновения и живости изложения (русский перевод с французского появился лишь в 90-х XX века, — выполнен замечательно Э. Л. Фельдман-Линецкой). Чтение книги, сказал он, убеждает, что автор по праву признается одним из создателей философского направления экзистенциализма — причем не только светского (когда звучат пессимистически мотивы скептицизма и агностицизма), но и трансцендентального (когда звучат ноты оптимизма на основе веры в существование Бога Творца, веры в бессмертие души). С одной стороны, Паскаль много говорит о трагичности и хрупкости существования человека, затерянного в космическом пространстве: "Состояние человека — тоска, беспокойство".., — его "ужасает вечное безмолвие безграничных пространств космоса" (одна из глав части 1. названа "Ничтожество человека"). С другой стороны, звучат мысли и о тщетности представлений человека о собственном величии через акт мышления и о "малоумии науки": "В пространстве Вселенная объемлет и поглощает меня как точку, в мысли я стремлюсь объять ее"; "Ни одна наука никогда не исчерпает всех связанных с бесконечностью вопросов".  У автора, в связи с этим, рождается замечательный поэтический образ: "Человек — это тростник (слабейшее из творений природы), но тростник мыслящий (умение и возможность осмыслить свою судьбу всегда возвышает человека". При этом автор честно признает: "Мы жаждем истины, а находим в себе одну лишь  неуверенность, мы ищем счастье, а находим лишь обездоленность и смерть". Звучат мотивы ветхозаветного Экклезиаста. Выход из противоречий, раздирающих человека, он видит лишь через поиски тех, "кто тяжко стеная, неустанно ищет кто есть человек (человек — не ангел, не животное, его природа двойственна)". В конечном счете, в части 2 Паскаль формулирует утверждение "должно искать Бога", как конечную  цель человеческого существования. "Ни одному человеку не удалось достичь счастья, если им не руководила вера в Бога, — все жалуются на свой удел независимо от возраста, образования, социального статуса". Очевидно, что главная проблема, волнующая автора — человек, его бытие в мире и в обществе, причем подчеркивается кардинальное отличие существования в зависимости от наличия у него веры в Бога либо отсутствия ее. Читая Паскаля, подчеркнул ведущий, нельзя не вспомнить российских титанов духа и пера — М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. По сути дела, речь всегда идет о смысле жизни человека и его предназначении. (Концептуально, в этом смысле, автор близок и самому Дружинину В.Ф., судя по его  книге 2015 года "Как жить человеку на планете Земля?").
     Ведущий закончил сообщение афоризмом Паскаля, которое носит, на его взгляд, практически значимый характер: "Мы в долгу перед любым человеком, который говорит нам о наших недостатках, — он нас не спасает, но готовит к делу самоочищения".
     К большому сожалению, участников "Круглого стола" было не много, но все же ведущему задавались вопросы, состоялось их обсуждение, присутствовавшая в зале поэтесса Наталья Софронова прочитала свои стихи о Франции.