Эрдни Эльдышев __ О ПОЭТИЧЕСКИХ ПОСВЯЩЕНИЯХ ДАВИДУ КУГУЛЬТИНОВУ
 Московский литератор
 №18 сентябрь, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Эрдни Эльдышев
О ПОЭТИЧЕСКИХ ПОСВЯЩЕНИЯХ ДАВИДУ КУГУЛЬТИНОВУ
"Венок Давиду Кугультинову". — Элиста: Союз писателей Республики Калмыкия, 2017.

     Давид Кугультинов был великим поэтом, таким же великим он был и в дружбе. В одном из интервью он отметил, что, несмотря на все тяготы и невзгоды, жизнь прожил достойно, счастливо. И таким счастьем, украсившим его жизнь, по признанию самого поэта, была высокая, верная дружба, о которой сам он сказал так: "Жизнь наградила меня дружбой со многими великими людьми: Михаил Светлов, Ярослав Смеляков, Александр Твардовский, Кайсын Кулиев, Расул Гамзатов… Это же поэты, Богом данные. Ну разве это не счастье?..".
     Поэт посвятил множество поэтических произведений своим друзьям — Самуилу Маршаку, Семену Липкину, Михаилу Дудину, Леониду Соболеву, Валентину Берестову, Кайсыну Кулиеву, Алиму Кешокову, Чингизу Айтматову, Ювану Шесталову, Семену Данилову, Гумеру Баширову, Лиджи Инджиеву, Ярославу Джамбинову, Михаилу Хонинову, Никите Санджиеву и другим. В свою очередь, крупнейшие поэты Советского Союза, самой читающей страны в мире, его друзья — Михаил Дудин, Евгений Долматовский, Лев Ошанин, Михаил Львов, Борис Слуцкий, Михаил Луконин, Кайсын Кулиев, Расул Гамзатов, Педер Хузангай, Танзиля Зумакулова и другие — тоже посвятили ему стихи, в которых выразили своё, очень личное отношение к его жизни и творчеству.
     Они неоднородны по своему содержанию и стилю — это и глубокие, философские размышления-послания; это и стихи, в которых отражена биография поэта; это и стихи-шутки, миниатюры, юбилейные оды с тонким юмором. Но во всех чувствуются любовь и уважение к его таланту, к его трудной и славной жизни.
     Стихотворение Марата Векслера (Картмазова) интересно тем, что оно, пожалуй, стало первым посвящением Давиду Кугультинову.
     Стихотворение написано в Норильске в 1955 году. В нем автор, молодой специалист, приехавший работать в ГОРлаг Норильска, показывает поэта заведующим лагерным складом. Этот штрих в биографии Д. Кугультинова мало кому известен. И написать в то время:
      
     Жалеть, что когда-то на губы
     Замка он повесить не смог,
     — согласитесь, было поступком смелым.
      
     Добавлю, что стихотворение было опубликовано в 11-м номере журнала "Знамя" только в 1988 году.
     Выдающиеся советские поэты Михаил Дудин и Кайсын Кулиев посвятили не одно стихотворение Д.Кугультинову.
     Знаменитый русский поэт Ярослав Васильевич Смеляков, участник Великой Отечественной войны, тоже прошедший через сталинский ГУЛАГ, в своем посвящении "Четырем друзьям" отмечает высокую дружбу национальных российских поэтов, — Д. Кугультинова, К. Кулиева, Р. Гамзатова, М. Карима — их неоценимый вклад в духовную жизнь великой страны.
     И Расул Гамзатов, о котором Давид Кугультинов сказал, что он был "создан судьбой для того, чтобы в какой-то степени уменьшить печали Времени", тоже был ему настоящим другом.
     В послании "Давиду Кугультинову" он с любовью и горечью вспоминает своих друзей-поэтов:
      
     Роднила поэзия нас,
     И свой был у каждого лик.
     И звёздный познали мы час,
     Суливший бессмертия миг.
     Лихих не склоняя голов,
     Как жили, ушли без кольчуг
     Гудзенко, Луконин, Орлов —
     Так вещий сужается круг.
     Прекрасен божественный дар,
     И нами у горных вершин
     Оплакан Думбадзе Нодар
     И неповторимый Кайсын.
     Ровесники наши они,
     Но вещий сужается круг…
     Храни его, небо, храни
     И не преуменьши заслуг.
     (Пер. Я. Козловского)
      
     Сегодня, когда эти великие поэты уже сменили "земные адреса" на "небесные", их дружба осталась нам, идущим вослед, как завет, как высокий пример — беречь и крепить родное слово, ценить традиции и обычаи дружественных народов.
     Выдающийся советский поэт Лев Иванович Ошанин, автор многих стихотворений, ставших популярными песнями в годы войны, в том числе легендарной песни "Эх, дороги", своё стихотворение "Кугультинову" прочитал на юбилейном вечере поэта в Москве 14 марта 1972 года. В нем звучат такие чеканные строки:
      
     Есть у Давида Кугультинова
     Стихи, в которых восемь строк,
     Как будто правда сердце вынула
     И положила на порог.
     …………………………….................
     Сквозь море запаха полынного
     Я слышу слово Кугультинова.
     Поэзии бессонный подданный,
     Пред целым миром напрямик
     От имени великой Родины
     Пусть скажет друг степей — калмык!
      
     Хочу упомянуть и стихотворение Бориса Слуцкого "Шуба выстроена над калмыком…", опубликованное в 1-м номере журнала "Знамя" в 1988 году. В нем выдающийся русский поэт размышляет о непростой судьбе калмыцкого поэта:
      
     Переизданный, награжденный
     Много раз и ещё потом,
     Многократно переведённый,
     Он не щурится сытым котом.
     Нет, он смотрит прямо и точно
     И приходит раньше, чем ждут:
     Твёрдый профиль, слишком восточный,
     Слишком северным ветром продут.
      
     Значение Бориса Слуцкого было определено, когда на одном из обсуждений его стихов в Доме литераторов Михаил Светлов сказал: "Надеюсь, всем присутствующим ясно, что пришёл поэт лучше нас…".
     Многие известные поэты, друзья Д.Н. Кугультинова, приняли участие в юбилейных мероприятиях, посвящённых его 60-летию, 13 марта 1982 года в Элисте.
     Давид Кугультинов высоко ценил творчество своих друзей-поэтов. О каждом из них поэт оставил нам свои статьи и размышления. Например, об известной балкарской поэтессе Танзиле Зумакуловой он написал: "Уметь чувствовать так может только талант высокого благородства".
     Именно таким талантом — талантом высокого благородства — обладал и сам Давид Никитич, что и подтверждают стихи, посвящённые поэту.