И.М.Капитонов __ В СТИЛЕ НАУЧНОЙ БЕЛЛЕТРИСТИКИ
 Московский литератор
 №15 август, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



И.М.Капитонов
В СТИЛЕ НАУЧНОЙ БЕЛЛЕТРИСТИКИ
А.Т.АБРОСИМОВ. "В современном городе". Из дневника. Записки 2015-2016 годов. — М.: "Спорт и культура - 2000", 2016.

     До выхода книги "В современном городе" автор, кандидат физ.-мат. наук, член МГО Союза писателей России создал серию научно-популярных книг о физике и физиках и серию книг личных воспоминаний. Все эти издания автора, прозаика-документалиста, написаны в стиле научной беллетристики, можно сказать — в стиле документальной прозы. К первой серии его книг, прежде всего, надо отнести следующие издания: "Повесть об учёных", 2008 г. (о физиках институтов Московского университета и г. Дубны, М.О.); "Из двадцатого корпуса МГУ", 2004 г. (о физике космических лучей и физиках НИИ ядерной физики МГУ); статьи в нескольких сборниках Московского университета и фотоальбомы, 2000-е годы (о выдающихся физиках современности, членах Академии наук С.Н.Вернове и Д.И.Блохинцеве).
     Из второй серии книг упомяну лишь две книги этого автора, начала 2000-х: "Я — москвитянин", 2009 — 2010 (автобиографическая повесть: от предвоенного периода до первых послевоенных лет — после Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.) и "Суровые сороковые годы", 2015 (повесть, по рассказам очевидцев, тоже с включениями автобиографического характера — об авторе и его семье.     
     Настоящая книга продолжает серию упомянутой серии воспоминаний автора. Отличительной её чертой (как, впрочем, и предыдущих его книг) является постоянная обстоятельность изложения, что приводит, как и ранее, к весьма солидному объёму каждого издания. И как тут не вспомнить слова известного писателя нашего времени, которые как бы оправдывают выбранный стиль автора: "Чтобы стать хорошей, книга, прежде всего, должна быть большой".  И эта книга виртуально станет ещё большей, если к ней присоединить вышеупомянутые книги автора: "Из 20-го..." и "Москвитянина". В первой из них автор обращается к своему профессиональному интересу — к экспериментальной физике, и здесь пишет о своих коллегах в экспериментах по исследованию космических лучей. Одна из таких работ привела к установлению открытия в этой области физики, и автор книги — соавтор этого открытия (№ 83 в Государственном реестре).
     Книга хорошо иллюстрирована, автор выражает благодарность известному дубнинскому фотографу, своему другу Юрию Туманову, за возможность использовать его снимки. К снимкам Туманова добавлены фото целой когорты известных физиков с мировыми именами. В итоге, читатель видит и академика С.И.Вавилова (он был Президентом Академии наук), и академика Р.В.Хохлова (в своё время был ректором Московского университета), академика С.Н.Вернова (был директором НИИ ядерной физики имени Д.В.Скобельцына Московского университета), чл.-кор. АН Д.И.Блохинцева (научный руководитель по созданию и пуску первой в мире атомной электростанции в г.Обнинске, директор теоретической лаборатории ОИЯИ в г. Дубне). Замечательный снимок физиков академиков А.Е.Чудакова, В.М.Лобашова, Е.П.Велихова и М.А.Маркова автор приводил своей книге "Addenda. Повседневная жизнь москвича", М.: 2013 г. (фото того же Ю.Туманова. Пахра, 1980 г.) и здесь его не повторяет. И конечно, автор пишет о научных достижениях упомянутых физиков, добавляя к ним работы сотрудников Московского университета, Физического института и Института ядерной физики Академии наук, академиков Д.В.Скобельцына, В.Л.Гинзбурга (Нобелевский лауреат 2003 г.), Е.Л.Фейнберга, Г.Т.Зацепина…  
     Этот экскурс, это обращение к заслугам российских учёных автор традиционно продолжает и в своей, совсем недавно вышедшей книге "К истории исследований космических лучей в Московском университете, Очерки", Научно-художественное издание, М.: 2017. Так, в этой книге, он отдаёт должное и такому мэтру науки, как академику Г.Т.Зацепину (студентом автор слушал его лекции в МГУ), и его ученику В.А.Кузьмину (который сам стал членом корреспондентом академии наук). В соавторстве они открыли так называемый эффект ГЗК (по именам Грейзена, Зацепина, Кузьмина) — предсказали существование верхней границы (обрезание) энергетического спектра космических лучей сверхвысоких энергий из-за взаимодействия протонов и ядер космических лучей с реликтовыми фотонами…
     И на этом можно остановиться — ведь автор написал даже не научно-популярную книгу, а всего лишь это научно-художественное издание. Надо отметить: когда автор в своих книгах пишет о сложных физических явлениях, о мудрых теориях и изобретениях, то, вместе с кратким изложением проблемы, он привлекает внимание читателя тем, что даёт слово своим коллегам, которые, зачастую, ярко и образно обрисовывают какую-то данную проблему. К примеру, о только что упомянутом эффекте ГЗК  пишет хорошо знакомый автору коллега по исследованию космических лучей В.А.Кузьмин — в сборнике МГУ "Мечтаю работать с Георгием Тимофеевичем Зацепиным ещё долгие годы", издание МГУ, 1997 г.  В своей статье "Космические лучи сверхвысоких энергий. Вчера, сегодня, завтра"  приводит запись ряда бесед с "Учителем", которые он завершает весьма эмоционально.
