Юрий Богданов __ СОКРОВЕННОЕ СЛОВО
 Московский литератор
 №21 ноябрь, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Юрий Богданов
СОКРОВЕННОЕ СЛОВО
Татьяна СКОРИКОВА. "Перелётные птицы". Стихотворения и поэмы. — Рязань: "Литера М", 2017.

     Новая книга поэтессы Татьяны Скориковой отличается от предыдущих общим замыслом, концептуальным построением, но не утрачивает поэтического обаяния, мастерства, полёта образов и мысли, которые уводят читателя от обыденности, создают свою Вселенную. Состоит она из пяти разделов": "С высоты", "Родные берега", "Белоснежье", "О чём поведаешь мне, море?", "Сокровенное слово" и двух поэм: "А дальше — свет", "Любимые страницы".
     Каждый раздел тематически строго выстроен и является как бы самостоятельным стихотворным сборником в самой книге, чем очень интересен читателю, хорошо знающему творчество автора.
     Уже с первого раздела необычность образов заставляет нас принимать "условия", которые нам "диктует" Татьяна Скорикова:
      
     Давай слетаем в изумрудные края
     в обнимку с ветром, солнцем и дождём.
     Мы будем там, как исстари, вдвоём,
     лишь лоскуток повиснет в небесах — земля...
      
     Мы уместим её в ладони... С высоты
     крылом коснёмся гор и океана
     солёное пространство... Первозданно
     мы пролетим над ним, как птицы — я и ты.
                 
     Этот сквозной образ полёта — находка поэтессы. Он объединяет  другие стихи, расширяет взгляд в пространстве, времени, в чувствах и, если хотите, в жизни: "Летим, не ведая веков, / не зная, сколько нам осталось…" И далее: "…мы долетим ... когда-нибудь...От Скандинавии к Перу в отвесном вираже полёта к друг другу мы прижмёмся  плотно душа к душе, перо к перу…". Здесь и полёт над Норвежским фьордом, над Ай-Петри, где "Я эхом поселилась на Ай-Петри" и в полёте любви поэтесса говорит: "Перелётной птицей — вслед за летом — / поплыву на твой далёкий зов...". И этот любовный запев пронизывает всю лирическую книгу Татьяны Скориковой. Ей с высоты полёта до мелочей видна вся земля и на ней человек со своими радостями, горестями и, естественно, с любовью.
     Раздел "Родные берега" до глубины души наполнен любовью к родной земле. Открывается он стихотворением "Родина":
      
     Хороводило, половодило,
     обмирала кругом вода.
     Льдинкой тонкою выдох:  "Родина!"  —
     доброй  памятью на года.
     И молю я: "В ту оторопь гулкую,
     в колобродицу на Руси
     странствий дальними переулками
     ты опять меня занеси.
     Опусти  перед милой горницей,
     за церквушкою, на реке…"
     Обернусь сизокрылой горлицей  
     на узорчатом рушнике.
      
     Этими проникновенными непритязательными строками сказано многое. Ведь читатель не любит в лирике громогласных признаний в любви к природе, к родному краю. К таким стихам относятся "Возвращение", "Аукнется-откликнется", "В электричке", "Берёзовая рощица", "России", "Журавлиный клин", "Русь", "Медовый спас", "Напои меня, Русь, напои" и многие другие.
     В разделе "Белоснежье" поэтесса, можно сказать, поёт завораживающую ораторию белому цвету — чистоте помыслов человека. Что может быть чище снега, посылаемого нам небесами? Он очищает душу, заставляет задуматься о вечности, духовности русского человека. Стихотворения "В ожидании снега", "Зимний сонет", "Послание зимы", "Предновогоднее" и многие другие из этого раздела очищают нас от сиюминутного, мелкого, незначительного в текущем бытии, приближают душой к Спасителю…
     Читатель в изумлении останавливает взор на отдельных поэтических образах Татьяны Скориковой: "Ничто не исчезает втуне, / и веришь ли, но в летний зной / пчела на венчике июня / сжимает в лапках шар земной".
     Поэтесса не обходит стороной и тему войны. В стихотворении "Из книги памяти лесной" она пытается "…услышать вздох… и зов… и стон…", "…вписать строку, созвучье, слово / из книги памяти лесной…"   
      
     Ей время —  встрепенуться в птицах,
     и замирает тишина,
     ведь на берёзовых страницах
     ещё записана война...
      
