Александр Тарасов __ «НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, НАДО ЖИТЬ…»
 Московский литератор
 №9 май, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Александр Тарасов
«НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, НАДО ЖИТЬ…»
Кирилл УСАНИН. "Дорога к раю — и обратно". Стихотворения. — Рязань: "Литера М", 2016.

     Познакомившись с глубокой разработкой горняцкой темы Кириллом Усаниным (под этим псевдонимом публикуется писатель Николай Петрович Попов, который родом из Копейска Челябинской области) — автором повестей "Разбуди меня рано", "Не осрами родовы", "К отцу в Таганай", "Пропажа", "Полдень", "Григорьев пруд", "Канарейка в шахте", "Нетерпимость", "День первый", "Спасти Красавку", "Айда, голубарь", рассказа "Смирнов и Петька" и других прозаических произведений, с интересом для себя открыл ещё один пласт в творчестве этого современного отечественного мастера словесности — лирику уральского уроженца-самородка, живущего и работающего уже на протяжении не одного десятилетия в Москве.
      Его поэтическую новинку, сборник "Дорога к раю — и обратно", издатель анонсирует пусть и крайне лаконично, зато действительно по существу:
     "В настоящую книгу вошли избранные стихотворения, написанные за многие годы, которые в жизни всей страны, как и жизни самого автора, стали переломными, стали [...] эпохой перемен".
     Далеко не случайно сборник открывается сделанным сочинителем  признанием-пояснением в произведении "Мои стихи", что подобное слитку серебра поэтическое слово "просто не даётся", а поэтому: "...И в поисках его/ Так сильно сердце бьётся/ С утра до ночи,/ С ночи до утра". Достаточно корректна и объективна авторская самооценка: "Мой стих простой,/ И всем такой понятный...". А ещё Кириллу Усанину по-настоящему дорог и желанен его удел, судьбою предназначенный, — беззаветное служение миру литературы: "...И счастлив тем,/ Что я живу стихом...".
     Вряд ли нужно особо подчёркивать, что писатели и поэты должны быть, прежде всего, последовательными выразителями подлинных и исторически обусловленных интересов Отечества, являться глашатаями и защитниками своего народа. Во все времена, какими бы трудными и многострадальными они ни были, чрезвычайно важна неразрывная связь людей пишущих со своей родовой, гордое и славное имя которой — Русь! Достаточно вспомнить духоподъёмность и мощь советской литературы и искусства в целом периода военного лихолетья, когда во время Великой Отечественной, в том числе и в самые её первые — неимоверно трудные и несказанно горькие — дни и месяцы, создавались гениальные творения: например, буквально громогласно звавшая "на смертный бой с врагом" и по праву признанная поистине гимном защиты Отчизны легендарная песня народного артиста СССР композитора Александра Александрова на слова поэта Василия Лебедева-Кумача "Священная война" ("Вставай, страна огромная!").
     Конечно же, высокие образы — России-матери и другие — не может не использовать в своём творчестве и Кирилл Усанин. Характерно, что именно так и называется первый раздел сборника — "Россия-матерь".
     В свете неоднозначных реалий в начавшейся эре новейшей российской государственности лира этого "поэта двух столетий", которая по широкому тематическому диапазону сродни прозорливому и сострадательному некрасовскому видению, полна боли, горечи и тревоги. Так, одно из стихотворений Кирилла Усанина начинается вот с этого образа, к которому не требуются какие-либо дополнительные комментарии критика: "Россия-матерь, ты в изломе,/ С минутой каждой всё больней...". Разумеется, поэт не ограничивается эмоциональным, горестно-возмущённым, выплеском по поводу крайне прискорбного факта — ежечасной гибели не на войне сыновей нынешнего государства Российского. Обращаясь к ней же — России-матери, автор резюмирует своё произведение вот столь красноречивой стержневой концовкой — с чётко заявленной гражданской позицией: "...Пора на бранном горьком поле/ Сынов безвинных защищать!".
     Взяв к другому стихотворению в качестве эпиграфа слова Максима Горького — "Ах! В России даже звёзды/ Смотрят с неба сквозь решётки" (1901), Кирилл Усанин выносит, в частности, свой образный вердикт: "...Да, на Руси покой лишь только снится./ А чёрный день всё длится, длится, длится...".
     И — будто продолжение, но уже из очередного стихотворения поэта, радеющего за истинное возрождение нашей державы и возвращение былого величия миролюбивому народу-труженику, народу-созидателю:
      
     ...Доколь же нам позор нести?
     Покорным быть и терпеливым?
     Неужто нет у нас пути,
     Где можно стать вполне счастливым?
      
