Александр Алиев __ ТАМ, ГДЕ ВТОРАЯ РОДИНА РАДИЩЕВА…
 Московский литератор
 №4 февраль-март, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Александр Алиев
ТАМ, ГДЕ ВТОРАЯ РОДИНА РАДИЩЕВА…
     Приехав впервые в родовые саратовские усадьбы Верхнее и Нижнее Аблязово и войдя в тамошние церкви, художник Алексей Петрович Боголюбов был буквально потрясён. И действительно, за внешне неприметными храмовыми стенами таились настоящие сокровища.
      
     Ещё к началу XVIII века эти земли на севере будущей Саратовской губернии лежали пустопорожними. А в 1703 году царь Пётр I пожаловал их дворянину Григорию Аблязову "за многую службу отца его Афанасия Аблязова". Через некоторое время он сообщал в Патриарший приказ: "Новопостроенная у меня деревня в Саранском  уезде в урочищах на реке Тютнярке, а обещание у меня —  построить в этой деревне церковь во имя Преображения Господня с приделом".
     И церковь ту Г.А. Аблязов построил — сначала деревянную, а потом каменную, освящённую в 1736 году. Основал усадьбу: двухэтажный господский дом, соединённый крытым переходом с храмом (с верхнего этажа можно было пройти на хоры и не стоять службу вместе с крестьянами), хозяйственные строения, липовый парк.
      
     Несколько ранее — в 1724 году — появилась каменная церковь в другом, соседнем, имении Григория Афанасьевича, Нижнем Аблязове.   
     Храм Рождества Христова — обычная белёная церковь с узкими зарешёченными окнами. Снаружи — ничего особенного. Но вот внутри!
     Внутри установлен пятиярусный золочёный резной иконостас в стиле барокко. Он настолько филигранно выполнен и композиционно сложен, что никакими словами это не опишешь. Описывать — пустое занятие, надо видеть!
     Иконостас имеет пирамидальную форму и увенчан скульптурной группой "Вознесение Христа". Самый же яркий элемент — Царские врата с горельефом "Сошествие Святого Духа".
     А справа от иконостаса находится пристенная скульптурная композиция "Положение во Гроб", тоже совершенно уникальная в русском церковном оформлении. Сочетание деревянных фигур и двух ангелов с крестами в руках придают сцене особую торжественность, трогательность и эмоциональность. Заметим, что прихожане во все времена почитали её наравне с храмовыми иконами.  
     Какими же путями очутились оба этих шедевра, совершенно столичного уровня, в тогдашней саратовской глубинке? Возможно, создавший их мастер был непосредственно связан с дворцовым строительством и смело перенёс светские мотивы внутрь храма.
     Самая же интересная версия такова. Служил в Петербурге некий итальянец, искусный резчик по дереву Лауро Морелли. И попросила его однажды императрица Екатерина I сделать фигуру Пречистой Девы со своим лицом. Но мастер отказался от такого заказа, после чего был выслан в далёкую провинцию, где и поступил на службу к Григорию Аблязову. Католик по вероисповеданию, Морелли спустя несколько лет принял Православие и в знак благодарности русскому помещику, не оставившего его в трудных житейских обстоятельствах, создал эту несказанную красоту. Говорят даже, что итальянец похоронен у алтарной части церкви.
      
     Между тем давнее желание Григория Афанасьевича Аблязова всецело посвятить себя Богу приводит его весной 1741 года в один из московских монастырей, в котором он и принимает постриг с именем Герман. Затем он отправляется в Симбирские края, в полюбившуюся ему Жадовскую обитель (Свято-Богородице-Казанскую). Поскольку отец Герман сразу же выделил крупные средства на возведение нового соборного храма, его назначили монастырским казначеем.
     Собор стал истинным украшением Жадовского монастыря.  
     А Герман, сочтя все свои земные заботы оконченными, принял великую схиму и ушёл в затвор. С той поры место его пребывания — "каменная палатка" в колокольне нового храма. Преставился он, по видимому, в 1749 году, могила его расположена на церковном дворе с правой стороны от собора.
      