     Не оставляя в стороне свою профессиональную деятельность, свой интерес к физике, автор, в этой книге, уделяет внимание своим критическим заметкам (и взглядам), когда обращается к литературе, изобразительному искусству, философии. Эти разделы книги занимают значительное место при обращении к литературным источникам — к писателям "современного города" и другим известным писателям.  (Ранее подобные же темы поднимались в его книгах "День вчерашний, день сегодняшний, М,: 2015 г. и "Дневник и записные книжки", М.: 2014 г.).
     При этом автор, как о своих "наставниках", говорит о писателях: А.Анфиногенове ("Космики", 1965), Д.Данине ("Неизбежность странного мира", 1962), М.Уилсоне "Жизнь во мгле", в русском переводе, 1951; в оригинале — "Жизнь с молнией", Нью-Йорк, 1949. (Эту книгу, на английском языке, М.Уилсон подарил автору при посещении Московского университета).
     В городе Москве — новые здания, современной архитектуры (если её можно назвать таковой), коллеги автора — в новых современных физических лабораториях. Но надо подчеркнуть, что в некотором противоречии с  вышеприведённым замечанием, в области и литературы, изобразительного искусства и философии автор всё же, в основном, обращается к памятникам прошлого —  к ХVIII и ХIХ векам. И вне рамок "современного города" автор в этой своей книге пишет о И.В.Гёте (великом немецком поэте и учёном), И.Г.Гердере (писателе, поэте, философе, критике), Ф.Шиллере (знаменитом немецком поэте, который был в тесной дружбе и литературном общении с Гёте), И.П.Эккермане (близкому к Гёте). [А.Т.А. однажды посетил город Веймар, Тюрингия, длительное время связанным с приведёнными именами], Андрее Тимофеевиче Болотове, мемуаристе, писателе, философе-моралисте, учёном (1738-1833).
     А из всех произведений великого А.С.Пушкина автор приводит лишь одно его высказывание — не забывает повторять слова поэта, писателя и историка о тех, кто пишет историю: "надо писать, надобно, чтобы на нас ссылались".          
     Особое внимание автор уделил знаменитому немецкому писателю Эриху Марии Ремарку (1898-1970). Он говорит о его книгах "На западном фронте без перемен" (1929) и "Время жить и время умирать" (1954). Приводит выдержки из некоторых глав книги 1954 года; явно проступает недоумение автора: почему Э.М.Ремарк не был удостоен Нобелевской премии.
     В изобразительном искусстве автор, в основном, всё же обращается не к "современности", а к русским живописцам ХIХ века. Пишет о художниках, об их работах. Приводит репродукции нескольких картин, любимых полотен с пейзажами нашей родины, живописцев А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, Е.Е.Волкова… Во всей подборке картин российских художников в книге автор обращает внимание на то, что ряд замечательных полотен экспонируется в провинциальных музеях и галереях — в гг. Серпухов, Омск, Самара... Они, эти картины, — предмет восхищения автора перед мастерством живописцев.
     Большой раздел книги посвящён трудам русских философов ХIХ — ХХ  вв. Главу книги открывает авторитетный писатель философской мысли Н.А.Бердяев. Обсуждаются работы Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка, физика-теоретика Д.И.Блохинцева…  
     Перечисленные философские работы более или менее общеизвестны, и автор книги лишь выделяет в них аспекты, которые открывают, выделяют и отражают его личные взгляды на "земное мироздание".
     Из-за ограниченного размера статьи рецензент не касается расширения той части главы, где автор книги говорит об известном австрийском физике и философе Э.Махе и о немецком философе, основателе эмпириокритицизма или философии чистого опыта Р.Авенариусе.
     Автор отмечает, что в ежемесячном журнале-приложении к еженедельной газете "Культура", почти во всех номерах, начиная с первого года выпуска в 2014 г. и до 2017 г., присутствует раздел "Философ о философе"; заслуживают внимание статьи этого раздела, где приводятся не только строгие, канонические сведения о российских философах, но даётся и много материала из их биографий.
     Книгу "В современном городе" подготовило и  выпустило в свет московское  издательство "Спорт и Культура — 2000" —  в таком великолепном выпуске, которое видит читатель.