Александр Алиев __ «ВОН УЖ И ПУШКИНО…»
 Московский литератор
 №17 сентябрь, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Александр Алиев
«ВОН УЖ И ПУШКИНО…»

     Сейчас в этот крупный, стабильно развивающийся подмосковный город автомобилисты едут почти исключительно по трассе М8 "Холмогоры" и, сворачивая на развязке, попадают на Советскую площадь, где высится бронзовый памятник боярину Григорию Морхинину-Пушке, первому владельцу здешних мест.  
     А в прошлом одним из важнейших путей Российского государства было Старое Ярославское шоссе. Десятки тысяч паломников — от крестьян до Великих князей — двигались по нему в Троице-Сергиеву Лавру. И в своём многодневном пешем странствии они никак не могли миновать большого красивого села Пушкино, обитатели которого весьма охотно предоставляли им стол и кров.
     "Вон уж и Пушкино… Переходим Учу по смоляному мосту. В овраге засвежело, пахнет смолой, тёплой водой и рыбой. Выше — ещё тепло, тянет сухим нагревом, еловым, пряным. Стадо вошло в деревню, табунками носятся овцы, стоит золотая пыль. Избы багряно золотятся…" Так говорится в замечательной повести писателя Ивана Шмелёва "Богомолье".
      
     ЖИЗНЬ на Старой Ярославке и ныне не замерла. И так же видна на высокой обочине белокаменная с ярко-синими в золотых звёздах куполами церковь Святителя Николая — самый старый и лучший архитектурный памятник Пушкино. Последний патриарший храм допетровской России.
     Из документов явствует, что уже в конце XV века село перешло от потомков Григория Пушки в собственность митрополитов Всея Руси, а после учреждения патриаршества стало домовой вотчиной патриархов.
     Летом 1690 года предстоятелем Церкви избрали митрополита Казанского и Свияжского, бывшего архимандрита Кремлёвского Чудова монастыря, Адриана. В скором времени он отправился в Пушкино для осмотра места под строительство нового каменного храма, ибо стоявшая здесь небольшая деревянная церквушка времён царя Фёдора Иоанновича уже порядком обветшала. Двадцать четвёртого апреля 1692 года патриарх благословил выбранное место, присутствовал на божественной литургии, после чего "пожаловал тоя церкви попу Симеону 10 алтын, дьячку и пономарю по гривне". В следующем, 1693 году, 4 сентября, состоялся осмотр Адрианом иконостаса и куполов храма Святых Космы и Дамиана Асийских в слободе Кадашёво (начало теперешней улицы Большая Полянка, у Кадашёвской набережной), чтобы такие же строить "в домовом патриаршем селе Пушкино в новостроенной каменной церкви Николая Чудотворца".
     Предстоятель не был сторонником архитектурных новшеств, получивших широкое распространение на исходе XVII столетия, а потому распорядился возводить храм по милым его сердцу старым образцам церковного зодчества предыдущих десятилетий. Храм устремляется ввысь пятью тонкими барабанами, увенчанными небольшими синими главками.
     Иконы были заказаны тогдашнему жалованному государеву иконописцу Петру Золотому — ученику знаменитых изографов Ивана Безмина и Симона Ушакова. В переписной книге 1702 года значится, что в церкви имелись образа Всемилостивейшего Спаса, Нерукотворного Спаса, Пресвятой Богородицы, Богородицы Смоленской, Архангела Михаила, Пророка Илии, Апостола Иоанна Богослова, Николая Угодника и др. За правым клиросом находилось патриаршее место, обитое зелёным бархатом, а над ним — икона Святителя Алексия.  
     Снова в Пушкино Адриан приехал в середине июня 1694 года. Шестнадцатого числа он отслужил литургию в старом деревянном храме, а на следующий день торжественно освятил законченную новую церковь и вручил "попу Симеону на молебен рубль, дьячку, пономарю и просвирне по 8 алтын". В третий день, 18 июня, патриарх подарил Никольской церкви небольшое напрестольное Евангелие с собственноручной надписью, напрестольный же Крест с частичками мощей и 240 десятин земли — отдельно от крестьянских участков.  
     Несколько позднее в стену внутри храма вделали каменную плиту, гласящую: "От миросоздания 7200 года, от Рождества же Христова 1692, благоволением Всетворца нашего Бога, с помощью Пресвятые Девы Богородицы Марии, господин Святейший Кир Адриан Архиепископ царствующего града Москвы и всея России и всех северных стран Патриарх создал сей храм Господен в честь угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая. Строена из домовния патриаршия казны. Освяти его чинодейством Святейший Адриан Патриарх со всем освященным собором 7202 году месяце июня в 17 день. Быст же сие во дни православных монархов и благочестивых наших царей и князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича".
     Нелишним будет отметить, что Адриан, несмотря на осуждение им внедряемых на Руси западных обычаев, пользовался большим уважением Петра I. Подённые записи придворного обихода свидетельствуют, что царь четырежды посещал патриарха в его палатах и гостил по нескольку часов. Так было, например, после Второго Азовского похода (октябрь 1696 года), сразу по возвращении государя из Великого посольства (август 1698-го)… Известно, кроме того, что Пётр довольно часто писал Адриану, сообщал о военных успехах, советовался по ряду вопросов. Предстоятель полностью поддержал царя в необходимости широкого и основательного просвещения в стране, что привело впоследствии к созданию Академии наук.   
      