     А что стало с аблязовскими усадьбами, возможно, спросите вы? Они отошли в приданое единственной дочери Григория Афанасьевича, Анастасии, выданной замуж за майора Афанасия Прокофьевича Радищева. Впоследствии в Верхнем Аблязове почти постоянно стал жить их опять-таки единственный сын Николай Афанасьевич со своими чадами и домочадцами, в числе которых был и его первенец Александр — будущий знаменитый писатель и мыслитель.
     Радищев-старший, нужно сказать, сроднился с Аблязовом!
     При нём Преображенскую церковь расписали оригинального вида фресками, поставили в ней красивый иконостас.
     Отлично ладил он и с крестьянами; рассказывают, что во время пугачёвского восстания они прятали барина с многочисленным семейством в ближнем Смоленском овраге. В благодарность Господу за спасение выстроил там Николай Афанасьевич часовню (да и овраг назывался Смоленским неспроста, а в честь явления в здешнем ручье Смоленской иконы Богородицы), ходил сюда молиться и крестьян приучил. Истинно верующий человек был, даже дни свои предполагал окончить в Саровском монастыре (не так уж далеко отсюда — на Нижегородчине), почётным посетителем и вкладчиком коего являлся.
      
     Александра Николаевича Радищева традиционно считают непримиримым богоборцем. Между тем это абсолютно не так. Действительно, в Лейпцигском университете он прошёл основательную школу европейских философов-просветителей, однако четыре года учёбы не превратили студента Радищева в материалиста. Слишком сильна была в нём православная закваска, о которой сам он, возможно, и не догадывался. Недаром же Саша рос в исключительно религиозной семье, а первыми его наставниками были простые аблязовские крепостные — няня Прасковья Клементьевна и "дядька" Пётр Мамонтов, который обучал мальчика грамоте по Часослову и Псалтири.
     Поэтому, в отличие от европейцев, Радищев не мог смотреть на российскую действительность с точки зрения внерелигиозного гуманизма. Чужие страдания он воспринимал как собственные и без избавления от них не видел и своего личного счастья. "Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала, — пишет он в предисловии к "Путешествию из Петербурга в Москву". — Я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных".
     Скажете, это просто эмоции культурного человека, жалость высокообразованного дворянина? Нет, это вспышка евангельской любви к ближнему, искра в душе от проникновения в неё Святого Духа. И пафосное отрицание, встречаемое в радищевских сочинениях, означает лишь неприятие нравственных пороков общества, но не бунт против Создателя.
     "Бог христиан, о Бог мой! Ты един повсюду… Могущество Твоё, везде и во всём ощущаемое, было везде и во всём поклоняемо", — восклицает Путешественник в главе "Бронницы", когда видит на месте древнего языческого капища церковь Иоанна Предтечи.
     А  с каким искренним восторгом описывается исполнение "народной" песни об Алексии, человеке Божьем слепым стариком у ворот почтового двора в Клину!  
     Не случайно, наконец, и следующее замечание: "Задолго до Ломоносова находим в России красноречивых пастырей Церкви, которые возвещая слово Божие пастве своей, её учили и сами словом своим славилися".
     Хорошо известно, что в камере Петропавловской крепости, ожидая приговора, Александр Николаевич читал сборник Четьи-Минеи, составленный святителем Димитрием Ростовским, и специально для своих детей переложил оттуда Житие Филарета Милостивого. А письмо-завещание к ним начато такими словами: "Помните, друзья души моей, помните всечасно, что есть Бог… Помните, что Он правосуден и милосерд, что доброе дело без награды не оставляет, как и без наказания худого. И так всякое дело начинайте, призвав Его себе в помощь, и прибегайте к Нему тёплыми молитвами. О, коликое утешение в Нём обрящете!"  
     В Москве, перед отправкой в Сибирь, он ходил в Иверскую часовню и усердно, со слезами молился у образа Божией Матери.      
     Освобождённый из ссылки спустя семь лет, Радищев провёл целый год в Верхнем Аблязове, посещая, разумеется, и усадебный храм. А накануне последнего отъезда подарил ему миниатюру Богородицы и печатку для писем.  
      