     Продолжается тема в стихотворениях "Старый дом", "Иван-чай", "Павшему солдату", "Их долгий путь", посвящённых всем погибшим на поле брани, — и особенно в стихотворении "Бессмертный полк":
      
     Бессмертный полк, в небесной синеве
     ты числишь всех, кто лёг на поле брани.
     Их имена…  — кто был убит, кто ранен  —  
     несут в себе неугасимый свет.  
      
     Ты числишь всех, никто не позабыт.
     Земная память — их удел отныне,
     где каждого бойца святое имя —
     как часть России  и её судьбы.
      
     Слезою радости омыты небеса…
     Смотрю на фотографии… Бессменно
     ты на посту, не дрогнув! И  нетленно
     звучат из строчек писем голоса…
      
     Ты выстоял, как крепость, как скала!
     Бессмертный полк под заревом салюта.
     Все, поимённо — у Кремля…  Как будто
     тебя на службу вечность призвала!
      
     Разнообразие тематики стихотворений в книге не разбивает её цельности, так как основная их мысль "замыкается" на любви. И продолжает эту тему цикл "О чём поведаешь мне, море?" Море, как близкая подруга, которой можно доверить сокровенные мысли, рассказать о любви. У моря даже август превращается в живое существо:
      
     …Тот август юн и дерзок был,
     крылат, безумен, своеволен.
     Мальчишеский горячий пыл
     гасил он на морском раздолье.
      
     С небес, из звёздного ковша,
     он черпал удальство и силы.
     и  нас с тобой его душа
     как пламя, к Богу возносила…
      
     Или: "Берег утренний по-щенячьи / распластался на лапах песка, / солнце волны-младенчики нянчит / у ныряющих под воду скал…". Картина жизни оживает, и это у Татьяны Скориковой не кажется чем-то придуманным и неестественным.
     Поэме "А дальше — свет" автор даёт подзаголовок "Разговор с Анной Ахматовой". В этом цикле тридцать стихотворений и каждое предваряется цитатой из стихотворения А. Ахматовой. Разговор с поэтессой очень интересный. Не буду его пересказывать, чтобы не "вспугнуть", как редкую птицу, истинную поэзию…
     Заканчивается книга поэмой "Любимые страницы", — как говорит сама поэтесса, написанной по мотивам романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". На мой взгляд, это удачный поэтический эксперимент, пронизанный глубокими чувствами к героям  романа. Мастерство Татьяны Скориковой — несомненно. О нём можно судить даже по одному короткому отрывку:
      
     …Из варева кромешной тьмы  
     взлетала ввысь громада храма        
     и низвергалась с высоты   
     в глухую бездну урагана.     
     Когда казнимых палачи
     кололи копьями поспешно,
     огня отвесные  мечи  
     распарывали город грешный,   
     Срывались ветки на карниз  
     вдоль затемнённой колоннады,
     как трость, сломался кипарис
     прокураторской ограды.
      
     Заканчивая разговор, приведу слова Татьяны Скориковой: "Эта книга   — своеобразный лирический дневник, в котором автору хочется поделиться с читателем своими чувствами,  мыслями, духовными поисками и просто —  поэтическими зарисовками природы и мгновений своей жизни".
     Остаётся пожелать талантливой поэтессе такого же вдумчивого и заинтересованного читателя, а книге долгой жизни на благо нашей Русской Литературы.