     ПОЛВЕКА спустя Никольская церковь превращается в обычную, приходскую, и по указу Святейшего Синода из неё выносят патриаршее место. А в первой четверти XIX столетия к западной части здания пристраивается трёхъярусная шатровая колокольня.
     Благолепия храму было не занимать, однако со временем в нём стало тесно. Пушкинский приход прирастал рабочими возникших вокруг мануфактур. Зимою в праздничные дни собиралось столько людей, что невозможно было проводить службы. Богомольцы стояли на паперти, а кое-кто из прихожан вообще оставался дома. Всё это крайне заботило настоятеля — отца Димитрия Сперанского, назначенного сюда в 1853 году.
     Долго не мог отыскать он достаточных средств на расширение и утепление церкви, но, наконец, судьба послала ему помощника — местного купца Н.И. Авученкова. Тот, став в 1868-м церковным старостой, восполнил недостающее из собственных капиталов. И появились вокруг основного храмового объёма два симметричных придела, соединённые открытыми арками, — Преподобного Сергия Радонежского и Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
     Другой купец — И.М. Булочкин — пожертвовал деньги на обновление интерьера и настенной росписи. На средства мецената Б.А. Медынцева соорудили высокую каменную лестницу в храм с проезжей улицы. А на средства семьи Армандов, хозяев пушкинской шерстоткацкой и красильно-отделочной фабрики, подле церкви была выстроена деревянная богадельня. К 1875 году переустройство храма полностью завершили. И финальной точкой стала переделка колокольни в псевдорусском стиле с шатровым верхом — явная оглядка на классическое ярославское зодчество.     
     В начале прошлого века должность здешнего старосты занял Василий Камзолкин, дед художника Евгения Камзолкина, который прославился впоследствии созданием главной советской эмблемы — скрещенных Серпа и Молота. На счету Камзолкина-деда также оказалось много добрых дел, потому-то он вместе с женой был погребён за алтарной частью Никольской церкви. Подобного удостаивались совсем немногие горожане!
     Также известно, что 27 июля 1918 года воскресную литургию в храме совершил святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и Всея Руси.
     Конечно, в определённый период истории эта церковь тоже не избежала гонений. В июне 1940-го Пушкинский райисполком распорядился её закрыть.  
     Впрочем, уже через семь лет, в связи с возвращением верующим Троице-Сергиевой Лавры, возобновились службы и в некоторых храмах вдоль Старого Ярославского шоссе. Но хотя период запустения в Никольской церкви длился недолго, прихожанам пришлось целиком восстанавливать интерьер: ведь единственное, что сохранилось от прежнего, — напольная узорчатая плитка с датой 1911. Проблема же с колокольным ансамблем решилась только в самое последнее время. Толчком к этому послужил следующий случай. Ремонтируя в 2005 году колокольню, рабочие обнаружили под полом язык от сброшенного когда-то и отправленного в переплавку пятитонного басового колокола — "царя" Пушкинского храма. Целый год пролежал язык на паперти на всеобщем обозрении. А потом был отлит новый колокол по образцу и меркам самого звонкого Лаврского колокола по имени "Переспор" (созданный в 1780 году, он до сих пор перебивает все остальные). Ещё позже приобрели малый ряд зазвонных колоколов — небольших, но очень мелодичных.
     Должность настоятеля занимает ныне протоиерей Иоанн Герасимович.
     Армандовская богадельня худо-бедно, но дожила до наших дней. Здание пока пустует, но уже идут переговоры о возвращении его под церковное "крыло". Здесь могла бы разместиться, скажем, гостиница для паломников.
     Тут же, за оградкой, заметны несколько красивых старинных надгробий — место последнего пристанища знаменитого семейства. Арманды были католиками, из-за этого их похоронили в стороне от храмового погоста.
     Почти перед самым нашим отъездом здешние служительницы рассказали нам примечательную историю. Ураган, пронёсшийся над Москвой и областью 29 мая нынешнего года, затронул и Никольскую церковь. Порывом ветра сорвало металлический колпак над одной из печных труб и забросило на несколько десятков метров в сторону. Сломало тополь, росший во дворе, однако ствол, по счастью, рухнул не на само строение, а на крыльцо северного, Сергиевского, придела. Вот так Николай Угодник оборонил посвящённый ему храм!