     Название книге дал раздел "Дорога к раю — и обратно", поэтому имеет смысл более пристально взглянуть и на эту составную часть сборника.
     Доверительно, будто по-свойски, делится своими сомнениями-переживаниями влюблённый, но одолеваемый небезобидными "мелочами быта" поэт, у которого, вообще-то, накопилось даже к самому себе немало пока ещё безответных вопросов:
      
     Лишён ли я земного счастья?
     Быть может, да. А может, нет.
     Готов ли я принять участье
     В делах людских на много лет?
      
     Готов ли я на ложь и глупость
     Всегда достойно отвечать?
     И на иную злую тупость
     Всё так же тупо промолчать?
      
     Готов ли я, когда мне надо
     Добиться правды роковой,
     Пройти по самой кромке ада
     С поднятой гордо головой?
      
     Готов ли я за всё в ответе
     Быть честным, чистым до конца,
     Чтоб путь пройти на этом свете
     И не прослыть за подлеца?
      
     Так счастлив я? Ещё не знаю.
     Но твёрдо знаю, что навек
     Одну тебя лишь принимаю,
     Мой нежный, милый человек.
      
     В палитре чувств поэта — не на последнем месте сдержанность и рассудительность человека нелёгкой и достойной судьбы, умудрённого жизнью и всевозможными неизбежными передрягами уже упоминавшейся эпохи перемен:
      
     Несмотря ни на что, надо жить.
     Надо жить, ни на что не смотря.
     Только в меру грустить,
     Только в меру тужить,
     Верить в то, что наступит заря.
      
     И не стоит судить,
     И не стоит гневить,
     Кто нам честно не смотрит в глаза.
     Только Бог им судья,
     И он вправе простить,
     И он вправе их наказать.
      
     Образно говоря, стихотворения-"незабудки" внимательному читателю встретятся и в остальных разделах книги: "Эта жизнь", "А мир прекрасен", "Прости" и "Сельские этюды". И хотя вошедшие в этот том избранные стихотворения различаются по степени их художественной ценности (что и легко объясняется, так как они создавались на разных этапах творческой биографии Кирилла Усанина), дорога автора книги по-своему интересная и зовущая в даль — к новым горизонтам его литературных исканий. Ведь он посредством, по его же определению, "стиха простого" и "всем понятного" добивается главного: увлекает читателя за собой — в мир своей души, с её порывами и неизменной трепетной приверженностью ко всему непреходящему: "разумному, доброму, вечному" — гармоничному природе совестливого, благодетельного русского человека.
     По сути в качестве ёмкого послесловия на четвёртой странице обложки рецензируемого сборника напечатано этакое мини-эссе коллеги Кирилла Усанина по творческому цеху — поэта Сергея Лисицкого:
     "Литинститутские годы в 60-ые... В начале 70-ых совместная работа на протяжении многих лет в издательстве "Современник"... Да и поныне Кирилл Усанин один из оставшихся друзей, более того — живущий, можно сказать, по соседству. Мы часто общаемся, делимся новостями и опытом литературной работы, вспоминаем имена тех, "...кого уж нет", и тех, "кто далече...".
     Нашей дружбе уже почти полвека, но до сего дня Кирилл Усанин — писатель действующий, у него выходят новые сборники повестей и рассказов, на его "счету" и сборник стихов. [...]
     Новых творческих свершений тебе, мой друг!".
     Думаю, к этому искреннему, тёплому пожеланию, наряду со мною, с удовольствием присоединятся все ценители лирических и прозаических размышлений-откровений Кирилла Усанина — поэта и писателя ярко выраженной гражданственно-патриотической направленности.