Елена Царёва __ СВЕТЛАЯ ГАРМОНИЯ МИФА
 Московский литератор
 №17 сентябрь, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Елена Царёва
СВЕТЛАЯ ГАРМОНИЯ МИФА
Алексей РЯБИНИН. "Яблоко раздора". — М.: "Антология", 2017.

     То, что в подзаголовке к названию книги написано "Сказка про древних богов, богинь, царей и богатырей", мне кажется странным. По-моему, это самые что ни на есть мифы Древней Греции. Даже не мифы, а миф. Один длинный миф, который включает в себя все, что уже многократно было издано-переиздано.
     Сошлюсь на мнение теоретиков литературы. Слово "миф" с греческого языка ("mythos") переводится как "слово". Под мифом подразумевают повествование о духах, богах и древних героях. Исторически миф стал первой формой культуры человека, его отображения действительности. В мифе, как в единой системе, представлено все моральное, художественное, познавательное и практическое освоение мира. Его целостный образ и объяснение. Ну, вот именно эти утверждения и применимы на все сто процентов к книге Алексея Рябинина. С помощью мифов в образной манере древние люди передавали сложенные веками знания и представления о природе, взаимоотношении с ней человека, общественной жизни. Мифы складывались еще до появления мировых религий и обожествляли не абстрактных богов, а сами силы природы и стихийные страсти души человека, которые считались продолжением природной стихии.
     А слово "сказка" — русское; оно произошло от глаголов "сказывать", "сказать". Сказкой называют повествовательное произведение. Сказки бывают фольклорными и литературными, а по сюжету их делят на несколько типов. Больше всего близки к мифам волшебные сказки, в которых часто действуют силы природы под видом сил зла и добра. В них герой ищет справедливость и борется с силами зла. Можно, конечно, сказать, что и повествование Алексея Рябинина — это произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных сил, а потому тоже может считаться сказкой. Считаться-то может, но — зачем? Почему было не поставить в подзаголовок слово "Мифы"? Если уж мифы пересказываются…
     К тому же, в древней Греции не было богатырей. Герои имелись, а вот богатыри — это как-то не по-гречески. И нет их в книге! То есть слово "богатырь" встречается только на обложке. Интересно, куда смотрел редактор? Опять же, специалисты считают, что слово "богатырь" имеет восточное происхождение и зафиксировано во многих языках: тюркских, монгольском, бурятском, иранских, хинди. Согласно современным данным, впервые богатырями в русских летописях названы воеводы (темники) монгольского царя в Ипатьевской летописи. А вот в мифах Древней Греции говорится, что от браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не были бессмертными. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.
     Так что книга Алексея Рябинина — миф, легенда о богах и героях. И написана она увлекательно, что является несомненным достоинством книги.
     Очень легко читается, это действительно одна легенда, которая вобрала в себя все самое интересное и увлекательное из мифов Древней Греции. Симпатичное оформление. Нет никаких  абстракций, каляк-маляк. Все ясно и понятно. Кроме, пожалуй, одной детали. По-моему, художник перепутал Гектора с Ахиллесом. Читаем в книге: "Ахиллес взмахнул рукой, копье вонзилось в шею Гектора, и жизнь покинула его". Это — про Гектора. Про Ахиллеса Рябинин пишет: "Стрела, пущена с верха крепостной стены, вонзилась прямо в Ахиллеса, и пораженные эллины увидели, как их божественный герой повалился на пыльную землю, и жизнь угасла в его глазах". В принципе, непонятно, куда вонзилась стрела. У художника — именно в шею. В подписи под рисунком сказано "Смерть Ахиллеса". Но ведь даже школьники знают, откуда пошло словосочетания "Ахиллесова пята"…
     Самое распространенное мнение, что Ахиллес погиб у Скейских ворот от двух стрел Париса, направляемых Аполлоном: первая стрела, попав в пяту, лишила Ахиллеса возможности устремиться на противника, а вторая сразила его в грудь. Есть другие версии смерти Ахиллеса, но про удар в шею (и ничего про пятку) — нет ни у кого.
     Из текста Алексея Рябинина непонятно, как герой погиб. Но художник — уточнил, как. Про пятку — ничего. А вот путаницу внес. Опять же вопрос — зачем?
     Не могу сказать, что я внимательно читала книгу Рябинина. Не исключено, что при внимательном прочтении возникнут еще вопросы. Но, полагаю, этого делать не нужно. Перед нами ведь художественное произведение, а не расследование военных действий.
     Я почувствовала в этой книге самое главное — очень трепетное отношение к событиям, понимание того, о чем автор пишет. Ведь древние греки давали своё объяснение происходящему, ибо вовремя поняли, что человек по своей сути слаб, а природой управляют более могущественные силы, которые предопределяют судьбы людей и управляют законами природы. Думаю, что мифы для них играли более важную роль, чем воспитание молодого поколения или простое развлечение для всех и каждого. Древние греки мифами в первую очередь пытались дать ответ на самый главный вопрос: в чём смысл жизни. Точнее, пытались ответить за вопрос "для чего живёт человек". И между людьми и богами устанавливались самые тесные взаимоотношения, да и боги имели человеческие облики и наделены человеческими характерами.
     Фантазия у Древних греков очень богатая. И Алексей Рябинин очень хорошо это передает. И показывает нам лучшее, что есть в известных мифах. Мне нравится, что в отличие от других народов в древности, греки представляли богов здоровыми и красивыми людьми, а не наделяли их кошмарными чертами. Про героев и говорить нечего, это понятно. Я считаю, что древние греки были очень созвучны природе. В их мифологии есть гармония; несмотря на обилие в них войн и убийств, они остаются все-таки светлыми.
     И — что крайне важно, любая  мифология не примитивна. И книга Алексея Рябинина еще раз подтверждает эту точку зрения. Мифология — это памятник древности, изящный, мудрый, шифрованный. Мифы нужно изучать (если хотите), пытаться понять (расшифровать). Или просто читать и получать удовольствие, как от книги "Яблоко раздора".