Иван Голубничий __ ИЗ НАДМИРНОГО СОСУДА
 Московский литератор
 №13 июль, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Иван Голубничий
ИЗ НАДМИРНОГО СОСУДА
Юрий ГОЛОС. "Такая Россия". Новая лирика. Том I. — М.: "Спутник +", 2017.

     КНИГА стихов объёмом в девятьсот страниц — явление неординарное даже для нынешнего времени, тем более если эта книга являет собой первый том, предполагающий впоследствии выход как минимум второго и как минимум соотносимого объёма. Название "Такая Россия" и подзаголовок "Новая лирика" — звучат как будто бы с неким вызовом. В начале книги стоит авторский эпиграф: "Я — русский поэт… С этого и надо меня читать", и в этих словах авторское мировоззрение выражено максимально определённо. В общем, книга сразу, ещё не будучи открытой и прочитанной, вызывает интерес — концептуальным замахом, обширностью творческих притязаний. В сущности, это не просто книга — автор представил читателю масштабный и амбициозный поэтический проект. Во всех внешних признаках этого проекта просматривается активная творческая позиция, понять которую в полной мере можно, только взяв на себя труд и ответственность прочитать эту книгу. Разумеется, проанализировать такой большой массив стихотворного материала возможно лишь в полноценном исследовании. Рамки рецензии позволяют лишь выявить какие-то тенденции и обратить внимание на наиболее характерные признаки поэтического дарования Юрия Голоса.
     Сразу с первых стихотворений читатель попадает в мощный энергетический поток, исходящий от поэтических текстов, увлекающий в свой водоворот.
      
     Покоряющий писк вложения
     благонравия – пенье птах:
     это, может быть, как вторжение
     о каких-то земных делах.
      
     Накануне, когда, как водится,
     закустившихся степень мест
     с чернолесьем их не расходится,
     был украдкою он окрест…
      
     Образы стремительны и ярки, поэтическая логика причудлива и непосредственна, стихотворный ритм выстроен филигранно и живописно. В аннотации к книге сказано, что автор занимается живописью, резчик по дереву, скульптор малых форм. Все эти ипостаси наложили свой отпечаток и на его литературное творчество (несомненно, что и поэтическое вдохновение оказывает влияние на все его прочие дарование, по-другому не бывает). Стих его пластичен, эмоциональная стихия обуздана и направлена в строгое, хотя и причудливое русло выверенных форм. Рифмы его — то точны, то приблизительны, но всегда органичны и свойственны русской традиции в её эволюционном развитии.
      
     В годах грамматики преклонных
     чрезмерно убавлялись силы –
     замес в природе из короны
     и сельских видов заносило
      
     за привилегии предместий,
     хрипя, буяня молодецки,
     что вьётся и блестит для песни
     и по-тверски и по-смоленски…
      
     Разумеется, сопоставления условны и требуют известной осторожности, но, тем не менее, можно уверенно сказать, что в потоке поэтического самовыражения Юрия Голоса отчётливо слышатся интонации Хлебникова и Пастернака — природный хаос, организованный чувством языка и цельностью мировосприятия. Стих стремится бурным потоком, сметая на своём пути хрупкие преграды рационального и создавая собственные миры, которые, в свою очередь, будучи созданными, заставляют считаться со своими своенравными законами.
      
      
     Первозданно, будто на турнире,
     оставаться с выдержкою терний.
     Бой отраве! – за пропажу в мире
     детских или взрослых озарений.
      
     Кто-то к упущениям низводит,
     не без их вмешательств отбракован.
     До рисунка в кружевном узоре
     слышу в небе заклинанья грома.
      
     ....Дуги из надмирного сосуда –
     жду и жду, когда они валами
     волн оздоровительными всюду
     лягут как ручные под ногами.
      
     При таком значительном объёме книги обращает на себя внимание её внутренняя цельность, подчинённость внутреннему замыслу. И название — "Новая Россия" — не случайно имеет столь "общий", но в то же время ёмкий характер: в его рамки заключено обширное и, в определённом смысле, всеобъемлющее содержание.
     Книга многопланова и полифонична. Есть в ней и социальность, выраженная в лирических координатах; и философичность, облечённая в нервную плоть поэтической образности; но всё в целом – это, несомненно, голос поэта-лирика. В чём новизна этой лирики, продекларированная в подзаголовке? Разумеется, это в известной степени своего рода фигура речи — ибо что может быть новое? Всё так или иначе уже было. Возможно, эпитетом "новая" по отношению к лирике Юрия Голоса есть основания определить смелость и непосредственность стилевых средств, освобождённость его поэзии от благонамеренной риторики и ложного пафоса, максимальное самовыражение при высоком уровне поэтической самодисциплины? Для того, чтобы глубже вникнуть в эту проблему, необходимо более глубокое исследование, предполагающее структурирование книги по тематическим направлениям и техническому инструментарию. Одно несомненно: его поэтический герой является носителем русского национального мировоззрения, он стремится максимально освободиться от стереотипов и бытовых наслоений, чтобы явить читателю своё поэтическое видение в максимально чистой форме.
     И не столь уж важно — будет ли второй том у этого масштабного творческого проекта, или же обозначение книги как первого тома — это лишь креативный приём, направленный на то, чтобы привлечь читателя и заставить услышать обратить внимание. Книга состоялась именно как книга, и значительность её объёма оправдывается концептуальной разработанностью и художественной наполненностью. Читатель у неё будет квалифицированный и взыскательный, он найдёт в книге и новизну, и лирику, и Россию, и ещё многое, оставшееся за рамками этой краткой рецензии.