     Суровую атеистическую эпоху Рождественский храм в Нижнем Аблязове пережил с минимальными потерями, и случилось такое благодаря самоотверженности его прихожан.
     Когда новые власти вознамерились взорвать строение, сельчане вместе со священником зашли внутрь и заявили: "Взрывайте с нами!"
     На подобное рука у активистов, конечно, не поднялась, но зато они разорили колокольню, скинув на землю главный колокол. Остался от него только язык весом 90 килограммов, который и сегодня лежит на колокольне немым укором разрушителям.
     Церковь, тем не менее, была закрыта и превращена в  зерносклад. Но и тут уважаемая местная жительница Анисья Волякова "отвоевала" у склада всю алтарную часть. Она закрыла здесь уцелевшую церковную утварь и не дала ссыпать туда зерно. Поступок по тем временам неслыханный. Более того, Анисья поучала работавшую на складе молодёжь: "Не оскверняйте храм Божий недостойными поступками, помыслами и словами, берегите святыню, наступят и её времена".
     И времена эти наступили. После войны нижнеаблязовцы открыто заговорили о необходимости возобновления церковных служб. Бесконечные поездки решительной Воляковой по различным инстанциям сделали практически невозможное — храм Рождества опять распахнул свои двери. Вернулись на свои законные места старинные образа, бережно хранимые в домах верующих. Особенно празднично, вдоль живого коридора, был пронесён Крест-распятие, который прятала у себя одна из обитательниц соседнего села Анненково.
     Среди икон самой почитаемой прихожанами многих поколений является чудотворный образ Богородицы "Скоропослушница", написанный в 1876 году на Афоне, в греческом скиту Великомученика и целителя Пантелеймона, специально для этой церкви.  
     Рядом с храмом растут две удивительные сосны с причудливо изогнутыми и переплетёнными ветвями. Виктор Спиридонов, церковный сторож, вспоминал: "Однажды спиливал засохшие сучья и ради любопытства решил годичные кольца посчитать. Оказалось — 268, получается, сосны — почти ровесницы храма. Правда, значит, история про то, что эти две красавицы были привезены из Палестины самим Григорием Аблязовым".   
      
     Церковь Спаса-Преображения была фамильным храмом Радищевых: тут они постоянно исповедовались, крестили детей, венчали, отпевали. Отсюда и богатство внутреннего убранства, и изобилие храмовой утвари. Недаром внук А.Н. Радищева, живописец-маринист А.П. Боголюбов, писал в 1883 году: "…Здесь стояла церковь времён Елизаветы Петровны, а рядом был дом, соединённый крытым переходом с церковью, в которой был иконостас Луи XV такой работы, что я ахнул, когда туда вошёл".
     Разумеется, храм во все времена играл огромную роль и в духовной жизни местных крестьян. Но и его не обошла волна разрушений: утрачены многие культовые предметы, попорчены фрески.
     И только признание Верхнего Аблязова родиной Радищева и создание здесь музея спасли церковь от полного уничтожения. С 1967 года в ней ведутся планомерные реставрационные работы, тогда же из закрытого храма села Русская Пенделка привезён новый иконостас.
     Ныне Преображенская церковь находится в совместном пользовании музея и общины. В помещениях развёрнута экспозиция "Из Верхне-Аблязовской хроники", где представлены сохранившиеся образцы оригинальной утвари XVIII столетия — купель, плащаница, сосуд для мира, венцы. Значительный интерес представляет вложенная в храм икона с изображениями небесных покровителей членов семейства Радищевых — святой Фёклы, Николая Угодника и святого Александра Невского.  
     Помимо прочего, в церкви можно увидеть восстановленный радищевский склеп: отмечены могилы родителей писателя, Николая Афанасьевича и Фёклы Степановны, братьев Михаила и Степана, младшего сына Афанасия.
      
     Долгие-долгие годы жители окрестных сёл ходили в Смоленский овраг за целебной водой. Стоявшую там часовню разобрали и сложили из неё кузницу, которая, однако, очень скоро сгорела.
     А несколько лет назад к святому источнику приехала группа женщин-паломниц. Три из них остались на ночь в селе Тарлаково (там, кстати, провела остаток своей жизни старшая дочь А.Н. Радищева, Екатерина), остальные же двинулись сразу к роднику. Они долго молились, и вдруг произвольно зажглись свечи прямо на том месте, где была часовня.  
     В 2003 году предприниматель из Кузнецка С.П. Прошин на собственные деньги поставил новую часовню и при ней купальню; теперь верующие имеют возможность омовения. Ежегодно 10 августа, в день праздника Смоленской иконы Божией Матери, у родника свершаются молебен и крестный ход.