__ Из выступления В.Бояринова на форуме Международной литературной недели ("Карта и территория: мир научной фантастики"). Шанхай-2017
 Московский литератор
 №16 август, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 




Из выступления В.Бояринова на форуме Международной литературной недели ("Карта и территория: мир научной фантастики"). Шанхай-2017

     Любое масштабное научное открытие, в корне меняющее не только наше представление о мире, но и сам мир, рождается из мифа. Мы говорим: творцом мифов, преданий, сказок является народ. Однако история оставила поразительные факты, касающиеся философов и учёных, которые в незапамятные времена выдвигали идеи, сравнимые с мифами. Идею географической карты и предположение о бесконечности Вселенной выдвинул грек Анаксимандр ещё в 550 году до нашей эры. Гипотеза (т.е. миф) о возникновении Земли из газообразного облака принадлежит И.  Канту (1755). О солнечном ветре и чёрных дырах заговорили в начале ХХ века. Весь перечень научных открытий, которые раньше были смелыми догадками и стали явью, сегодня упорядочен  учёными и существует в виде справочного материала. Что касается художественной и публицистической литературы, то смею предположить, что в продвинутых институтах сегодня составляются реестры и каталоги безумных и мудрых идей и гипотез, выдвинутых писателями-фантастами и запечатлённых на страницах их бестселлеров. И здесь хотелось бы затронуть проблему терминологии: фантастика не может быть научной. Крылатая фантазия писателя и поэта не предполагает теоретических обоснований и доказательств, она освобождена от оков жёстких законов и формул. Это художественная литература, фантастика является художественной ещё и потому,  что автор её — художник слова.
     … В качестве точки опоры учёному хватает рычага Архимеда. Писатель и поэт оживляют миф оригинальной метафорой, он волен управлять временем и пространством по своему усмотрению. Без метафорического мышления художественная фантастика мертва. На определённом эволюционном этапе тот же древнегреческий  мифе об Икаре, о крылатом змее в восточной традиции, о ковре-самолёте в европейских сказках превращается в мощный авиалайнер; облачные жёны и девы, русалки, эльфы и нимфы, которые раньше представляли разнообразные явления природы, становятся выходцами из параллельных миров; вчерашние ведьмы, колдуны и кикиморы переселяются на далёкие планеты, — миф претерпевает невероятные изменения, но в метафизическом преломлении остаётся верен своему географическому происхождению…
     Мифологическая метафора — спутница великих идей и свершений. Она не требует преклонения и выражения восторга. Её мало, как урана, но сила её — не меньше урановой.